Общие положения

1. Типовой срок действия договора составляет не более 12 календарных месяцев. Авансы, выданные под лимиты текущего финансового года, подлежат зачету в полном объеме в этом финансовом году, если иное не установлено нормативными актами ОАО "РЖД".

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 27.07.2015 N 1849р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В договорах должно быть предусмотрено право ОАО "РЖД" требовать пересмотра условий расчетов по договору в случае внесения изменений в законодательство Российской Федерации и в нормативные документы ОАО "РЖД".

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 27.07.2015 N 1849р)

2. Сроки типовых расчетов указаны в календарных днях.

3. Условия авансовых платежей и сроки окончательного расчета определяются согласно настоящим типовым условиям для всех видов договоров стоимостью более 300 тыс. рублей (без НДС), заключаемых с юридическими лицами. По договорам с юридическими лицами стоимостью менее 300 тыс. рублей (без НДС) допускается предусматривать по решению руководителя филиала или заместителя руководителя филиала по экономике и финансам (при заключении договоров подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД" - по решению Департамента корпоративных финансов) условия о предоплате в размере до 100 процентов стоимости договора, с выплатой аванса не ранее 30 дней до даты поставки (оказания услуг, выполнения работ), а также об установлении срока окончательного расчета, отличного от типового (в том числе об оплате обязательств до наступления предельного срока оплаты). Обеспечительные меры платежа по договорам стоимостью менее 300 тыс. рублей (без НДС) определяются филиалом самостоятельно.

Заключение в одном финансовом году с одним контрагентом нескольких договоров на поставку товаров одной номенклатуры или на выполнение схожих видов работ (услуг) при стоимости каждого договора менее 300 тыс. рублей (без НДС), но с общей стоимостью более 300 тыс. рублей (без НДС) допускается только в соответствии с настоящими типовыми условиями.

В случае принятия решения о заключении договора с нетиповыми условиями расчетов, более выгодными для ОАО "РЖД", чем типовые условия расчетов, согласование с Департаментом корпоративных финансов не требуется.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 09.07.2019 N 1399/р)

4. При расчетах с отдельными группами контрагентов предусматриваются следующие условия:

1) поставка товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ), выполнение работ и оказание услуг ОАО "РЖД" физическими лицами и индивидуальными частными предпринимателями осуществляются без предоплаты, с окончательным расчетом в течение 5 дней после возникновения обязательств;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 27.07.2015 N 1849р)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) по договорам, заключаемым ОАО "РЖД" с субъектами малого и среднего предпринимательства по итогам процедур закупки (в порядке, предусмотренном распоряжением ОАО "РЖД" от 17 июля 2014 г. N 1663р), участниками которых могут являться любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора) не может превышать 30 календарных дней со дня подписания ОАО "РЖД" документов о приемке товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора). Оплата осуществляется на основании документов, оформленных в соответствии с условиями договора;

(пп. 2 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в договорах, заключаемых ОАО "РЖД" с контрагентами (поставщиками, исполнителями, генеральными подрядчиками), в отношении которых ОАО "РЖД" устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, должно быть предусмотрено обязательное условие о сроке оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному контрагентом (поставщиком, исполнителем, генеральным подрядчиком) с субъектом малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договора, заключенного контрагентом (поставщиком, исполнителем, генеральным подрядчиком) с ОАО "РЖД", который должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания ОАО "РЖД" документа о приемке товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Данный порядок оплаты не распространяется на условия основного договора, заключенного ОАО "РЖД" с контрагентом (поставщиком, исполнителем, генеральным подрядчиком), за исключением случаев, когда:

а) такой договор также заключается с субъектом малого и среднего предпринимательства;

б) необходимо провести расчеты с контрагентом (поставщиком, исполнителем, генеральным подрядчиком) по такому договору в объеме, соразмерном объему подлежащих оплате обязательств данного контрагента (поставщика, исполнителя, генерального подрядчика) перед субподрядчиками (соисполнителями) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках исполнения контрагентом (поставщиком, исполнителем, генеральным подрядчиком) данного договора (данное условие должно быть предусмотрено в положениях основного договора). Для осуществления досрочной оплаты контрагент (поставщик, исполнитель, генеральный подрядчик) направляет ОАО "РЖД" соответствующее обращение с приложением документов, подтверждающих наличие обязательств перед субподрядчиками (соисполнителями) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, возникших в рамках исполнения договора, заключенного ОАО "РЖД" с контрагентом (поставщиком, исполнителем, генеральным подрядчиком) и подлежащих оплате в течение 30 календарных дней.

При осуществлении расчетов по договорам, заключенным ОАО "РЖД" с субъектами малого и среднего предпринимательства по итогам проведения процедур закупки, в общем порядке применяются обеспечительные меры (в том числе гарантийные удержания), указанные в графе "Обеспечительные меры исполнения обязательств (гарантийные удержания, банковские гарантии, штрафные санкции и т.д.)" табличной формы настоящих типовых условий расчетов по соответствующему виду договора.

Наличие статуса субъекта малого и среднего предпринимательства проверяется экспертной группой на этапе рассмотрения заявок участников в порядке, предусмотренном нормативными документами ОАО "РЖД", регулирующими закупочную деятельность. Департамент корпоративных финансов и Управление "Казначейство" могут проверить наличие у контрагента (поставщика, исполнителя, генерального подрядчика) статуса субъекта малого и среднего предпринимательства на этапе осуществления расчетов с ним;

(пп. 3 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в договорах, заключаемых ОАО "РЖД" с субъектами малого и среднего предпринимательства по итогам процедур закупки, должно быть предусмотрено условие о том, что в случае нарушения контрагентом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) сроков представления комплекта первичных документов, указанных в договоре, контрагент (поставщик, исполнитель, подрядчик) уплачивает штраф в размере 2,3% от стоимости поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг), подтвержденной документами, представленными в нарушение установленного договором срока, в течение 10 календарных дней с даты предъявления ОАО "РЖД" требования в письменном виде.

(пп. 4 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

(п. 4 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.04.2014 N 821р)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В соответствии с настоящими типовыми условиями этапность выполнения работ (оказания услуг) или осуществления поставок ТМЦ по договору предусматривает возможность документарного подтверждения приемки-сдачи части выполненных работ (оказанных услуг) или части поставки ТМЦ, что отражается в календарных планах работ (оказания услуг) или графиках поставок заключаемых договоров. В случае если типовыми условиями этапы не предусмотрены, документарное подтверждение приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), поставок ТМЦ осуществляется только после полного выполнения работ (оказания услуг) или поставок ТМЦ по договору. По отдельным видам договоров этапы могут быть предусмотрены без указания их длительности. В этом случае количество этапов и их длительность определяются филиалом самостоятельно, исходя из рациональной необходимости и обоснованных сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки ТМЦ), и указываются в календарном плане работ (оказания услуг) или графике поставок.

6. Размеры авансовых платежей (в процентах) и сроки их перечисления по вновь заключаемым договорам не могут превышать размеры авансовых платежей и сроки их перечисления по ранее заключенным аналогичным договорам.

7. В заключаемых договорах должно быть предусмотрено осуществление авансовых платежей при условии:

отсутствия у контрагента, которому предполагается выплатить аванс, на дату предполагаемого платежа авансов, срок зачета которых превысил установленный срок авансирования;

отсутствия на балансе филиала на дату выплаты аванса прочей просроченной дебиторской задолженности контрагента, которому предполагается выплатить аванс;

соблюдения обеспечительных мер, установленных условиями расчетов по отдельным видам договоров.

8. Срок авансирования договоров является сроком, ранее которого не может быть выплачен аванс до момента сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг, поставки ТМЦ) или до срока, установленного типовыми условиями для отдельных видов договоров. При этом срок авансирования может быть менее установленного настоящими типовыми условиями расчетов. Выплата авансового платежа может осуществляться в любой день с момента получения от поставщика счета на оплату при соблюдении срока авансирования, установленного настоящими типовыми условиями. В целях недопущения несоразмерного и опережающего авансирования контрагентов срок выплаты аванса определяется исходя из обоснованных сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки ТМЦ, но не может превышать срок авансирования, установленный настоящими типовыми условиями.

В случае если предусмотрено поэтапное выполнение договора, срок авансирования этапа рассчитывается от последнего календарного дня этого этапа.

9. Если авансирование или установление сроков окончательных расчетов по договорам допускается предусматривать по решению руководителя филиала, то руководитель филиала имеет право делегировать принятие указанных решений руководителям структурных подразделений филиала.

10. Срок окончательного расчета по договорам является предельным сроком оплаты обязательств, исчисляемым с момента получения от исполнителя полного комплекта документов, необходимого для осуществления платежа. При этом условиями договоров могут быть определены более длительные сроки проведения расчетов, чем предусмотрены настоящими типовыми условиями.

В договорах (дополнительных соглашениях к договорам) должно быть предусмотрено условие, что окончательный расчет осуществляется на основании полного комплекта документов (договора, счета, счета-фактуры, товарной накладной унифицированной формы или акта приемки выполненных работ, копий сертификатов качества или технических паспортов, заверенных поставщиком копий отгрузочных документов, других подтверждающих проведение хозяйственной операции документов, предусмотренных договором, законом или другой правовой нормой).

При направлении комплекта документов для оплаты в Управление "Казначейство" или его региональные центры необходимо также представить информацию о дате его получения от контрагента (дате реестра приема-передачи документов или дате на оттиске штампа ответственного подразделения ОАО "РЖД" на первичном учетном документе).

В целях унификации подходов к определению срока расчета датой возникновения обязательств по оплате является дата представления контрагентом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) полного комплекта документов, указанная в реестре приема-передачи документов или на оттиске штампа подразделения ОАО "РЖД" на первичном учетном документе, ответственного за исполнение договора.

В заключаемых договорах должно быть предусмотрено условие, что в случае нарушения контрагентом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) сроков представления комплекта документов, указанных в договоре, окончательный расчет за поставленный товар (оказанные услуги, выполненные работы) производится в течение 90 календарных дней с даты представления документов. В части договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства по итогам проведения процедур закупки, и договоров, предусматривающих 100-процентное авансирование, необходимо руководствоваться пунктом 4 настоящих типовых условий расчетов.

(в ред. распоряжений ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р, от 09.07.2019 N 1399/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Предельным сроком оплаты в целях казначейского контроля считаются последние 5 дней, предшествующих наступлению предельного срока оплаты, предусмотренного договором, или иной срок, установленный нормативными документами ОАО "РЖД" в части проведения казначейского контроля за движением денежных средств.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 09.07.2019 N 1399/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оплата выполненных работ (оказанных услуг, поставленных товаров) допускается ранее предельных сроков, установленных типовыми условиями расчетов, в рамках реализации инвестиционных проектов ОАО "РЖД", финансируемых за счет средств, полученных по договорам:

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

1) передачи акций ОАО "РЖД" в собственность Российской Федерации в счет бюджетных инвестиций;

(пп. 1 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

2) купли-продажи ценных бумаг с целью реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей";

(пп. 2 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

3) предоставления государственных субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в собственности ОАО "РЖД".

(пп. 3 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

Указанная оплата допускается при наличии:

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

полного комплекта первичных документов, предусмотренных договором и подтверждающих исполнение контрагентом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) своих обязательств;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

лимитов финансирования в Системе планирования и управления инвестициями ОАО "РЖД" и платежных балансах филиалов ОАО "РЖД" (структурных подразделений ОАО "РЖД") в соответствующем расчетном месяце.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

12. Гарантийное удержание представляет собой договорное условие о возможности удержания ОАО "РЖД" части стоимости выполненных работ (оказанных услуг, поставленных товаров) для покрытия возможных расходов, вызванных ненадлежащим выполнением контрагентом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) условий договора. Кроме того, гарантийное удержание является обеспечительной мерой, гарантирующей высокое качество выполняемых работ (оказываемых услуг, поставляемых товаров) и покрытие возможных расходов, вызванных ненадлежащим выполнением контрагентом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) гарантийных обязательств по договору.

Гарантийное удержание осуществляется на каждом этапе взаиморасчетов по договору с таким расчетом, чтобы итоговая сумма удержаний была не менее указанной в настоящих типовых условиях суммы (в процентах от стоимости выполненных работ, оказанных услуг, поставленного товара). Процент гарантийного удержания от стоимости выполненных работ (оказанных услуг, поставленного товара) в общем случае указан в графе "Обеспечительные меры исполнения обязательств (гарантийные удержания, банковские гарантии, штрафные санкции и т.д.)" табличной формы настоящих типовых условий расчетов по соответствующему виду договора.

Сумма гарантийного удержания выплачивается контрагенту (поставщику, исполнителю, подрядчику) в течение установленного срока после выполнения условий договора, связанных с выплатой гарантийных удержаний. Срок действия гарантийного удержания определяется настоящими типовыми условиями. При этом, если типовыми условиями не предусмотрено иное, по усмотрению руководителя филиала ОАО "РЖД" (структурного подразделения ОАО "РЖД") в договоре также может быть предусмотрен период ответственности за дефекты после ввода объекта в эксплуатацию, в течение которого гарантийные удержания не выплачиваются.

При осуществлении расчетов по договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства по итогам проведения процедур закупки, необходимо руководствоваться сроками, определенными пунктом 4 настоящих типовых условий расчетов. Процент гарантийного удержания от стоимости выполненных работ (оказанных услуг, поставленного товара) указан в графе "Обеспечительные меры исполнения обязательств (гарантийные удержания, банковские гарантии, штрафные санкции и т.д.)" табличной формы настоящих типовых условий расчетов по соответствующему виду договора.

С учетом пункта 15 настоящих типовых условий расчетов допускается предъявление к зачету кредиторской задолженности по гарантийным удержаниям перед контрагентом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) в счет погашения имеющейся по нему у ОАО "РЖД" дебиторской задолженности по неустойке, штрафам, пеням или иным требованиям, возникшим в связи с неисполнением контрагентом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) условий договора.

Размер гарантийных удержаний по строительным договорам подряда и поставки оборудования, а также договорам на проектно-изыскательские работы составляет не менее 2% от стоимости договора.

Оплата гарантийных удержаний по договорам на выполнение строительно-монтажных работ осуществляется в течение 30 календарных дней с даты представления утвержденного акта приемки законченного строительством объекта по форме N КС-14.

Оплата гарантийных удержаний по договорам на выполнение строительно-монтажных работ до ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию допускается в случае, если отсутствует лимит затрат на завершение строительства объекта в инвестиционной программе ОАО "РЖД" либо работы по данному объекту приостановлены, при наличии комиссионного акта, согласованного Департаментом капитального строительства, Департаментом инвестиций, подразделением аппарата управления, филиалом или структурным подразделением ОАО "РЖД", осуществляющим организацию и координацию работ по реализации инвестиционного проекта (далее - Управляющий) и подразделением аппарата управления, филиалом или структурным подразделением ОАО "РЖД", осуществляющим формирование актива в рамках инвестиционного проекта и передачу его на баланс (далее - Заказчик). Комиссионный акт подлежит рассмотрению Департаментом капитального строительства, Департаментом инвестиций и Управляющим в срок не более 3 рабочих дней с даты его направления на подписание Заказчиком.

При оплате гарантийных удержаний по договорам поставки оборудования необходимо руководствоваться следующим порядком:

1) по договорам поставки оборудования, не входящего в сметы строительства инвестиционных объектов ОАО "РЖД":

а) гарантийные удержания по оборудованию, не требующему монтажа или монтаж которого осуществляется силами филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" (хозяйственным способом), не применяются. Гарантийное обслуживание поставленного оборудования осуществляется контрагентом в порядке и на условиях, предусмотренных договором;

б) гарантийные удержания по оборудованию, требующему монтажа, оплачиваются в течение 30 календарных дней с даты представления подписанного Заказчиком и филиалом ОАО "РЖД" (структурным подразделением ОАО "РЖД"), на баланс которого передается актив, сформированный в результате реализации инвестиционного проекта (далее - Балансодержатель), акта о выполненных работах (оказанных услугах) по форме N ФПУ-26 или реестра подлежащих оплате документов, подписанного Заказчиком и согласованного Центром корпоративного учета и отчетности "Желдоручет", в части отражения в бухгалтерском учете факта монтажа оборудования;

в) если монтаж и пусконаладочные работы по вводу основных средств в эксплуатацию осуществляются в рамках других договоров, по условиям договора поставки гарантийный платеж должен осуществляться только после окончания монтажа и выполнения пусконаладочных работ;

2) по договорам поставки оборудования, входящего в сметы строительства инвестиционных объектов ОАО "РЖД", оплата гарантийных удержаний производится в течение 30 календарных дней с даты представления утвержденного акта приемки законченного строительством объекта по форме N КС-14.

В случае если гарантийный срок эксплуатации оборудования согласно условиям договора истек до завершения строительства объекта (отсутствует утвержденный акт по форме N КС-14), в целях исключения рисков выставления контрагентом (подрядчиком) в адрес ОАО "РЖД" претензий, допускается выплата гарантийных удержаний по поставленному оборудованию на основании комиссионного акта, согласованного Департаментом капитального строительства, Департаментом инвестиций, Управляющим и Заказчиком. Комиссионный акт подлежит рассмотрению Департаментом капитального строительства, Департаментом инвестиций и Управляющим в срок не более 3 рабочих дней с даты его направления на подписание Заказчиком.

Оплата гарантийных удержаний по договорам поставки оборудования до ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию и окончания гарантийного срока эксплуатации допускается в случае, если отсутствует лимит затрат на завершение строительства объекта в инвестиционной программе ОАО "РЖД" либо работы по данному объекту приостановлены, при наличии комиссионного акта, согласованного Департаментом капитального строительства, Департаментом инвестиций, Управляющим и Заказчиком. Комиссионный акт подлежит рассмотрению Департаментом капитального строительства, Департаментом инвестиций и Управляющим в срок не более 3 рабочих дней с даты его направления на подписание Заказчиком.

Оплата гарантийных удержаний по договорам подряда на выполнение проектно-изыскательских работ осуществляется в течение 30 календарных дней с даты представления акта приемки, подписанного сторонами по договору, иных документов, предусмотренных договором и подтверждающих завершение проектирования по объекту, получения положительного заключения государственной, негосударственной или ведомственной экспертизы с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормативных документов ОАО "РОД" и иных нормативных документов в сфере строительства.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 09.07.2019 N 1399/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оплата гарантийных удержаний по договорам на выполнение проектно-изыскательских работ до завершения работ в полном объеме допускается в случае, если отсутствует лимит затрат на завершение работ по объекту в инвестиционной программе ОАО "РЖД" либо работы по данному объекту приостановлены, при наличии комиссионного акта, согласованного Департаментом капитального строительства, Департаментом инвестиций, Управляющим и Заказчиком. Комиссионный акт подлежит рассмотрению Департаментом капитального строительства, Департаментом инвестиций и Управляющим в срок не более 3 рабочих дней с даты его направления на подписание Заказчиком.

Оплата гарантийных удержаний по договорам на проектно-изыскательские, строительно-монтажные работы и поставку оборудования до завершения проектных работ или ввода объекта в эксплуатацию возможна при условии предоставления контрагентом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) банковской гарантии исполнения им своих обязательств по договору на сумму выплачиваемых гарантийных удержаний.

В отношении работ подготовительного этапа инвестиционной программы ОАО "РЖД", связанных с отводом и освоением застраиваемой территории и включенных в главу 1 "Подготовка территории строительства" типового сводного сметного расчета стоимости строительства, утвержденного постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г., по усмотрению руководителя филиала ОАО "РЖД" (структурного подразделения ОАО "РЖД") возможна выплата гарантийного удержания до ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию. В числе таких работ могут осуществляться:

отвод земельного участка, выдача архитектурно-планировочного задания и выделение красных линий застройки;

разбивка основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками;

освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений, лесонасаждений, промышленных отвалов и других мешающих предметов, переселение жильцов из сносимых домов, перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей и дорог, снятие и хранение плодородного слоя почвы и т.п.;

компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам;

осушение территории стройки, проведение на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства;

затраты на разминирование территории строительства в районах бывших боевых действий;

плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта;

приведение земельных участков, предоставленных во временное пользование на период строительства, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве или для других целей в соответствии с проектом восстановления (рекультивации) нарушенных земель;

плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период проектирования и строительства;

затраты, связанные с оплатой работ (услуг), выполняемых коммунальными и эксплуатационными организациями, по выдаче исходных данных на проектирование, технических условий и требований на присоединение проектируемых объектов к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования, а также по проведению необходимых согласований проектных решений;

затраты, связанные с выполнением по требованию органов местного самоуправления исполнительной контрольной съемки построенных инженерных сетей;

затраты, связанные с выполнением археологических раскопок в пределах строительной площадки;

возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

другие виды работ, относящиеся к указанной главе 1 типового сводного сметного расчета.

(п. 12 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Штрафные санкции, предусмотренные настоящими типовыми условиями, являются дополнительными и минимально возможными мерами по недопущению неправомерного использования контрагентами денежных средств ОАО "РЖД" и применяются в безусловном порядке. Вместе с тем данные санкции не относятся к санкциям, связанным с покрытием технических и иных других возможных рисков заключаемых договоров, которые могут значительно превышать указанные в настоящих типовых условиях размеры штрафных санкций и устанавливаются дополнительно.

14. По всем видам договоров применение любых видов обеспечительных платежей в пользу контрагента (в том числе заключение соглашений о задатке) запрещено.

15. В целях соблюдения принципа обеспечения денежных расходов денежными доходами и исключения неденежных форм расчетов в ОАО "РЖД" запрещено прекращение обязательств зачетом, кроме исключительных случаев.

Прекращение обязательств зачетом в ОАО "РЖД" носит исключительный характер и должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации при обосновании филиалом ОАО "РЖД" необходимости прекращения обязательств таким способом.

Исключительные случаи прекращения обязательств зачетом в обязательном порядке согласовываются филиалами ОАО "РЖД" с Департаментом корпоративных финансов.

Прекращение обязательств зачетом допускается:

а) при проведении зачета контрагентом в одностороннем порядке;

б) при проведении зачета по инициативе ОАО "РЖД" в случае:

тяжелого финансового состояния контрагента, у которого имеется значительная просроченная дебиторская задолженность перед ОАО "РЖД";

принятия отдельных решений о проведении зачета по договорам с дочерними и зависимыми обществами ОАО "РЖД";

в иных случаях, когда необходимость проведения зачета очевидна.

При проведении зачетов филиалы ОАО "РЖД" корректируют план денежных поступлений и расходований в платежном балансе планового периода с учетом особенностей налогообложения подобных операций. В связи с этим филиал ОАО "РЖД" направляет в Департамент корпоративных финансов следующую информацию по дебитору и кредитору:

наименование и ИНН;

вид дебиторской и кредиторской задолженности;

сумма дебиторской и кредиторской задолженности;

даты возникновения взаимных обязательств;

даты погашения взаимных обязательств в соответствии с договорами;

номера и даты договоров;

данные о корректировке доходной и расходной части платежного баланса: вид деятельности и статья (строка) платежного баланса;

данные о судебных мероприятиях и решениях по задолженности.

16. Взаиморасчеты с контрагентом (в том числе с дочерними и зависимыми обществами ОАО "РЖД") путем одномоментной оплаты взаимных обязательств, в целях взыскания денежных средств в счет имеющейся просроченной дебиторской задолженности, проводятся на основании:

по аппарату управления ОАО "РЖД" - распоряжений и поручений ОАО "РЖД", а также писем и телеграфных указаний Департамента корпоративных финансов, направляемых в Управление "Казначейство", филиалы и контрагентам;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 09.07.2019 N 1399/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

по филиалам, акцепт платежей которых производится на уровне Управления "Казначейство" - обращений руководителей филиалов (заместителей руководителей по экономике и финансам) в Управление "Казначейство" (или в его региональные подразделения по филиалам, акцепт платежей которых осуществляется на уровне региональных центров Управления "Казначейство") с соответствующими предложениями.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 09.07.2019 N 1399/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Управление "Казначейство" и его региональные подразделения на основе полученной от Департамента корпоративных финансов, руководителей филиалов информации о размере дебиторской задолженности, которую требуется взыскать с указанного должника, уведомляют контрагента о приостановлении проведения расчетов по обязательствам ОАО "РЖД" перед контрагентом до момента выставления им встречного платежа.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 09.07.2019 N 1399/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Самостоятельное применение филиалами таких инструментов погашения дебиторской и кредиторской задолженности, как факторинг, новация, цессия, запрещено.

18. Персональная ответственность руководителей филиалов ОАО "РЖД" (структурных подразделений ОАО "РЖД") за несоблюдение настоящих типовых условий расчетов, а также за принятие в соответствии с ними решений, повлекших ухудшение финансово-экономического состояния филиала ОАО "РЖД" (структурного подразделения ОАО "РЖД"), учитывается при оценке их деятельности согласно Регламенту организации системы планирования и анализа дебиторской и кредиторской задолженности, утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 30 марта 2015 г. N 833р.

(п. 18 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. В заключаемых договорах должно быть предусмотрено условие о том, что не допускается уступка контрагентом прав требований по договору другому лицу без согласия ОАО "РЖД".

По договорам, заключаемым по итогам процедур размещения заказа (в порядке, предусмотренном Распоряжением ОАО "РЖД" от 20 декабря 2011 г. N 2745р) с субъектами малого и среднего предпринимательства, применение переуступки прав требования в пользу финансово-кредитных учреждений (факторинг) возможно при согласовании с ОАО "РЖД".

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.04.2014 N 821р)

В заключаемых договорах должны быть предусмотрены штрафные санкции, предъявляемые контрагентам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства), в случае несоблюдения ими условия о согласовании уступки прав требования (факторинга) с ОАО "РЖД", в размере не ниже величины убытков или упущенных выгод ОАО "РЖД", понесенных в результате данной уступки.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)

При использовании уступки права требования (факторинга) при исполнении договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенных ОАО "РЖД" с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам осуществления закупок способами, определенными Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным советом директоров ОАО "РЖД" 28 июня 2018 г., необходимо руководствоваться распоряжением ОАО "РЖД" от 25 октября 2017 г. N 2182р.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р; в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 09.07.2019 N 1399/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Настоящие типовые условия применяются, если иные условия расчетов не установлены императивными нормами законодательства Российской Федерации.

21. В заключаемых договорах должно быть предусмотрено условие о том, что у сторон договора не возникает права на получение процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами в соответствии с пунктом 1 статьи 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

(п. 21 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 27.07.2015 N 1849р; в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 25.05.2016 N 976р)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Заключение договоров с условиями расчетов, отличными от типовых условий расчетов, а также проведение расчетов до наступления предельных сроков оплаты, предусмотренных договорами, допускается в случае крайней необходимости по согласованию с Департаментом корпоративных финансов.

В исключительных случаях с учетом анализа кредитных рисков контрагента и текущего состояния ликвидности ОАО "РЖД" дополнительное авансирование и оплата выполненных работ (оказанных услуг, поставленных товаров) ранее предельных сроков, не предусмотренные типовыми условиями расчетов и/или договором, осуществляются при условии уплаты контрагентом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) вознаграждения при наличии мотивированного обоснования.

Размер вознаграждения рассчитывается из суммы досрочной оплаты/дополнительного авансирования исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на величину до 5%.

При этом условие об уплате контрагентом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) вознаграждения не может распространяться на расчеты по договорам в рамках реализации инвестиционных проектов ОАО "РЖД", финансируемых за счет средств, полученных по договорам передачи акций ОАО "РЖД" в собственность Российской Федерации в счет бюджетных инвестиций (субсидий), а также средств Фонда национального благосостояния.

(п. 22 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.01.2018 N 160/р)