I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности, определяет порядок организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете.

Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (далее - система воинского учета), в том числе с использованием государственной информационной системы "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" (далее - реестр воинского учета).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организация воинского учета в органах государственной власти, исполнительных органах субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений, органах местного самоуправления муниципальных округов и органах местного самоуправления городских округов (далее - органы местного самоуправления) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.03.2021 N 372, от 25.07.2023 N 1211)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

3. Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

4. Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

5. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 27.06.2017 N 754, от 25.07.2023 N 1211)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Должностные лица органов государственной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обеспечивают исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы, или месту отбывания наказания в виде лишения свободы осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований (далее - военные комиссариаты).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2012 N 228, от 09.10.2019 N 1302, от 06.02.2020 N 103, от 27.10.2023 N 1789)

(см. текст в предыдущей редакции)

За состояние воинского учета отвечают военные комиссары.

Порядок организации воинского учета граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, определяется руководителями этих федеральных органов исполнительной власти.

8. В поселениях, муниципальных и городских округах, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, а также в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются военные комиссариаты (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами), первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2012 N 228, от 06.02.2020 N 103, от 15.03.2021 N 372)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)

(см. текст в предыдущей редакции)

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

10. Число работников, осуществляющих воинский учет в военных комиссариатах, определяется с учетом следующих норм:

а) 1 работник - при наличии на воинском учете до 1500 граждан;

б) 1 работник на каждые последующие 1500 граждан, состоящих на воинском учете.

11. Число работников, осуществляющих воинский учет в органах местного самоуправления, определяется с учетом следующих норм:

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 1000 граждан;

в) 1 освобожденный работник на каждую последующую 1000 граждан, состоящих на воинском учете.

12. Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;

в) 2 освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;

г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

13. Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, по состоянию на 31 декабря года, предшествующего отчетному, с применением норм, указанных в пунктах 10 - 12 настоящего Положения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.03.2021 N 372)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии в органах местного самоуправления или организациях 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол.

14. Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.11.2023 N 1978)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные):

мужского пола, пребывающие в запасе;

уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса или в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.03.2019 N 274)

успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2014 N 1054)

(см. текст в предыдущей редакции)

не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 30 лет;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.11.2023 N 1978)

(см. текст в предыдущей редакции)

уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

прошедшие альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению N 1.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.2021 N 1746)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";

б) проходящие военную службу;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2012 N 228)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 27.10.2023 N 1789;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

15(1). Воинский учет граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы (далее - особый воинский учет), осуществляется военными комиссариатами по месту нахождения исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, выполняющих функции исправительных учреждений (далее - учреждения уголовно-исполнительной системы), в порядке, определенном разделом V(1) настоящего Положения.

(п. 15(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.10.2023 N 1789)

16. Воинский учет военнообязанных (за исключением граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы) подразделяется на общий и специальный.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2023 N 1789)

(см. текст в предыдущей редакции)

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации на должностях рядового и начальствующего состава.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.06.2017 N 754, от 01.08.2018 N 896, от 21.05.2020 N 723)

(см. текст в предыдущей редакции)

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

В отношении военнообязанных, работающих в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), в которых законом предусмотрена военная служба, состоящих на общем воинском учете, военные комиссариаты при наличии заявок указанных федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) составляют планы по направлению их для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1540)

(см. текст в предыдущей редакции)

16(1). Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в реестр воинского учета.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан осуществляются на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, содержащем сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета (далее - государственный информационный ресурс), иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому обследованию, а также по профессиональному психологическому отбору граждан, которые проводятся при последующей явке гражданина в военный комиссариат.

Получение сведений, содержащихся в государственном информационном ресурсе, осуществляется военным комиссаром из ведомственных информационных систем Министерства обороны Российской Федерации.

При наличии у военных комиссариатов соответствующих оснований зачисление в запас граждан, обязанных состоять на воинском учете, может осуществляться без личной явки на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому обследованию, а также по профессиональному психологическому отбору граждан, которые проводятся при последующей явке гражданина в военный комиссариат.

При постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки таких граждан их оповещение об этом осуществляется автоматически через реестр воинского учета в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или при наличии технической возможности - с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - портал государственных и муниципальных услуг (функций). При этом такие граждане могут представить необходимые документы для осуществления воинского учета при личной явке в военный комиссариат либо с использованием личного кабинета на портале государственных и муниципальных услуг (функций).

В случае выявления граждан, подлежащих постановке на воинский учет, и определении на основании сведений, содержащихся в государственном информационном ресурсе, реестре воинского учета, иных информационных системах и информационных ресурсах, военного комиссариата для постановки на воинский учет в личный кабинет таких граждан на портале государственных и муниципальных услуг (функций) направляется соответствующее уведомление об определении военного комиссариата, в котором гражданин будет поставлен на воинский учет. Если в течение 5 рабочих дней гражданин не выразил отказ от постановки на воинский учет в военном комиссариате, указанном в уведомлении, и не указал иной военный комиссариат, он может быть поставлен на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, определенный автоматически.

(п. 16(1) введен Постановлением Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211)

16(2). Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, при необходимости могут направляться повестки для сверки сведений, полученных из реестра воинского учета, информационных систем и информационных ресурсов, сведений, полученных на основании запросов, проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому обследованию, по профессиональному психологическому отбору граждан, а также для получения документов воинского учета. Такие граждане обязаны явиться в указанные в повестке время и место для проведения необходимых мероприятий.

Повестки гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, направляются в письменной форме согласно приложению N 1(1) и дублируются в электронной форме. Управление формированием и рассылкой повесток в электронной форме осуществляется военными комиссариатами в автоматизированном режиме с использованием реестра воинского учета.

Граждане, поставленные на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, обязаны получать повестки в письменной форме под расписку. Повестки направляются военным комиссариатом гражданам по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места жительства или места пребывания либо вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций лично не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки в военный комиссариат.

Повестки, направленные в письменной форме по почте гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, считаются врученными под расписку в день доставки (вручения) соответствующих заказных писем гражданам при наличии в уведомлении о вручении заказного письма отметки организации почтовой связи о доставке (вручении) заказного письма гражданину.

Уведомления о направлении повесток военного комиссариата гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, направляются в личные кабинеты граждан на портале государственных и муниципальных услуг (функций).

В случае если повестка не считается врученной одним из способов, указанных в абзацах втором - пятом настоящего пункта, повестка считается врученной по истечении 7 дней с даты ее размещения в реестре повесток.

В случае если гражданин отказался от получения повестки, направленной по почте, или от ее личного вручения, повестка гражданину считается врученной в день такого отказа. При этом отказ гражданина от получения повестки, направленной по почте, фиксируется в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а отказ гражданина от вручения повестки работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями или другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций фиксируется путем проставления на повестке указанными работниками, руководителями или должностными лицами отметки, содержащей дату отказа, должность, подпись, инициалы и фамилию лица, вручавшего гражданину повестку, а также подписи, инициалы и фамилии присутствовавших при этом лиц.

(п. 16(2) введен Постановлением Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211)

16(3). Гражданам, состоящим на воинском учете, при необходимости могут направляться повестки для уточнения военно-учетных данных, сверки сведений, полученных из реестра воинского учета, информационных систем и информационных ресурсов, сведений, полученных на основании запросов, проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому обследованию, по профессиональному психологическому отбору граждан, для внесения изменений в документы воинского учета, а также для получения документов воинского учета. Такие граждане обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место для проведения указанных мероприятий.

Повестки гражданам, состоящим на воинском учете, направляются в письменной форме в соответствии с приложением N 1(1) к настоящему Положению и дублируются в электронной форме. Управление формированием и рассылкой повесток в электронной форме осуществляется военными комиссариатами в автоматизированном режиме с использованием реестра воинского учета. Указанные повестки считаются врученными в порядке, предусмотренном пунктом 16(2) настоящего Положения.

(п. 16(3) введен Постановлением Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211)