5.4. Инспекционная проверка (сертификация) Организации-Заявителя
5.4.1. Целью инспекционной проверки является подтверждение соответствия фактического состояния принятых мер по обеспечению авиационной безопасности Заявителя данным, представленным им в доказательной документации, и установленным сертификационным требованиям, а также способность Заявителя выполнять заявленные функции.
5.4.2. Проведение инспекционной проверки назначается распоряжением Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ, которое издается после получения им положительного Заключения по документации Центра сертификации ССВТ и устанавливает состав инспекционной группы (комиссии), сроки проведения проверки, оформления ее результатов, и представления Акта инспекционной проверки, а также необходимые указания организационного характера.
5.4.3. Распоряжение Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ доводится до сведения Заявителя и других участников сертификации, непосредственно задействованных в процедуре сертификации.
5.4.4. Организационно-методическое обеспечение инспекционной проверки может быть возложено на соответствующие Центры сертификации.
5.4.5. В задачи инспекционной группы (комиссии) входит:
- ознакомление с материалами Заявки, доказательной документацией и Заключением по предварительной экспертизе документации;
- получение информации, подтверждающей соответствие Заявителя сертификационным требованиям по обеспечению авиационной безопасности в той части, которая относится к заявленным сферам деятельности;
- выявление недостатков, которые Заявитель обязан устранить непосредственно в период проведения инспекционной проверки или в последующий, определенный комиссией, период (согласно Предписанию);
- формирование Заключения о возможности выдачи Заявителю испрашиваемого Сертификата соответствия либо обоснованного отказа в выдаче Сертификата соответствия (в том числе по отдельным сферам деятельности) в случае обнаружения серьезных отклонений от сертификационных требований или наличия неправильных данных.
5.4.6. Проведение инспекционной проверки в общем случае включает:
- проведение установочного совещания членов инспекционной группы (комиссии) с руководящим составом сертифицируемой Организации, на котором уточняются задачи и порядок проведения проверки;
- получение от Заявителя дополнений к доказательной документации, подготовленных в соответствии с замечаниями, отраженными в Заключении к документации, и ознакомление с ними членов инспекционной группы (комиссии);
- непосредственное инспектирование объектов Заявителя по всем оцениваемым характеристикам (параметрам, направлениям деятельности) в соответствии с программой проверки, рекомендованной в Заключении по документации и определенной распоряжением Органа по сертификации авиационной безопасности;
- формирование проекта Акта инспекционной проверки;
- проведение итогового совещания членов инспекционной группы (комиссии) по результатам проверки, обсуждение и подписание Акта.
5.4.7. Согласно Программе проведения инспекционной проверки (план-заданию) у Заявителя проверяется:
1) Организация обеспечения авиационной безопасности, а именно:
- наличие утвержденной организационно-производственной структуры службы авиационной безопасности, ее техническое, производственное и финансовое обеспечение;
- сферы деятельности службы авиационной безопасности (выполняемые задачи);
- список руководящего состава Заявителя, ответственного за обеспечение авиационной безопасности; распределение полномочий, обязанностей (отсутствие дублирования полномочий и обязанностей) и ответственности между указанными лицами, укомплектованность службы авиационной безопасности руководящим составом согласно штатному расписанию, уровень и достаточность квалификации специалистов, занимающих руководящие должности.
Количество и названия штатных должностей руководящего состава службы авиационной безопасности Заявителя определяются условиями его деятельности, объемами и характером выполняемых работ по авиационной безопасности;
- наличие распорядительного документа по назначению должностных лиц, ответственных за принятие решений при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с Планом действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также решений о возможности работы Заявителя с ограничениями или о прекращении его работы до урегулирования чрезвычайной ситуации;
- наличие утвержденного перечня должностей, специальностей и специализаций персонала службы авиационной безопасности, непосредственно связанного с обеспечением авиационной безопасности (по необходимости). Наличие должностных инструкций для специалистов службы авиационной безопасности. Наличие утвержденного перечня категорий специалистов службы авиационной безопасности, подлежащих аттестации и (или) сертификации, применительно к каждому виду (направлению) авиационной безопасности;
- укомплектованность подразделений службы авиационной безопасности сертифицированными (имеющими допуск к самостоятельной работе) специалистами. Примечание: В случае, если Заявитель привлекает к работе в службе авиационной безопасности персонал на основе трудовых соглашений и т.п., он представляет список постоянно привлекаемых (намеченных для этого) специалистов с отражением в нем всех необходимых данных;
- ведение учета сертифицированного кадрового персонала службы авиационной безопасности, фактическое состояние его сертификации, наличие плана проведения сертификации; организацию контроля за сроками действия аттестатов (допусков) и (или) сертификатов персонала службы авиационной безопасности;
- соблюдение порядка допуска персонала службы авиационной безопасности к работам по обеспечению мер авиационной безопасности (обучение, стажировка, оформление свидетельств, допусков и (или) сертификатов);
- организация и обеспечение подготовки персонала службы авиационной безопасности (наличие и выполнение планов подготовки, переучивания и повышения квалификации), в том числе:
в учебных заведениях ГА (на основании договоров или разовых заявок);
В последнем случае дополнительно проверяется соответствие содержания программ подготовки (занятий) и оснащенности учебной базы (технического оборудования классов) установленным требованиям ФАС России;
- организация и обеспечение подготовки авиаперсонала структурных подразделений Заявителя мерам обеспечения авиационной безопасности (наличие и выполнение планов подготовки, переучивания и повышения квалификации);
- выборочно (по усмотрению руководителя исполнительной группы ОСАБ ССВТ) может проверяться:
соответствие специализации и квалификации специалистов службы авиационной безопасности выполняемым работам по обеспечению авиационной безопасности;
соответствие знаний и практических навыков сертифицированного персонала службы авиационной безопасности требуемому уровню;
квалификация не сертифицированного персонала службы авиационной безопасности, участвующего в обеспечении авиационной безопасности;
- наличие и содержание производственных зданий и помещений для размещения службы авиационной безопасности и осуществления технологических процедур по авиационной безопасности (достаточность площадей; их оснащение техническими средствами обеспечения авиационной безопасности, системами энергообеспечения и другими системами жизнеобеспечения; соответствие технологии процедур по авиационной безопасности установленным требованиям; соблюдение в помещениях нормативного режима по шуму, температуре и освещенности);
- обеспеченность руководящего состава и персонала службы авиационной безопасности Заявителя служебными помещениями (кабинетами, комнатами разборов) и помещениями бытового назначения (комнатами отдыха и приема пищи, раздевалками, сушилками спецодежды и т.п.). Соблюдение в них температурного режима, вентиляции, освещения. Соответствие размеров и оснащения указанных помещений нормативным требованиям. Примечание: Если Заявитель использует производственные сооружения, помещения и средства для обеспечения авиационной безопасности, принадлежащие другим предприятиям или организациям, комиссия (инспекционная группа) ССВТ должна проверить наличие договоров (соглашений) Заявителя с владельцами этих сооружений и средств авиационной безопасности и убедиться, что указанные сооружения и средства авиационной безопасности отвечают сертификационным требованиям и что все договора, покрывающие потребности Заявителя по обеспечению авиационной безопасности, имеют постоянный характер, подкреплены материальной ответственностью сторон, а их сроки действия соответствуют сроку действия испрашиваемого Сертификата соответствия;
- обеспеченность руководящей, нормативной и информационной документацией по обеспечению авиационной безопасности, утвержденной и введенной в действие установленным порядком;
- порядок учета, использования и хранения документации, внесения поступающих изменений и дополнений и доведения их до исполнителей;
- порядок изучения руководящей, нормативной и информационной документации по обеспечению авиационной безопасности персоналом других подразделений аэропорта в части, их касающейся;
- полнота и качество разработанных документов по обеспечению авиационной безопасности:
Программа обеспечения авиационной безопасности;
Положение о службе авиационной безопасности;
Технология производства досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов;
Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму;
План действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
- система контроля за выполнением принятых мер по авиационной безопасности:
- периодичность проведения контроля за выполнением мер безопасности;
- проведение анализа и оценки достаточности и эффективности проводимых мероприятий по обеспечению авиационной безопасности;
- деятельность по выявлению уязвимости объектов (мест) гражданской авиации в целях их защиты от возможных актов незаконного вмешательства;
- корректировка утвержденных документов по авиационной безопасности, наличие и ведение документации по учету проводимого контроля;
- назначение лиц, ответственных за проведение и учет такого контроля;
- система оповещения и связи по авиационной безопасности;
- ведение учета и отчетности наличия, состояния и движения оружия, боеприпасов и спецсредств службы авиационной безопасности. Назначение ответственных лиц за ведение данного учета;
- Состояние учета и отчетности по авиационной безопасности:
- соблюдение порядка и своевременность представления в соответствующие государственные органы управления установленной отчетности и информации об актах незаконного вмешательства, выявленных недостатках в обеспечении авиационной безопасности, а также другой информации по вопросам состояния авиационной безопасности;
- назначение ответственных лиц за ведение данного направления работ;
- использование компьютерной техники в обеспечении авиационной безопасности;
2) Обеспечение безопасности сооружений и наземных средств Заявителя:
- организация и обеспечение охраны территории (контролируемых зон) аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов УВД, радио- и светотехнического оборудования аэродрома, складов ГСМ и коммерческих складов;
- установление зон ограниченного доступа (контролируемых зон) и их границ, в том числе за пределами территории объектов аэропорта;
- наличие схемы территории аэропорта с указанием расположения объектов и границ контролируемых зон (зон ограниченного доступа);
- состояние охраны контролируемых зон (наличие, система и состояние ограждений, освещение и т.п.), распределение ответственности за охрану зон;
- наличие и состояние ограждения аэропорта по периметру и расположенных на его территории объектов гражданской авиации, наличие постовых вышек, освещения, козырька, предупредительных аншлагов, патрульной дороги и полос безопасности вдоль ограждения;
- наличие подвижных патрулей и периодичность патрулирования;
- дополнительные ограждения на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах;
- оборудование наружным освещением мест стоянок воздушных судов, территории отдельно расположенных объектов и контрольно-пропускных пунктов;
- наличие и состояние технических средств охраны, наблюдения, сигнализации и связи;
- организация и состояние контроля доступа лиц и транспортных средств в контролируемые зоны аэропорта:
- наличие утвержденной Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму (в международных аэропортах Инструкция согласовывается с органами пограничного, таможенного и других видов государственного контроля), использование установленной системы пропусков, наличие уполномоченного органа, ответственного за выдачу пропусков и выполнение требований установленного режима; наличие и состояние КПП, их и оборудование воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для производства досмотра обслуживающего персонала и автотранспорта;
- наличие запасных КПП и их оборудование;
- осуществление пропускного и внутриобъектового режима;
- процедура контроля доступа лиц в контролируемые зоны (установленный порядок прохода (проезда) на территорию аэропорта персонала, посетителей и транспорта (порядок выдачи, использования и изъятия различных видов пропусков);
- организация и обеспечение контроля нахождения и движения лиц и транспортных средств в контролируемых зонах аэропорта;
3) Обеспечение безопасности воздушных судов:
- организация и состояние охраны воздушных судов на земле:
- схема обеспечения охраны воздушных судов;
- наличие и состояние постов охраны воздушных судов;
- ответственность за обеспечение безопасности воздушных судов;
- наличие инструкции, организация и соблюдение порядка приема-передачи воздушных судов на техническое обслуживание и под охрану (ведение Журнала приема-сдачи воздушных судов под охрану);
- организация и обеспечение контроля за соблюдением мер авиационной безопасности на воздушных судах при их техническом и коммерческом обслуживании в промежуточных аэропортах;
- наличие и состояние освещения мест стоянок воздушных судов.
- организация и обеспечение контроля доступа к воздушным судам:
- наличие у авиаперсонала, имеющего допуск к обслуживанию воздушных судов, пропусков (тархеток) с указанием зон допуска и рабочих смен;
- оборудование воздушных судов системами безопасности:
- блокирование двери пилотской кабины;
- система скрытой сигнализации;
- оборудование мест для перевозки оружия и боеприпасов;
- обозначение наименее опасных мест на борту воздушных судов для размещения обнаруженного взрывного устройства;
- принятые меры безопасности ВС в условиях повышенной угрозы;
- наличие, состояние и оснащенность специальной стоянки для воздушных судов;
- организация и состояние производства предполетного досмотра воздушных судов:
- наличие перечня мест специального осмотра воздушных судов;
- наличие технологических карт и схем досмотра используемых типов воздушных судов;
- наличие приказа о создании групп досмотра воздушных судов;
- принятые меры обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушных судов в полете:
- наличие в полетной документации Памятки экипажу воздушных судов по действиям в чрезвычайной обстановке;
- наличие Инструкции о порядке проведения досмотра воздушных судов в полете;
4) Организация предполетного досмотра пассажиров и ручной клади, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала:
- наличие и состояние зон контроля и пунктов досмотра пассажиров:
- соответствие оборудования и размещения пунктов досмотра установленным требованиям (в международных секторах - после всех видов контроля);
- наличие и оснащенность кабин (помещений) для личного досмотра;
- оснащенность пунктов досмотра техническими средствами досмотра:
- наличие, состояние и соответствие сертификационным требованиям технических средств досмотра;
- организация обслуживания и ремонта технических средств досмотра;
- укомплектованность групп досмотра обученными специалистами:
- профессиональная подготовленность и наличие сертификатов;
- знание специалистами групп основных характеристик и правил эксплуатации применяемых технических средств досмотра;
- наличие должностных инструкций специалистов групп досмотра;
- наличие и соответствие установленным процедурам утвержденной Технологии производства досмотра пассажиров и ручной клади:
- специальные процедуры досмотра (ручной и выборочный досмотр, отказ от прохождения досмотра, досмотр в частном порядке);
- досмотр пассажиров, следующих транзитом или пересаживающихся на другие рейсы;
- наличие и состояние информации для пассажиров о порядке досмотра;
- наличие, состояние и оснащенность техническими средствами досмотра залов для официальных лиц и делегаций;
- принимаемые меры в отношении пассажиров отдельных категорий (требования об уведомлении, меры и процедуры обеспечения безопасности):
- высокопоставленные лица и дипломаты;
- правительственные курьеры и дипломатические вализы;
- лица, следующие через VIP и зал официальных делегаций;
- охрана высокопоставленных представителей правительства;
- сотрудники службы безопасности на борту воздушных судов;
- пассажиры, находящиеся под стражей или административным контролем (депортируемые лица, конвоируемые заключенные);
- конвоиры заключенных/депортируемых лиц;
- наличие и состояние стерильных зон для досмотренных пассажиров;
- порядок доставки и сопровождения пассажиров на борт воздушных судов:
- исключение смешивания лиц, прошедших и не прошедших досмотр;
- организация и состояние досмотра членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала аэропорта, авиапредприятия и эксплуатанта;
- соблюдение технологии досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала;
- состояние учета и отчетности по результатам досмотра;
- организация и соблюдение порядка перевозки на борту воздушных судов оружия, боеприпасов и спецсредств, изъятых у пассажиров на время полета:
- наличие технологии передачи оружия и боеприпасов экипажу;
- наличие помещения для приема и выдачи оружия и боеприпасов;
- условия доставки на борт воздушных судов оружия и боеприпасов;
- провоз оружия и боеприпасов в пассажирском салоне воздушных судов;
- провоз оружия, хранящегося в недоступных местах воздушных судов;
- наличие Инструкции по правилам размещения, транспортировки и обеспечения сохранности металлических запираемых ящиков для перевозки оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета;
5) Организация предполетного досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов:
- организация и состояние обеспечения безопасности багажа, груза, почты и бортовых запасов:
- установление принадлежности багажа пассажирам;
- досмотр зарегистрированного багажа;
- трансферный зарегистрированный багаж;
- хранение неправильно обработанного багажа;
- контроль за транспортировкой багажа к воздушным судам;
- процедуры досмотра груза, почты (бандеролей, курьерских отправлений) и бортовых запасов:
- меры контроля в целях безопасности в обычных условиях;
- меры контроля в период повышенной угрозы;
- процедуры и меры контроля в целях безопасности бортпитания и бортприпасов;
- наличие, состояние и оснащенность пунктов досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов специальными техническими средствами;
- наличие утвержденной Технологии досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов;
- обеспеченность службы авиационной безопасности техническими средствами обеспечения авиационной безопасности:
- использование специальных технических средств досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, груза, почты и бортовых запасов, а также досмотра членов экипажей воздушных судов и наземного персонала:
- виды и типы используемых технических средств досмотра;
- использование технических устройств и служебных собак для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ);
- использование инженерно-технических средств охраны:
- виды и типы используемых инженерно-технических средств охраны;
- объекты применения инженерно-технических средств охраны;
- наличие и оснащенность пунктов контроля, у процедуры принятия мер при срабатывании средств охраны;
- порядок эксплуатации и технического обслуживания технических средств обеспечения авиационной безопасности;
6) Организация и принятие мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации:
- наличие и деятельность аэропортовой комиссии по авиационной безопасности:
- наличие утвержденного Положения об аэропортовой комиссии;
- состав аэропортовой комиссии;
- наличие планов работы аэропортовой комиссии;
- наличие Плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность ГА:
- наличие инструкций выписок и памяток по действиям персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций (действия и процедуры, предусмотренные в случаях попыток захвата, захвата воздушных судов, диверсий и угроз применения взрывных устройств):
- наличие согласованного Плана проведения операции "Набат" и его соответствие требованиям межведомственного Приказа от 10.01.95;
- порядок эвакуации пассажиров и проведения досмотра воздушных судов на земле в случае угрозы применения взрывных устройств;
- аэронавигационное обслуживание воздушных судов, подвергшихся актам незаконного вмешательства;
- специальные меры по обеспечению авиационной безопасности, подлежащие применению в периоды повышенной угрозы или в отношении особо важных рейсов и маршрутов, в т.ч. при актах вымогательства и вмешательства в действия сотрудников Заявителя;
- наличие командного пункта (специально оборудованного помещения) для обеспечения работы оперативного штаба по урегулированию чрезвычайных ситуаций:
- состав и структурная схема оперативного штаба;
- установленный порядок (схема) оповещения и связи;
- наличие, состояние и использование средств связи;
- оснащенность КП средствами обеспечения деятельности;
- установленный порядок приведения в действие оперативного штаба;
- наличие и готовность сил и средств, привлекаемых к урегулированию чрезвычайных ситуаций. Координация их действий. Организация и учет проведения занятий, тренировок и учений. Учебные мероприятия, проводимые по практической отработке мер авиационной безопасности с взаимодействующими службами и организациями (орган, ответственный за их подготовку, и периодичность проведения тренировок);
- планирование и проведение учебных мероприятий по практической отработке мер авиационной безопасности взаимодействующими службами аэропорта и заинтересованными министерствами и ведомствами.
5.4.8. По результатам инспекционной проверки оформляется Акт инспекционной проверки и Заключение к Акту инспекционной проверки.
5.4.9. Акт инспекционной проверки составляется в произвольной форме применительно к вопросам пункта 5.4.7 и Карты инспекционной проверки, приведенной в Приложении 5 данного Положения.
В Акте отражается следующая информация:
- основание, цели, сроки проведения инспекционной проверки и состав инспекционной группы (комиссии);
- задачи и программа инспекционной проверки;
- проверяемые сферы деятельности по обеспечению авиационной безопасности;
- результаты инспекционной проверки состояния авиационной безопасности;
- замечания, предложения и рекомендации комиссии по результатам инспекционной проверки (по конкретным ее разделам);
- выводы и Заключение о состоянии авиационной безопасности Заявителя.
5.4.10. В Заключении к Акту инспекционной проверки отражается:
- соответствие (или несоответствие) Организации-Заявителя предъявляемым сертификационным требованиям по обеспечению авиационной безопасности;
- рекомендации о возможности выдачи Заявителю испрашиваемого Сертификата соответствия в соответствии с указанными в Заявке сферами деятельности;
- необходимость предварительного устранения выявленных при проверке недостатков с проведением дополнительной инспекционной проверки или внесения в Сертификат соответствия ограничительных записей по соответствующим сферам деятельности;
- целесообразные сроки проведения очередного планового инспекционного контроля сертифицируемой Организации;
- мотивированный отказ в выдаче Сертификата соответствия.
Ответственность за непосредственное проведение инспекционной проверки и оформление ее результатов возлагается на руководителя инспекционной группы.
5.4.11. Акт инспекционной проверки подписывается Председателем комиссии (руководителем инспекционной группы), экспертами ССВТ и утверждается Руководителем Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ.
5.4.12. В случае выявления отступлений от сертификационных требований, которые не влекут за собой нарушений в обеспечении авиационной безопасности, Руководитель Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ может направить Заявителю Предписание об устранении недостатков с указанием срока доклада о ходе их устранения.
5.4.13. Акт инспекционной проверки оформляется в трех экземплярах.
Первый экземпляр Акта инспекционной проверки и заключение к нему представляются в Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ.
Второй экземпляр передается Заявителю.
Третий экземпляр направляется территориальному органу ФАС России (по территориальной принадлежности Заявителя).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей