Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IX. Контроль за учебным процессом

59. Контроль за учебным процессом в учебном центре имеет целью установить:

качество подготовки специалистов, уровень знаний, умений и навыков слушателей;

соответствие организации учебного процесса требованиям документов, приказов и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учебного центра;

реализацию учебных планов и программ;

теоретический и методический уровень проведения занятий;

уровень организации самостоятельной работы слушателей;

уровень материально-технического обеспечения учебных занятий и состояние учебно-материальной базы;

состояние дисциплины на занятиях, выполнение личным составом распорядка дня.

60. Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным, действенным и охватывать все стороны учебного процесса. Он должен выявлять положительный опыт и недостатки в учебной и методической работе, сочетаться с оказанием практической помощи циклам, отделам, отделениям и другим подразделениям, обеспечивая в конечном итоге повышение качества обучения.

61. Контроль проводится в форме:

комплексных и тематических проверок циклов, заслушивания осуществляющих их лиц на Совете учебного центра и оперативном совещании при начальнике учебного центра;

участия руководящего состава учебного центра в заседаниях циклов и совещаниях отделов;

рассмотрения и утверждения соответствующими начальниками учебно-методической документации и документации по организации учебного процесса;

учета выполнения преподавателями индивидуальных планов работы;

внутреннего и внешнего рецензирования фондовых материалов, учебных и учебно-методических пособий и разработок;

проверок выполнения распорядка дня, расписания занятий, посещаемости слушателями занятий;

отслеживания своевременности и правильности ведения журналов учета учебных занятий и консультаций;

анкетирования постоянного и переменного состава;

посещения руководством учебного центра учебных занятий;

отслеживания успеваемости и качества подготовки слушателей (текущий и итоговый контроль).

62. На цикле осуществляются комплексные и тематические проверки не менее одного раза в год. По итогам учебного года учебный отдел анализирует выполнение циклами их планов работы. Результаты анализа рассматриваются на заседании Совета или учебно-методических сборах.

По итогам полугодия (года) учебный отдел анализирует выполнение циклами их планов работы. Итоги рассматриваются на совещаниях при заместителе начальника учебного центра по учебной работе.

63. Начальник учебного центра и его заместители регулярно участвуют в заседаниях циклов.

64. Лица, утверждающие учебно-методическую документацию, анализируют ее теоретический и методический уровни, актуальность, связь с деятельностью учреждений и органов УИС, учет ее региональных особенностей, использование практического опыта учреждений УИС по подготовке сотрудников и несут ответственность за качество и своевременность ее подготовки.

65. Начальники циклов осуществляют текущий контроль выполнения преподавателями индивидуальных планов работы и на заседаниях циклов заслушивают отчеты преподавателей о проделанной работе за полугодие или год.

66. Учебный отдел периодически контролирует ведение журналов учета учебных занятий. Результаты контроля фиксируются в соответствующем разделе журнала.

67. С целью совершенствования организации учебного процесса, содержания и методики обучения, а также анализа работы отдельных циклов учебным отделом проводится анкетирование слушателей.

68. Общие требования к организации и проведению педагогического контроля:

педагогический контроль осуществляется начальником учебного центра и его заместителями, сотрудниками или работниками учебного отдела (отделения), начальниками циклов, а также лицами по поручению руководителей учебного центра;

педагогический контроль проводится в соответствии с графиком, разрабатываемым учебным отделом на полугодие. Педагогический контроль занятий каждого преподавателя должен проводиться не реже одного раза в квартал.

Лица, контролирующие учебные занятия, находятся в аудитории вместе с преподавателем и присутствуют на занятиях до их окончания. В ходе занятия они не должны вмешиваться в работу преподавателя или делать ему замечания, за исключением случаев грубого нарушения мер безопасности.

По окончании контрольного посещения проверяющее лицо проводит с преподавателем анализ занятия, на котором при необходимости может присутствовать руководство цикла. По результатам проверяющее лицо дает рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков и совершенствованию обучения.

Результаты проверки записываются проверяющим лицом в журнал педагогического контроля цикла. Запись должна содержать всесторонний разбор занятия и рекомендации по устранению недостатков. Преподаватель расписывается в журнале об ознакомлении с результатами контрольного посещения.

Результаты педагогического контроля анализируются начальником цикла и периодически обсуждаются на заседании цикла. Ход и итоги педагогического контроля в масштабе учебного центра анализируются учебным отделом, обсуждаются на учебно-методических сборах, заседаниях Совета учебного центра; по результатам обсуждений разрабатываются мероприятия по совершенствованию учебного процесса.