Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VIII. Организация учебного процесса

40. Учебный процесс в учебном центре регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учебным центром самостоятельно.

41. Разработка примерных учебных планов и программ учебного центра обеспечивается УК.

(в ред. Приказа Минюста России от 18.10.2010 N 274)

(см. текст в предыдущей редакции)

42. Освоение слушателями учебных планов и программ всех видов профессионального образования завершается итоговым контролем знаний, умений и навыков.

43. Учебные центры самостоятельны в выборе системы оценок текущего контроля знаний слушателей.

44. Организация учебного процесса призвана обеспечивать:

современный уровень профессиональной подготовки слушателей;

оптимальное соотношение теоретического и практического обучения;

логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса;

органическое единство процесса обучения и воспитания;

внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники, передового опыта деятельности учреждений и органов УИС Российской Федерации и других стран;

рациональное сочетание традиционных методов передачи и закрепления учебной информации с новейшими достижениями педагогики;

создание необходимых условий для педагогической деятельности преподавательского состава и освоения слушателями учебных программ, их самостоятельной творческой работы.

45. Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в учебных центрах, являются учебные планы и программы учебных дисциплин.

46. Учебный центр разрабатывает при необходимости рабочие учебные планы и рабочие программы в пределах полномочий, определенных примерными учебными планами и программами.

47. Рабочие учебные планы и рабочие программы обсуждаются на Совете, согласовываются с подразделениями, для которых готовятся кадры, и утверждаются начальником учебного центра. При разработке рабочего учебного плана следует учитывать, что переутверждение рабочих учебных планов в течение учебного года не допускается.

48. Рабочий учебный план разрабатывается для каждой специализации и включает:

перечень учебных дисциплин;

время и виды занятий теоретического и практического обучения;

продолжительность учебной практики;

количество контрольных работ по дисциплинам;

формы итогового контроля знаний.

Рабочая программа определяет:

содержание;

последовательность;

время изучения разделов и тем учебной дисциплины;

знания, умения и навыки, формируемые у слушателей в процессе ее изучения.

49. Рабочая программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана с учетом специализации обучаемых и региональных особенностей деятельности учреждений УИС.

50. При разработке рабочих учебных планов учебный центр имеет право:

перераспределять время между учебными дисциплинами, сокращать или увеличивать количество часов на изучение дисциплины в объеме до 10% отведенного на нее времени;

вводить (исключать) в учебную дисциплину новые темы, модули, ситуации, перераспределять учебное время между темами, модулями;

изменять соотношение теоретических и практических занятий;

изменять последовательность изучения тем, модулей;

определять формы итогового контроля;

использовать резерв учебного времени на реализацию регионального компонента;

вводить новые дисциплины, новые темы по выбору, направленные на реализацию профессиональных интересов слушателей.

Все вносимые изменения должны способствовать повышению качества подготовки слушателей.

51. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематический план изучения дисциплины, основное содержание ее разделов и тем, список нормативных правовых актов и литературы.

52. Важнейшим элементом организации учебного процесса является его планирование, осуществляемое в целях обеспечения полного и качественного выполнения учебных планов и программ, которое базируется на:

плане-графике проведения сборов в учебном центре (приложение N 1);

перечне аудиторного фонда и его распределении между учебными группами;

рабочих и тематических планах;

графиках последовательности прохождения учебных дисциплин (приложение N 2);

графиках понедельного прохождения учебных дисциплин (приложение N 3);

расстановке преподавателей по учебным группам;

распорядке дня.

План-график проведения сборов разрабатывается на календарный год учебным центром совместно с кадровым аппаратом территориального органа УИС в соответствии с годовым планом комплектования, утверждаемым ФСИН России, учебным планом. В нем определяются категории и сроки обучения.

Тематический план изучения учебной дисциплины составляется на полный курс обучения, в нем определяются: перечень разделов и тем, виды занятий и время, отводимое на их проведение.

Тематический план готовится соответствующим циклом, обсуждается на его заседании, утверждается заместителем начальника учебного центра по учебной работе и представляется в учебный отдел не позднее одного месяца до начала занятий.

Тематические планы изучения смежных дисциплин, преподаваемых разными циклами, должны быть обсуждены и согласованы на совместных заседаниях циклов.

Графики последовательности и понедельного прохождения учебных дисциплин разрабатываются учебным отделом на основе учебных и тематических планов и утверждаются заместителем начальника учебного центра по учебной работе.

В них определяется последовательность прохождения дисциплин. Они должны обеспечивать непрерывность учебного процесса по каждой из изучаемых дисциплин и определять объем учебной нагрузки и виды учебных занятий на каждую неделю.

53. Расстановка преподавателей по учебным группам на основании предложений начальников циклов производится учебным отделом до начала учебных занятий.

54. Время проведения учебных занятий и самостоятельной работы слушателей определяется распорядком дня.

55. На основании перечисленных в пункте 52 настоящей Инструкции исходных документов учебным отделом учебного центра составляется расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования учебного процесса. В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждой учебной группы с указанием номеров изучаемых тем и лиц, проводящих занятия. Расписание составляется учебным отделом на неделю, месяц, весь период обучения и утверждается начальником учебного центра не позднее чем за десять дней до начала занятий. Изменения в расписании занятий допускаются в исключительных случаях и только с разрешения начальника учебного центра или его заместителя по учебной работе.

56. При организации учебного процесса необходимо руководствоваться следующими основными положениями:

Численность учебной группы не должна превышать 25 человек. Состав учебных групп определяется приказом за подписью начальника учебного центра. При необходимости из учебных групп формируются курсы.

Для всех видов аудиторных занятий продолжительность академического часа составляет 45 - 50 минут. Допускается проведение сдвоенных занятий (2 академических часа продолжительностью 80 минут).

Освобождение слушателей от учебных занятий и от самостоятельной подготовки (кроме больных и лиц суточного наряда) допускается в исключительных случаях с разрешения начальника учебного центра или его заместителя по учебной работе.

57. В учебном центре ведется следующая основная учетная документация, необходимая для организации учебного процесса:

журнал учета учебных занятий (приложение N 4);

экзаменационная (зачетная) ведомость (приложения N 5, 6);

экзаменационный (зачетный) лист для индивидуальной сдачи экзамена или зачета (приложения N 7, 8);

сводная ведомость о результатах выполнения учебного плана слушателями учебной группы за весь период обучения (приложение N 9);

журнал педагогического контроля цикла (приложение N 10);

журнал посещений занятий (приложение N 11);

журнал учета консультаций (приложение N 12);

журнал учета окончивших учебный центр и регистрации выдачи документов о соответствующем начальном или дополнительном профессиональном образовании (приложение N 13);

индивидуальные планы преподавательского состава.

Учебный центр может вносить дополнения в перечень основной учетной документации.

58. Основными видами учебных занятий являются:

лекция;

семинарское занятие;

практическое занятие;

лабораторное занятие;

деловая игра, учение, тематическая экскурсия;

консультация;

самостоятельная подготовка;

учебная практика.

Учебный центр может использовать и другие виды учебных занятий.

Лекция является одним из видов учебных занятий, направленных, прежде всего, на теоретическую подготовку слушателей. Ее цель - дать систематизированные основы знаний по учебной дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность слушателей, способствовать формированию их творческого мышления.

Лекционное занятие проводится, как правило, для групп, занимающихся по одному учебному плану. К чтению лекций привлекаются наиболее опытные преподаватели. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые из других образовательных и научных учреждений, специалисты из учреждений и органов УИС, другие квалифицированные специалисты.

Лекционный материал обсуждается на заседании цикла, рецензируется соответствующим подразделением территориального органа УИС и утверждается начальником учебного центра.

Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Его организация должна обеспечивать обмен мнениями, живое, творческое обсуждение учебного материала, дискуссии по рассматриваемым вопросам, максимальную мыслительную активность слушателей на протяжении всего занятия. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач и т.п.).

Для проведения занятия преподаватель составляет план, который утверждается начальником цикла.

Практическое и лабораторное занятия, деловая игра являются важнейшими для профессионального обучения слушателей видами занятий. Они проводятся с целью приобретения, отработки и закрепления слушателями практических умений и навыков.

Практическое занятие может проводиться методом тренировок. Главным его содержанием является практическая работа каждого слушателя.

Лабораторное занятие направлено на приобретение слушателями навыков самостоятельного анализа, опыта работы с оборудованием, компьютерами, аппаратурой, приборами и другой техникой.

Деловая игра проводится для выработки навыков практической деятельности путем моделирования (воспроизведения) профессиональной деятельности сотрудников УИС.

При проведении практических, лабораторных занятий и деловых игр учебная группа (взвод) может быть разделена на две подгруппы численностью не менее 8 человек, что должно быть предусмотрено программой учебной дисциплины.

Для проведения практического, лабораторного занятия и деловой игры необходимо наличие методической разработки, в которой указываются: тема, цели занятия, учебные вопросы, материальное обеспечение, подробное описание действий преподавателя и слушателей, методические рекомендации по проведению занятия. В методические разработки для проведения практических занятий и деловых игр, кроме того, включаются общая фабула (оперативная обстановка), содержание вводных и другая необходимая информация.

Методические разработки обсуждаются на цикле и утверждаются его начальником.

Учения проводятся с целью развития и закрепления у слушателей умений и навыков решения служебных задач по конкретной должности в условиях, максимально приближенных к реальной деятельности учреждений и органов УИС.

Учения проводятся по специально разработанному плану, в котором определяются: тема, цели, участники, район (место) и время проведения учения, даются краткие организационно-методические указания.

При проведении учения с привлечением работников других учреждений и органов УИС план согласовывается с руководством этого учреждения, органа.

Консультация является одной из форм учебных занятий, которая обеспечивает помощь слушателям в самостоятельном освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной подготовки и носят как индивидуальный, так и групповой характер.

Учебным отделом на месяц или весь период обучения разрабатывается график консультаций, который утверждается заместителем начальника учебного центра по учебной работе.

Самостоятельная подготовка слушателей проводится ежедневно в часы, установленные распорядком дня. По решению учебного отдела слушатели, имеющие текущие оценки "отлично" и "хорошо", могут осуществлять самостоятельную подготовку по индивидуальному плану.

В ходе самостоятельной подготовки слушатели изучают факультативные дисциплины, углубляют и закрепляют знания, полученные на лекциях и других занятиях, вырабатывают навыки самостоятельного приобретения знаний, готовятся к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам.

Методическое руководство самостоятельной подготовкой учащихся осуществляет циклы, которые определяют задания слушателям на самостоятельную подготовку, готовят соответствующие методические разработки, организуют работу учебных кабинетов и лабораторий.

Присутствие слушателей на самостоятельной подготовке обеспечивают руководство курса и курирующий группу преподаватель.

Контроль за организационным и методическим обеспечением самостоятельной подготовки осуществляет учебный отдел.

Учебная практика является важным средством соединения теоретического обучения с практической деятельностью учреждений и органов УИС. Она проводится, как правило, в базовых учреждениях и органах.

Для организации учебной практики учебный центр разрабатывает каждому слушателю план-задание.

Каждая учебная дисциплина, преподаваемая на цикле, должна быть обеспечена фондовыми материалами (планами-конспектами занятий, текстами лекций, методическими разработками практических, лабораторных занятий, деловых игр и т.п.), которые должны использоваться преподавателями при подготовке и проведении занятий. При отсутствии фондовых материалов преподаватель составляет план проведения занятия и конспект рассматриваемых на нем вопросов.