1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации определяют порядок применения нормативов накладных расходов на строительные и монтажные работы при исчислении сметной стоимости строительной продукции для всех участников инвестиционного процесса независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности.

1.2. Накладные расходы как часть сметной себестоимости строительно - монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.

1.3. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:

укрупненные нормативы по основным видам строительства;

нормативы по видам строительных и монтажных работ;

нормы накладных расходов на строительные, монтажные, специальные строительные работы, введенные в действие с 01.01.91 для определения базисной стоимости строительства;

индивидуальные нормы накладных расходов для конкретных строительных, монтажных и ремонтно - строительных организаций.

1.4. При определении величины накладных расходов рекомендуется использовать следующие методические документы:

"Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции" (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12);

"Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-349);

"Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ", утвержденными Минстроем России 04.12.95 N БЕ-11-260/7.

(п. 1.4 в ред. письма Минстроя РФ от 13.11.96 N ВБ-26/12-368)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. В отличие от прямых затрат накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от выбранной базы исчисления:

фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат;

сметной стоимости прямых затрат в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 01.01.91 (базисная стоимость).

1.6. Подрядчик и заказчик в пределах действующих законодательных и нормативных актов вправе самостоятельно, по согласованным расчетам определять размер фонда оплаты труда рабочих, занятых в основной деятельности. При этом расчетная величина указанных средств в составе прямых затрат определяется исходя из проектной потребности в затратах труда рабочих, тарифных ставок, поощрительных выплат в соответствии с принятой в организации системой оплаты труда, льгот, компенсаций и других выплат, подлежащих включению в фонд оплаты труда.

1.7. При использовании в качестве базисной сметной стоимости прямых затрат в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 01.01.91, рекомендуется расчетную величину средств фонда оплаты труда рабочих определять путем умножения сметной заработной платы рабочих на индекс текущего (прогнозного) уровня средств на оплату труда по отношению к уровню сметной заработной платы рабочих <*>.

--------------------------------

<*> Особенности разработки и использования индексов цен изложен в Методических рекомендациях по использованию текущих и прогнозных индексов стоимости при составлении сметной документации от 31.05.93 N 12-133.

1.8. При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.