4. Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе административного расследования

4.1. На основании статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

4.2. Доказательствами по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса, являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

4.3. Совершение административного правонарушения может быть установлено протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

4.4. Согласно Кодексу для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения предусмотрена возможность проведения следующих процессуальных действий по возбужденному делу:

1) получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (статья 26.3 Кодекса);

2) получение показаний свидетелей по делу об административном правонарушении (статья 26.3 Кодекса);

3) проведение экспертизы (статья 26.4 Кодекса);

4) фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (статья 26.6 Кодекса);

5) направление поручения для совершения определенных действий по делу об административном правонарушении (статья 26.9 Кодекса);

6) направление запроса по делу об административном правонарушении (статья 26.9 Кодекса);

7) истребование сведений, необходимых для разрешения дела (статья 26.10 Кодекса);

8) доставление (статья 27.2 Кодекса);

9) изъятие документов (статья 27.10 Кодекса).

4.5. В соответствии со статьей 25.2 Кодекса потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный или моральный вред.

Однако в связи с тем, что действующим законодательством предусмотрен особый порядок рассмотрения в судах дел по возмещению морального вреда и имущественного ущерба, привлечение в качестве потерпевших физических и юридических лиц на стадии административного расследования не рекомендуется. Полагаем возможным рекомендовать указанным лицам обращаться за защитой своих нарушенных прав непосредственно в суд.

4.6. В соответствии со статьей 26.3 Кодекса объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу. Объяснения отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу. В этом случае объяснения указанных лиц оформляются протоколом показаний, с соблюдением требований, предусмотренных главой 25 Кодекса.