Документ не применяется. Подробнее см. Справку

5.4. Инспекционная проверка (сертификация) Организации-Заявителя

5.4.1. Целью инспекционной проверки является подтверждение соответствия фактического состояния принятых мер по обеспечению авиационной безопасности Заявителя данным, представленным им в доказательной документации, и установленным сертификационным требованиям, а также способность Заявителя выполнять заявленные функции.

5.4.2. Проведение инспекционной проверки назначается распоряжением Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ, которое издается после получения им положительного Заключения по документации Центра сертификации ССВТ и устанавливает состав инспекционной группы (комиссии), сроки проведения проверки, оформления ее результатов, и представления Акта инспекционной проверки, а также необходимые указания организационного характера.

5.4.3. Распоряжение Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ доводится до сведения Заявителя и других участников сертификации, непосредственно задействованных в процедуре сертификации.

5.4.4. Организационно-методическое обеспечение инспекционной проверки может быть возложено на соответствующие Центры сертификации.

5.4.5. В задачи инспекционной группы (комиссии) входит:

- ознакомление с материалами Заявки, доказательной документацией и Заключением по предварительной экспертизе документации;

- получение информации, подтверждающей соответствие Заявителя сертификационным требованиям по обеспечению авиационной безопасности в той части, которая относится к заявленным сферам деятельности;

- выявление недостатков, которые Заявитель обязан устранить непосредственно в период проведения инспекционной проверки или в последующий, определенный комиссией, период (согласно Предписанию);

- формирование Заключения о возможности выдачи Заявителю испрашиваемого Сертификата соответствия либо обоснованного отказа в выдаче Сертификата соответствия (в том числе по отдельным сферам деятельности) в случае обнаружения серьезных отклонений от сертификационных требований или наличия неправильных данных.

5.4.6. Проведение инспекционной проверки в общем случае включает:

- проведение установочного совещания членов инспекционной группы (комиссии) с руководящим составом сертифицируемой Организации, на котором уточняются задачи и порядок проведения проверки;

- получение от Заявителя дополнений к доказательной документации, подготовленных в соответствии с замечаниями, отраженными в Заключении к документации, и ознакомление с ними членов инспекционной группы (комиссии);

- непосредственное инспектирование объектов Заявителя по всем оцениваемым характеристикам (параметрам, направлениям деятельности) в соответствии с программой проверки, рекомендованной в Заключении по документации и определенной распоряжением Органа по сертификации авиационной безопасности;

- формирование проекта Акта инспекционной проверки;

- проведение итогового совещания членов инспекционной группы (комиссии) по результатам проверки, обсуждение и подписание Акта.

5.4.7. Согласно Программе проведения инспекционной проверки (план-заданию) у Заявителя проверяется:

1) Организация обеспечения авиационной безопасности, а именно:

- наличие утвержденной организационно-производственной структуры службы авиационной безопасности, ее техническое, производственное и финансовое обеспечение;

- сферы деятельности службы авиационной безопасности (выполняемые задачи);

- список руководящего состава Заявителя, ответственного за обеспечение авиационной безопасности; распределение полномочий, обязанностей (отсутствие дублирования полномочий и обязанностей) и ответственности между указанными лицами, укомплектованность службы авиационной безопасности руководящим составом согласно штатному расписанию, уровень и достаточность квалификации специалистов, занимающих руководящие должности.

Количество и названия штатных должностей руководящего состава службы авиационной безопасности Заявителя определяются условиями его деятельности, объемами и характером выполняемых работ по авиационной безопасности;

- наличие распорядительного документа по назначению должностных лиц, ответственных за принятие решений при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с Планом действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также решений о возможности работы Заявителя с ограничениями или о прекращении его работы до урегулирования чрезвычайной ситуации;

- наличие утвержденного перечня должностей, специальностей и специализаций персонала службы авиационной безопасности, непосредственно связанного с обеспечением авиационной безопасности (по необходимости). Наличие должностных инструкций для специалистов службы авиационной безопасности. Наличие утвержденного перечня категорий специалистов службы авиационной безопасности, подлежащих аттестации и (или) сертификации, применительно к каждому виду (направлению) авиационной безопасности;

- укомплектованность подразделений службы авиационной безопасности сертифицированными (имеющими допуск к самостоятельной работе) специалистами. Примечание: В случае, если Заявитель привлекает к работе в службе авиационной безопасности персонал на основе трудовых соглашений и т.п., он представляет список постоянно привлекаемых (намеченных для этого) специалистов с отражением в нем всех необходимых данных;

- ведение учета сертифицированного кадрового персонала службы авиационной безопасности, фактическое состояние его сертификации, наличие плана проведения сертификации; организацию контроля за сроками действия аттестатов (допусков) и (или) сертификатов персонала службы авиационной безопасности;

- соблюдение порядка допуска персонала службы авиационной безопасности к работам по обеспечению мер авиационной безопасности (обучение, стажировка, оформление свидетельств, допусков и (или) сертификатов);

- организация и обеспечение подготовки персонала службы авиационной безопасности (наличие и выполнение планов подготовки, переучивания и повышения квалификации), в том числе:

в учебных заведениях ГА (на основании договоров или разовых заявок);

на собственной учебной базе.

В последнем случае дополнительно проверяется соответствие содержания программ подготовки (занятий) и оснащенности учебной базы (технического оборудования классов) установленным требованиям ФАС России;

- организация и обеспечение подготовки авиаперсонала структурных подразделений Заявителя мерам обеспечения авиационной безопасности (наличие и выполнение планов подготовки, переучивания и повышения квалификации);

- выборочно (по усмотрению руководителя исполнительной группы ОСАБ ССВТ) может проверяться:

соответствие специализации и квалификации специалистов службы авиационной безопасности выполняемым работам по обеспечению авиационной безопасности;

соответствие знаний и практических навыков сертифицированного персонала службы авиационной безопасности требуемому уровню;

квалификация не сертифицированного персонала службы авиационной безопасности, участвующего в обеспечении авиационной безопасности;

- наличие и содержание производственных зданий и помещений для размещения службы авиационной безопасности и осуществления технологических процедур по авиационной безопасности (достаточность площадей; их оснащение техническими средствами обеспечения авиационной безопасности, системами энергообеспечения и другими системами жизнеобеспечения; соответствие технологии процедур по авиационной безопасности установленным требованиям; соблюдение в помещениях нормативного режима по шуму, температуре и освещенности);

- обеспеченность руководящего состава и персонала службы авиационной безопасности Заявителя служебными помещениями (кабинетами, комнатами разборов) и помещениями бытового назначения (комнатами отдыха и приема пищи, раздевалками, сушилками спецодежды и т.п.). Соблюдение в них температурного режима, вентиляции, освещения. Соответствие размеров и оснащения указанных помещений нормативным требованиям. Примечание: Если Заявитель использует производственные сооружения, помещения и средства для обеспечения авиационной безопасности, принадлежащие другим предприятиям или организациям, комиссия (инспекционная группа) ССВТ должна проверить наличие договоров (соглашений) Заявителя с владельцами этих сооружений и средств авиационной безопасности и убедиться, что указанные сооружения и средства авиационной безопасности отвечают сертификационным требованиям и что все договора, покрывающие потребности Заявителя по обеспечению авиационной безопасности, имеют постоянный характер, подкреплены материальной ответственностью сторон, а их сроки действия соответствуют сроку действия испрашиваемого Сертификата соответствия;

- обеспеченность руководящей, нормативной и информационной документацией по обеспечению авиационной безопасности, утвержденной и введенной в действие установленным порядком;

- порядок учета, использования и хранения документации, внесения поступающих изменений и дополнений и доведения их до исполнителей;

- порядок изучения руководящей, нормативной и информационной документации по обеспечению авиационной безопасности персоналом других подразделений аэропорта в части, их касающейся;

- полнота и качество разработанных документов по обеспечению авиационной безопасности:

Программа обеспечения авиационной безопасности;

Положение о службе авиационной безопасности;

Технология производства досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов;

Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму;

План действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

- система контроля за выполнением принятых мер по авиационной безопасности:

- периодичность проведения контроля за выполнением мер безопасности;

- проведение анализа и оценки достаточности и эффективности проводимых мероприятий по обеспечению авиационной безопасности;

- деятельность по выявлению уязвимости объектов (мест) гражданской авиации в целях их защиты от возможных актов незаконного вмешательства;

- корректировка утвержденных документов по авиационной безопасности, наличие и ведение документации по учету проводимого контроля;

- назначение лиц, ответственных за проведение и учет такого контроля;

- система оповещения и связи по авиационной безопасности;

- ведение учета и отчетности наличия, состояния и движения оружия, боеприпасов и спецсредств службы авиационной безопасности. Назначение ответственных лиц за ведение данного учета;

- Состояние учета и отчетности по авиационной безопасности:

- соблюдение порядка и своевременность представления в соответствующие государственные органы управления установленной отчетности и информации об актах незаконного вмешательства, выявленных недостатках в обеспечении авиационной безопасности, а также другой информации по вопросам состояния авиационной безопасности;

- назначение ответственных лиц за ведение данного направления работ;

- использование компьютерной техники в обеспечении авиационной безопасности;

2) Обеспечение безопасности сооружений и наземных средств Заявителя:

- организация и обеспечение охраны территории (контролируемых зон) аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов УВД, радио- и светотехнического оборудования аэродрома, складов ГСМ и коммерческих складов;

- установление зон ограниченного доступа (контролируемых зон) и их границ, в том числе за пределами территории объектов аэропорта;

- наличие схемы территории аэропорта с указанием расположения объектов и границ контролируемых зон (зон ограниченного доступа);

- состояние охраны контролируемых зон (наличие, система и состояние ограждений, освещение и т.п.), распределение ответственности за охрану зон;

- наличие и состояние ограждения аэропорта по периметру и расположенных на его территории объектов гражданской авиации, наличие постовых вышек, освещения, козырька, предупредительных аншлагов, патрульной дороги и полос безопасности вдоль ограждения;

- наличие подвижных патрулей и периодичность патрулирования;

- дополнительные ограждения на объектах авиатопливообеспечения и на коммерческих складах;

- оборудование наружным освещением мест стоянок воздушных судов, территории отдельно расположенных объектов и контрольно-пропускных пунктов;

- наличие и состояние технических средств охраны, наблюдения, сигнализации и связи;

- организация и состояние контроля доступа лиц и транспортных средств в контролируемые зоны аэропорта:

- наличие утвержденной Инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму (в международных аэропортах Инструкция согласовывается с органами пограничного, таможенного и других видов государственного контроля), использование установленной системы пропусков, наличие уполномоченного органа, ответственного за выдачу пропусков и выполнение требований установленного режима; наличие и состояние КПП, их и оборудование воротами, шлагбаумами, площадками и техническими средствами для производства досмотра обслуживающего персонала и автотранспорта;

- наличие запасных КПП и их оборудование;

- осуществление пропускного и внутриобъектового режима;

- процедура контроля доступа лиц в контролируемые зоны (установленный порядок прохода (проезда) на территорию аэропорта персонала, посетителей и транспорта (порядок выдачи, использования и изъятия различных видов пропусков);

- организация и обеспечение контроля нахождения и движения лиц и транспортных средств в контролируемых зонах аэропорта;

3) Обеспечение безопасности воздушных судов:

- организация и состояние охраны воздушных судов на земле:

- схема обеспечения охраны воздушных судов;

- наличие и состояние постов охраны воздушных судов;

- ответственность за обеспечение безопасности воздушных судов;

- наличие инструкции, организация и соблюдение порядка приема-передачи воздушных судов на техническое обслуживание и под охрану (ведение Журнала приема-сдачи воздушных судов под охрану);

- организация и обеспечение контроля за соблюдением мер авиационной безопасности на воздушных судах при их техническом и коммерческом обслуживании в промежуточных аэропортах;

- наличие и состояние освещения мест стоянок воздушных судов.

- организация и обеспечение контроля доступа к воздушным судам:

- наличие у авиаперсонала, имеющего допуск к обслуживанию воздушных судов, пропусков (тархеток) с указанием зон допуска и рабочих смен;

- оборудование воздушных судов системами безопасности:

- блокирование двери пилотской кабины;

- система скрытой сигнализации;

- разрез в ковровом покрытии;

- оборудование мест для перевозки оружия и боеприпасов;

- обозначение наименее опасных мест на борту воздушных судов для размещения обнаруженного взрывного устройства;

- принятые меры безопасности ВС в условиях повышенной угрозы;

- наличие, состояние и оснащенность специальной стоянки для воздушных судов;

- организация и состояние производства предполетного досмотра воздушных судов:

- наличие перечня мест специального осмотра воздушных судов;

- наличие технологических карт и схем досмотра используемых типов воздушных судов;

- наличие приказа о создании групп досмотра воздушных судов;

- принятые меры обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушных судов в полете:

- наличие в полетной документации Памятки экипажу воздушных судов по действиям в чрезвычайной обстановке;

- наличие Инструкции о порядке проведения досмотра воздушных судов в полете;

4) Организация предполетного досмотра пассажиров и ручной клади, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала:

- наличие и состояние зон контроля и пунктов досмотра пассажиров:

- соответствие оборудования и размещения пунктов досмотра установленным требованиям (в международных секторах - после всех видов контроля);

- наличие и оснащенность кабин (помещений) для личного досмотра;

- оснащенность пунктов досмотра техническими средствами досмотра:

- наличие, состояние и соответствие сертификационным требованиям технических средств досмотра;

- организация обслуживания и ремонта технических средств досмотра;

- укомплектованность групп досмотра обученными специалистами:

- профессиональная подготовленность и наличие сертификатов;

- знание специалистами групп основных характеристик и правил эксплуатации применяемых технических средств досмотра;

- наличие должностных инструкций специалистов групп досмотра;

- наличие и соответствие установленным процедурам утвержденной Технологии производства досмотра пассажиров и ручной клади:

- специальные процедуры досмотра (ручной и выборочный досмотр, отказ от прохождения досмотра, досмотр в частном порядке);

- досмотр пассажиров, следующих транзитом или пересаживающихся на другие рейсы;

- наличие и состояние информации для пассажиров о порядке досмотра;

- наличие, состояние и оснащенность техническими средствами досмотра залов для официальных лиц и делегаций;

- принимаемые меры в отношении пассажиров отдельных категорий (требования об уведомлении, меры и процедуры обеспечения безопасности):

- высокопоставленные лица и дипломаты;

- правительственные курьеры и дипломатические вализы;

- лица, следующие через VIP и зал официальных делегаций;

- охрана высокопоставленных представителей правительства;

- сотрудники службы безопасности на борту воздушных судов;

- инвалиды;

- пассажиры, находящиеся под стражей или административным контролем (депортируемые лица, конвоируемые заключенные);

- конвоиры заключенных/депортируемых лиц;

- наличие и состояние стерильных зон для досмотренных пассажиров;

- порядок доставки и сопровождения пассажиров на борт воздушных судов:

- исключение смешивания лиц, прошедших и не прошедших досмотр;

- организация и состояние досмотра членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала аэропорта, авиапредприятия и эксплуатанта;

- соблюдение технологии досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала;

- состояние учета и отчетности по результатам досмотра;

- организация и соблюдение порядка перевозки на борту воздушных судов оружия, боеприпасов и спецсредств, изъятых у пассажиров на время полета:

- наличие технологии передачи оружия и боеприпасов экипажу;

- наличие помещения для приема и выдачи оружия и боеприпасов;

- условия доставки на борт воздушных судов оружия и боеприпасов;

- провоз оружия и боеприпасов в пассажирском салоне воздушных судов;

- провоз оружия, хранящегося в недоступных местах воздушных судов;

- наличие Инструкции по правилам размещения, транспортировки и обеспечения сохранности металлических запираемых ящиков для перевозки оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета;

5) Организация предполетного досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов:

- организация и состояние обеспечения безопасности багажа, груза, почты и бортовых запасов:

- прием и охрана багажа;

- процедуры досмотра багажа:

- установление принадлежности багажа пассажирам;

- досмотр зарегистрированного багажа;

- трансферный зарегистрированный багаж;

- хранение неправильно обработанного багажа;

- контроль за транспортировкой багажа к воздушным судам;

- процедуры досмотра груза, почты (бандеролей, курьерских отправлений) и бортовых запасов:

- меры контроля в целях безопасности в обычных условиях;

- меры контроля в период повышенной угрозы;

- процедуры и меры контроля в целях безопасности бортпитания и бортприпасов;

- наличие, состояние и оснащенность пунктов досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов специальными техническими средствами;

- наличие утвержденной Технологии досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов;

- обеспеченность службы авиационной безопасности техническими средствами обеспечения авиационной безопасности:

- использование специальных технических средств досмотра пассажиров, ручной клади, багажа, груза, почты и бортовых запасов, а также досмотра членов экипажей воздушных судов и наземного персонала:

- виды и типы используемых технических средств досмотра;

- участки их применение;

- использование технических устройств и служебных собак для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ);

- использование инженерно-технических средств охраны:

- виды и типы используемых инженерно-технических средств охраны;

- объекты применения инженерно-технических средств охраны;

- наличие и оснащенность пунктов контроля, у процедуры принятия мер при срабатывании средств охраны;

- порядок эксплуатации и технического обслуживания технических средств обеспечения авиационной безопасности;

6) Организация и принятие мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации:

- наличие и деятельность аэропортовой комиссии по авиационной безопасности:

- наличие утвержденного Положения об аэропортовой комиссии;

- состав аэропортовой комиссии;

- наличие планов работы аэропортовой комиссии;

- наличие Плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность ГА:

- наличие инструкций выписок и памяток по действиям персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций (действия и процедуры, предусмотренные в случаях попыток захвата, захвата воздушных судов, диверсий и угроз применения взрывных устройств):

- наличие согласованного Плана проведения операции "Набат" и его соответствие требованиям межведомственного Приказа от 10.01.95;

- порядок эвакуации пассажиров и проведения досмотра воздушных судов на земле в случае угрозы применения взрывных устройств;

- аэронавигационное обслуживание воздушных судов, подвергшихся актам незаконного вмешательства;

- специальные меры по обеспечению авиационной безопасности, подлежащие применению в периоды повышенной угрозы или в отношении особо важных рейсов и маршрутов, в т.ч. при актах вымогательства и вмешательства в действия сотрудников Заявителя;

- наличие командного пункта (специально оборудованного помещения) для обеспечения работы оперативного штаба по урегулированию чрезвычайных ситуаций:

- состав и структурная схема оперативного штаба;

- установленный порядок (схема) оповещения и связи;

- наличие, состояние и использование средств связи;

- оснащенность КП средствами обеспечения деятельности;

- установленный порядок приведения в действие оперативного штаба;

- наличие и готовность сил и средств, привлекаемых к урегулированию чрезвычайных ситуаций. Координация их действий. Организация и учет проведения занятий, тренировок и учений. Учебные мероприятия, проводимые по практической отработке мер авиационной безопасности с взаимодействующими службами и организациями (орган, ответственный за их подготовку, и периодичность проведения тренировок);

- планирование и проведение учебных мероприятий по практической отработке мер авиационной безопасности взаимодействующими службами аэропорта и заинтересованными министерствами и ведомствами.

5.4.8. По результатам инспекционной проверки оформляется Акт инспекционной проверки и Заключение к Акту инспекционной проверки.

5.4.9. Акт инспекционной проверки составляется в произвольной форме применительно к вопросам пункта 5.4.7 и Карты инспекционной проверки, приведенной в Приложении 5 данного Положения.

В Акте отражается следующая информация:

- основание, цели, сроки проведения инспекционной проверки и состав инспекционной группы (комиссии);

- задачи и программа инспекционной проверки;

- проверяемые сферы деятельности по обеспечению авиационной безопасности;

- результаты инспекционной проверки состояния авиационной безопасности;

- замечания, предложения и рекомендации комиссии по результатам инспекционной проверки (по конкретным ее разделам);

- выводы и Заключение о состоянии авиационной безопасности Заявителя.

5.4.10. В Заключении к Акту инспекционной проверки отражается:

- соответствие (или несоответствие) Организации-Заявителя предъявляемым сертификационным требованиям по обеспечению авиационной безопасности;

- рекомендации о возможности выдачи Заявителю испрашиваемого Сертификата соответствия в соответствии с указанными в Заявке сферами деятельности;

- необходимость предварительного устранения выявленных при проверке недостатков с проведением дополнительной инспекционной проверки или внесения в Сертификат соответствия ограничительных записей по соответствующим сферам деятельности;

- целесообразные сроки проведения очередного планового инспекционного контроля сертифицируемой Организации;

- мотивированный отказ в выдаче Сертификата соответствия.

Ответственность за непосредственное проведение инспекционной проверки и оформление ее результатов возлагается на руководителя инспекционной группы.

5.4.11. Акт инспекционной проверки подписывается Председателем комиссии (руководителем инспекционной группы), экспертами ССВТ и утверждается Руководителем Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ.

5.4.12. В случае выявления отступлений от сертификационных требований, которые не влекут за собой нарушений в обеспечении авиационной безопасности, Руководитель Органа по сертификации авиационной безопасности ССВТ может направить Заявителю Предписание об устранении недостатков с указанием срока доклада о ходе их устранения.

5.4.13. Акт инспекционной проверки оформляется в трех экземплярах.

Первый экземпляр Акта инспекционной проверки и заключение к нему представляются в Орган по сертификации авиационной безопасности ССВТ.

Второй экземпляр передается Заявителю.

Третий экземпляр направляется территориальному органу ФАС России (по территориальной принадлежности Заявителя).