I. Основные положения и понятия

В связи со вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Указ о денежном содержании) с 1 августа 2006 года в полном объеме вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ о Реестре). В соответствии с пунктом 7 Указа о Реестре руководителям федеральных государственных органов необходимо привести наименования должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - должность гражданской службы) в федеральных государственных органах (далее - государственный орган), а также нормативные правовые акты государственных органов в соответствие с Указом о Реестре. В связи с этим руководителями государственных органов должны быть проведены мероприятия по совершенствованию организационной структуры и введены в действие новые штатные расписания.

В соответствии с положениями о государственных органах структура и штатное расписание государственного органа утверждаются руководителем государственного органа в пределах фонда оплаты труда и численности федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), замещающих должности гражданской службы.

Статья 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) устанавливает классификацию должностей гражданской службы. Должности гражданской службы подразделяются на категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также распределяются по пяти группам: "высшие", "главные", ведущие", "старшие" и "младшие". При этом должности категории "обеспечивающие специалисты" высшей группы должностей не имеют. В соответствии с этим в штатных расписаниях государственных органов потребуется провести разделение гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, на две категории: "специалисты" и "обеспечивающие специалисты".

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 9 Федерального закона "обеспечивающие специалисты" - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности федеральных государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Изменение штатного расписания и введение должностей категории "обеспечивающие специалисты" осуществляется на основании нормативного правового акта государственного органа (приказа, распоряжения) о проведении организационно-штатных мероприятий.

Должности категории "обеспечивающие специалисты", вводимые штатным расписанием государственного органа, могут предусматриваться как в рамках структурного подразделения государственного органа (департамента или управления, либо иного), так и в рамках подразделения, входящего в состав структурного подразделения государственного органа. Например, в первом случае должность категории "обеспечивающие специалисты" может предусматриваться для обеспечения деятельности приемной руководителя структурного подразделения государственного органа, если это предусмотрено должностным регламентом по данной должности, в другом случае должность категории "обеспечивающие специалисты" может предусматриваться в подразделении, входящем в состав структурного подразделения государственного органа.

При формировании структуры государственного органа целесообразно исходить из того, что оптимальное с точки зрения управленческой эффективности количество должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", как правило, должно составлять до 10 - 15% общей численности гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, введенные штатным расписанием государственного органа.

В части, касающейся федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительных органов" штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20 единиц, отдела - менее 10 единиц, отдела в составе департамента (управления) - менее 5 единиц, а в структуру департамента и управления не могут входить менее 3 отделов.