Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Модуль I. Организации обеспечения авиационной безопасности

Модуль I

Организации обеспечения авиационной безопасности

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов (п. 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897).

Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

Служба авиационной безопасности эксплуатанта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей служб авиационной безопасности аэропортов на договорной основе (п. 13 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 <*>).

--------------------------------

<*> Далее по тексту - Положение о Федеральной системе защиты ГА от АНВ.

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Наличие в Уставе авиапредприятия, аэропорта, эксплуатанта (далее по тексту - авиапредприятие) видов деятельности: обеспечение авиационной безопасности и урегулирование чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия.

2. Наличие выданного в установленном порядке действующего сертификата организации, осуществляющей аэропортовую деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, лицензии на выполнение деятельности по авиационной безопасности, сертификатов (удостоверений) о прохождении подготовки и повышения квалификации (переподготовки) сотрудников САБ.

3. Организационно-производственная структура САБ, ее техническое, производственное и финансовое обеспечение:

- наличие приказа о создании САБ;

- наличие Положения о САБ, утвержденного руководителем авиапредприятия и согласованного с Ространснадзором (территориальным органом Ространснадзора); наличие структурной схемы авиапредприятия и САБ, соответствие структуры САБ типовой структуре;

- список руководящего состава, ответственного за обеспечение авиационной безопасности; наличие должностных инструкций с указанием полномочий (права, обязанности), ответственность указанных лиц, укомплектованность САБ руководящим составом согласно штатному расписанию, уровень и достаточность квалификации специалистов, занимающих руководящие должности (количество и названия штатных должностей руководящего состава САБ определяются условиями его деятельности, объемами и характером выполняемых работ по авиационной безопасности);

- наличие приказа о назначении должностных лиц, ответственных за принятие решений при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с Планом действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, и решений о возможности работы авиапредприятия с ограничениями или о прекращении его работы до урегулирования чрезвычайной ситуации;

<...> сотрудников САБ, непосредственно связанных с обеспечением авиационной безопасности, должностных инструкций для сотрудников САБ, утвержденного перечня категорий сотрудников САБ, подлежащих аттестации и (или) сертификации, применительно к каждому виду (направлению) авиационной безопасности;

- порядок ведения учета кадрового состава САБ, фактическое состояние его подготовки и повышения (подтверждения) квалификации, организация контроля за сроками действия аттестатов (допусков) и (или) сертификатов персонала САБ.

4. Нормативно-правовое обеспечение авиационной безопасности:

- наличие Программы обеспечения авиационной безопасности, утвержденной Руководителем авиапредприятия и согласованной с Ространснадзором, территориальным органом Ространснадзора, в случае эксплуатанта - с руководителем аэропорта (рекомендуется согласовывать Программу с территориальными органами внутренних дел, пограничного и таможенного контроля). Соответствие Программы рекомендациям Добавлений 9 и 15 "Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" (Doc 8973);

- наличие технологий производства досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, утвержденных руководителем авиапредприятия и согласованных с территориальным органом Ространснадзора и линейным органом внутренних дел на транспорте;

- наличие Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму, утвержденной руководителем авиапредприятия и согласованной с территориальным органом Ространснадзора (на аэродромах совместного базирования, внесенных в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации, Инструкция согласовывается с руководителями совместно базирующихся организаций (войсковых частей); в международном аэропорту Инструкция согласовывается с органами пограничного, таможенного и других видов государственного контроля);

- наличие Инструкции по размещению и охране воздушных судов и объектов авиапредприятия, утвержденной руководителем авиапредприятия, дислокации постов и сведений о потребной численности охраны, Табеля постам, схемы размещения воздушных судов и расположения постов, маршрутов патрулирования подвижных нарядов, инструкции караулу;

- наличие Инструкции по предполетному и дополнительному досмотру гражданских воздушных судов со схемами и перечнями мест досмотра, утвержденной руководителем авиапредприятия и согласованной с территориальным органом Ространснадзора (в случае международного аэропорта - согласованной с территориальными органами пограничного и таможенного контроля);

- наличие Плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия.

5. Наличие и состояние служебных помещений (кабинетов, комнат разборов) и бытовых помещений (комнат отдыха и приема пищи, раздевалок, сушилок спецодежды и т.п.) для размещения САБ, обеспеченность средствами компьютерной и оргтехники, средствами связи и транспортными средствами (достаточность площадей; их оснащение системами энергообеспечения и другими системами жизнеобеспечения; соблюдение в помещениях температурного режима, вентиляции, освещения);

- наличие действующих договоров об аренде производственных, служебных и (или) бытовых помещений с собственниками зданий, сооружений и технических средств досмотра в случае, если авиапредприятие не располагает собственными зданиями, сооружениями, помещениями и техническими средствами досмотра.

6. Обеспеченность законодательными, нормативными правовыми актами, документами ИКАО и информационными материалами, порядок доступа к ним:

- поддержание нормативно-правовой базы в контрольном состоянии: порядок доведения до сведения, порядок внесения изменений, дополнений, отмены в контрольные экземпляры законодательных, нормативных правовых актов и доведения их до сведения сотрудников САБ;

- порядок соблюдения конфиденциальности информации по обеспечению авиационной безопасности.

7. Система контроля за выполнением принятых мер по авиационной безопасности: периодичность проведения контроля за выполнением мер безопасности; проведение анализа и оценки достаточности и эффективности проводимых мероприятий по обеспечению авиационной безопасности; деятельность по выявлению уязвимости объектов (мест) авиапредприятия в целях их защиты от возможных актов незаконного вмешательства; порядок внесения изменений и дополнений в документы по авиационной безопасности; наличие и ведение документации по учету проводимого контроля; назначение лиц, ответственных за проведение и учет такого контроля; организация выполнения мер по результатам контроля.

8. Система информации и связи по авиационной безопасности:

- состояние учета и отчетности по авиационной безопасности (соблюдение порядка и своевременность представления в уполномоченные соответствующие федеральные органы исполнительной власти установленной отчетности и информации об актах незаконного вмешательства, выявленных недостатках в обеспечении авиационной безопасности, а также другой информации по вопросам состояния авиационной безопасности), наличие ответственных лиц за ведение учета и отчетности.

9. Соблюдение порядка допуска сотрудников САБ к работам по обеспечению мер авиационной безопасности (начальная подготовка, текущая учеба, повышение (подтверждение) квалификации):

- организация и обеспечение подготовки сотрудников САБ, наличие и выполнение планов подготовки, повышения (подтверждения) квалификации, в том числе:

- в учебных заведениях ГА, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования гражданской авиации (на основании договоров или разовых заявок);

- на собственной учебной базе;

- наличие программ начальной подготовки и текущей учебы сотрудников САБ, утвержденных руководителем авиапредприятия и согласованных с территориальным органом Ространснадзора;

- организация и обеспечение подготовки авиаперсонала авиапредприятия, работников авиапредприятия, не относящихся к авиаперсоналу, членов экипажей гражданских воздушных судов мерам обеспечения авиационной безопасности (наличие и выполнение планов текущей учебы и повышения квалификации), планы проведения аттестации сотрудников САБ.

10. Ведение учета и отчетности наличия, состояния и движения служебного оружия, боеприпасов и спецсредств САБ, наличие ответственных лиц за ведение данного учета.

11. Использование информационных технологий в целях организации обеспечения авиационной безопасности.

Администрация авиационных предприятий, аэропортов (городских аэровокзалов) и эксплуатанты гражданской авиации должны иметь программы обеспечения авиационной безопасности, согласованные с Межрегиональными территориальными управлениями ФСВТ России <*>.

Каждое авиапредприятие должно разработать и осуществлять Программу обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия (п. 14 Положения о Федеральной системе защиты ГА от АНВ).

--------------------------------

<*> В настоящее время территориальные органы государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН ФСНСТ).

При проведении контроля инспектором проверяется соответствие требований Программы обеспечения авиационной безопасности (далее - Программы) авиапредприятия требованиям ВК РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, Стандартам по авиационной безопасности, содержащимся в Приложении 17 к Чикагской конвенции 1944 года, по следующим разделам:

- цель Программы, включая порядок допуска к содержащейся в ней информации, порядок внесения дополнения и изменения;

- перечень законодательных, нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации, определяющих правовую систему обеспечения авиационной безопасности;

- права, обязанности и ответственность полномочных федеральных и местных органов власти в области обеспечения авиационной безопасности, администрации авиапредприятия, САБ, структурных подразделений, эксплуатантов и сторонних организаций как в нормальных условиях функционирования, так и в случае чрезвычайных ситуаций или актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия;

- полномочия и персональный состав аэропортовой комиссии по авиационной безопасности;

- порядок предоставления и рассылки информации по вопросам обеспечения авиационной безопасности, включая информацию о проверках, проводимых силами САБ, правила присвоения грифа секретности и обращения конфиденциальной информации, и правила связи, включая порядок официальных контактов, в том числе и со СМИ (состав информации и порядок ее прохождения);

- описание деятельности авиапредприятия, включая название, местоположение относительно ближайшего населенного пункта и официальный адрес авиапредприятия, его назначение, наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы собственности, номер телефона и кодовое обозначение, регламент работы, процедуры по обеспечению авиационной безопасности, применяемых в авиапредприятии в рабочее и нерабочее время, описание неконтролируемых, контролируемых зон и охраняемых зон ограниченного доступа, краткое описание видов деятельности, осуществляемой всеми находящимся на территории авиапредприятия предприятиями и организациями;

- меры безопасности в авиапредприятии с описанием мер и процедур авиационной безопасности: безопасность воздушных судов, включая воздушные суда эксплуатантов авиации общего назначения (АОН), и объектов авиапредприятия, безопасность пассажиров, в том числе пассажиров отдельных категорий, членов экипажей гражданских воздушных судов, в том числе членов экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН, работников авиапредприятия, в том числе авиаперсонала и обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, контроль за перевозкой оружия и боеприпасов, технические средства обеспечения авиационной безопасности;

- подготовка и повышение квалификации кадров в области авиационной безопасности с указанием периодичности обучения по категориям работников, сведения о преподавательском составе и учебной базе;

- приложения к Программе: схема территории авиапредприятия (аэропорта, аэродрома, посадочной площадки) с указанием контролируемых зон, расположения объектов и места специальной стоянки для проведения дополнительного досмотра воздушных судов, схема организации охраны воздушных судов и объектов авиапредприятия, схема здания аэровокзала с указанием зон досмотра, оборудования и стерильной зоны.

Для выработки мероприятий, направленных на защиту авиационных предприятий, аэропортов и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, создаются аэропортовые комиссии по авиационной безопасности (п. 11 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты ГА от АНВ).

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление в Положении об аэропортовой комиссии по авиационной безопасности ее основных полномочий, в том числе:

- координация выполнения Норм, правил и процедур по авиационной безопасности и требований Программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия;

- надзор и контроль за выполнением Программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия, включая специальные меры, введенные администрацией авиапредприятия, эксплуатантами и арендаторами;

- разработка рекомендаций по применению и исполнению законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, Руководства по авиационной безопасности ИКАО;

- определение и обновление перечня уязвимых зон, включая объекты авиапредприятия и системы его обеспечения, и проверка состояния безопасности этих зон согласно установленному графику;

- обеспечение необходимых мероприятий в целях авиационной безопасности и процедур, адекватных оценкам угроз, и их постоянный пересмотр с учетом реальных условий и непредвиденных обстоятельств в периоды повышенной опасности и чрезвычайных ситуаций;

- проведение выборочных проверок состояния авиационной безопасности;

- информирование Ространснадзора и его территориального органа о состоянии мер безопасности и действующих в авиапредприятии процедурах и сообщение ему о любых проблемах, связанных с обеспечением охраны объектов авиапредприятия и его отдельных служб (структурных подразделений), которые не могут быть решены на региональном (местном) уровне;

- включение мер по авиационной безопасности в программы строительства и (или) реконструкции авиапредприятия;

- уведомление в письменном виде и в части, их касающейся, эксплуатантов воздушных судов, включая эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения, о вопросах, связанных с авиационной безопасностью;

- координация мер по авиационной безопасности в ходе разработки Программы обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия.

2. Сведения о составе аэропортовой комиссии по авиационной безопасности (возглавляется заместителем руководителя местного органа исполнительной власти).

3. Наличие планов работы аэропортовой комиссии по авиационной безопасности.

4. Периодичность заседаний, наличие протоколов заседаний.