Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2006 N КАС06-226 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 24.04.2006 N ГКПИ06-402, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим п. 4 Приложения 1 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 294>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 июля 2006 года гражданское дело по заявлению Г. об оспаривании пункта 4 Приложения N 1 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294,
по кассационной жалобе Г. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2006 года, которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения Г. и его представителей Арустамова Э.А., Кулешова А.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Вислогузовой Т.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
пунктом 4 Перечня отдельных категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Приложение N 1 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294), к участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах", отнесены лица, перечисленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона (кроме лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2).
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4 Перечня в части исключения лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", из категории участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для данной категории граждан, ссылаясь на то, что это противоречит названному Федеральному закону и фактически лишает его статуса участника Великой Отечественной войны.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2006 года в удовлетворении заявления было отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить и вынести новое решение.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определяет категории лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых в подпункте "з" отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период.
Вместе с тем, предусматривая меры их социальной поддержки как в натуральной, так и в денежной форме, этот Федеральный закон дифференцировал уровень предоставляемых прав и льгот в зависимости от принадлежности к определенной категории участников Великой Отечественной войны. Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (подпункты "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 этого Федерального закона), были установлены в статье 15 и значительно превосходили по объему предусмотренные в статье 17 меры социальной защиты для тех военнослужащих, отнесенных подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. При этом сохранены различия в объеме мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Как следует из пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и, соответственно, подпунктов 1, 2 и 4 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в новой редакции), взамен ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот установлены ежемесячные денежные выплаты в размерах: инвалидам войны - 2000 рублей; участникам Великой Отечественной войны - 1500 рублей; военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - 600 рублей.
Таким образом, различные размеры ежемесячных денежных выплат для участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", и остальных поименованных в подпункте 1 участников Великой Отечественной войны, определены Федеральным законом.
В Перечне воспроизводятся эти различия. В пункте 4 указаны участники Великой Отечественной войны, перечисленные в подпункте 1 (кроме подпункта "з) пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 23.1, то есть в размере 1500 рублей. Военнослужащие, отнесенные к участникам Великой Отечественной войны подпунктом "з" подпункта 1, названы в пункте 5 этого Перечня в категории граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании подпункта 4 пункта 4 статьи 23.1, то есть в размере 600 рублей.
При таком положении нет оснований для признания недействующим пункта 4 Перечня, определяющего круг участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1500 рублей, в соответствии с положениями вышеназванных Федеральных законов.
Ссылка заявителя на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 4 апреля 2006 года N 89-О, несостоятельна, поскольку она относится к тем участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые являются инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или иных причин. Оспариваемый же пункт 4 Перечня не распространяется на участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами.
Довод заявителя в кассационной жалобе о том, что он отнесен к участникам Великой Отечественной войны с предоставлением прав и льгот, установленных для инвалидов войны статьей 14 Федерального закона "О ветеранах", не имеет правового значения по настоящему делу, рассмотренному судом в порядке абстрактного нормоконтроля. Вопрос о конкретном праве заявителя, в том числе на льготы, установленные для инвалидов войны, находится за рамками данного дела, решение по которому не лишает его возможности обратиться в суд в соответствии с установленной подсудностью гражданских дел за защитой своего права, если считает его нарушенным.
Решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Г.В.МАНОХИНА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей