Решение Верховного Суда РФ от 10.09.2007 N ГКПИ07-871 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 59 и абзаца 5 пункта 64 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 01.03.2007 N 151>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 сентября 2007 г. N ГКПИ07-871

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Гудковой Е.Ю.,

с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании недействующими пункта 59, абзаца 5 пункта 64 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 1 марта 2007 года N 151 (в редакции Приказа Минсельхоза РФ от 18.06.2007 N 327),

установил:

Ч. обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 59, абзаца 5 пункта 64, подпункта "а" пункта 65.2, пунктов 66.2, 67.2.1, 67.2.2, подпунктов "б" и "в" пункта 67.2.3 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее по тексту - Правила).

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые пункты Правил противоречат Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и нарушают его права как жителя на пользование природными ресурсами посредством любительского рыболовства, устанавливая ограничения или запрет на любительское рыболовство. В то время как ограничения могут вводиться только федеральным законом.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Мерзляков Александр Васильевич в связи с внесением Приказом Минсельхоза РФ от 18.06.2007 N 327 изменений в оспариваемый нормативный акт уточнил требования и просил признать недействующими только пункт 59 и абзац 5 пункта 64 Правил рыболовства.

Представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Калягина А.А. и Василенков В.П. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемые Правила разработаны и утверждены Минсельхозом России в рамках его полномочий, на основании ч. 3 ст. 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Типовых правил рыболовства, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 28.07.2005 N 133, и не противоречат федеральному законодательству.

Представитель Министерства юстиции РФ Мокрова Е.А., Покидова И.В. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, с учетом заключения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ (далее по тексту - Закон о рыболовстве) рыболовство, в том числе любительское и спортивное рыболовство, осуществляется гражданами и юридическими лицами в соответствии с правилами, регламентирующими добычу (вылов) водных биоресурсов.

Типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (ч. 3 ст. 16 Закона о рыболовстве).

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 164, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства.

Согласно п. 5.2.1 указанного Положения Минсельхоз России самостоятельно принимает правила использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Приказом Минсельхоза России от 28.07.2005 N 133 утверждены Типовые правила рыболовства, пунктом 2 которых установлено, что Правила рыболовства разрабатываются на основании Типовых правил рыболовства с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бассейновых научно-промысловых советов, а также специализированных научно-исследовательских рыбохозяйственных организаций.

Приказом Минсельхоза России от 01.03.2007 N 151 "Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна" утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее по тексту - Правила).

Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 27.04.2007 N 9362 и официально опубликован в "Российской газете", N 98, 11.05.2007. В настоящее время действует в редакции Приказа Минсельхоза РФ от 18.06.2007 N 327, который зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июня 2007 г. N 9732 и официально опубликован в "Российской газете", N 141, 04.07.2007.

Судом установлено, что оспариваемые Правила разработаны ГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ВНИИРО) на основании Типовых правил рыболовства с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бассейновых научно-промысловых советов, а также специализированных научно-исследовательских рыбохозяйственных организаций, что подтверждается письмом ФГУ "Амуррыбвод" от 06.12.2006 N 08-23/3180 в адрес ВНИИРО, предложениями рабочей группы по подготовке проекта Правил рыболовства для дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, включающей представителей Администрации Хабаровского края, Хабаровского филиала ТИНРО-центра, ФГУ "Амуррыбвод" и Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО (л.д. 104 - 108).

Таким образом, оспариваемые Правила разработаны и утверждены Минсельхозом России в рамках его полномочий, на основании ч. 3 ст. 16 Закона о рыболовстве и Типовых правил рыболовства, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 28.07.2005 N 133.

Пункт 59 Правил предусматривает, что для осуществления любительского и спортивного рыболовства без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловых участках, не предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, гражданам необходимо получить согласие пользователя рыбопромысловым участком.

Абзацем 5 пункта 64 Правил запрещено осуществление любительского и спортивного рыболовства во внутренних морских водах в северо-западной части Татарского пролива (к северу от мыса Золотой) и западной части Сахалинского залива.

Оспаривая указанные положения Правил, заявитель ссылается на то, что пункт 59 и абзац 5 пункта 64 незаконно ограничивают его право ловить рыбу в порядке любительского рыболовства для личного потребления, что противоречит пункту 6 части 1 статьи 2 Закона о рыболовстве.

В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона о рыболовстве одними из основных принципов законодательства о водных биоресурсах являются приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.

Право пользования водными биоресурсами в силу ст. 11 Закона о рыболовстве возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 24 Закона о рыболовстве любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 24), любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках осуществляется с согласия пользователей рыбопромысловыми участками (ч. 4 ст. 24).

Таким образом, положение пункта 59 Правил, предусматривающее необходимость получить согласие пользователя рыбопромысловым участком для осуществления любительского и спортивного рыболовства без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловых участках, не предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства гражданам, не противоречит приведенным положениям Закона.

Статьей 12 Закона о рыболовстве установлено, что право пользования водными биоресурсами может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26 Закона о рыболовстве в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства, в т.ч. запрет рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (п. 1), закрытие рыболовства в определенных районах промысла и в отношении отдельных видов водных биоресурсов (п. 2).

Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ч. 2), порядок установления ограничений рыболовства определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (ч. 3).

Таким образом, Минсельхоз РФ вправе в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования установить запрет на осуществление любительского и спортивного рыболовства во внутренних морских водах в северо-западной части Татарского пролива (к северу от мыса Золотой) и западной части Сахалинского залива, что не противоречит п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона о рыболовстве.

Ссылка заявителя на противоречие оспариваемых норм п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона о рыболовстве не может быть признана обоснованной, поскольку этим пунктом закреплен принцип обеспечения упрощенного доступа к водным биоресурсам, что относится не к любительскому и спортивному рыболовству, а к другому виду рыболовства - рыболовству в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона), порядок осуществления которого установлен главой VIII Правил.

Таким образом, оспариваемые заявителем нормы Правил основаны на Федеральном законе и не противоречат ему, изданы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в пределах своей компетенции, не нарушают прав и свобод заявителя.

На основании изложенного и в соответствии с требованиями части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

отказать в удовлетворении заявления Ч. о признании недействующими пункта 59, последнего абзаца пункта 64 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 1 марта 2007 года N 151 (в редакции Приказа Минсельхоза РФ от 18.06.2007 N 327).

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА