Решение Верховного Суда РФ от 24.03.2006 N ГКПИ06-86 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично не соответствующим действующему законодательству пункта 2.2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 24 марта 2006 г. N ГКПИ06-86

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего -

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Тихоновой А.Н.,

с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании не соответствующим действующему законодательству пункта 2.2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части открытого перечня предоставляемых документов, слов: "и т.д.",

установил:

гражданин С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании не соответствующим действующему законодательству пункта 2.2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части открытого перечня предоставляемых документов.

Как указывает заявитель, содержащийся в пункте 2.2 Порядка открытый перечень предоставляемых документов, подтверждающих право на получение набора социальных услуг, не соответствует требованиям Федерального закона от 22.05.2004 N 122-ФЗ и нарушает права инвалидов Великой Отечественной войны на получение бесплатных лекарств.

В суде заявитель С. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта не содержат исчерпывающего перечня предоставляемых документов, что позволяет правоприменителю требовать с граждан предоставления сведений, не предусмотренных законодательством.

Представители заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Кузинец О.В. и Минюста России Ахвердиева Л.Р. в суде возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Выслушав объяснения заявителя С., представителей заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Кузинец О.В., Минюста России Ахвердиевой Л.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок набора социальных услуг отдельным категориям граждан (в ред. Приказов Минздравсоцразвития России от 05.09.2005 N 547, от 07.10.2005 N 623).

Настоящий нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 г., регистрационный номер 6303 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 7, 14.02.2005; "Российской газете" N 31, 16.02.2005.

Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что при обращении в лечебно-профилактическое учреждение гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (удостоверение участника Великой Отечественной войны, справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и т.д.), решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданное Пенсионным фондом Российской Федерации, в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. N 294. Гражданам рекомендуется представлять также страховой медицинский полис обязательного страхования граждан.

Право на получение набора социальных услуг, в т.ч. обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), имеют различные категории граждан, указанные в статье 6.1 и 6.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи".

К названным категориям относятся:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Кроме того, право на предоставление им набора социальных услуг имеют лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан (статья 6.7 Федерального закона "О государственной социальной защите").

По объяснениям представителя Минздравсоцразвития России Кузинец О.В., в пункте 2.2 Порядка перечислены документы, которые предоставляет гражданин при обращении в лечебно-профилактическое учреждение по месту жительства для обеспечения необходимыми лекарственными средствами. Это: 1) документ, удостоверяющий личность гражданина; 2) документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг; 3) решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданное Пенсионным Фондом Российской Федерации, в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. N 294; 4) страховой медицинский полис обязательного страхования граждан.

Право отдельных категорий граждан на предоставление им набора социальных услуг подтверждается соответствующими удостоверениями. В пункте 2.2 Порядка приведены в качестве примера документа, подтверждающего право на получение набора социальных услуг, удостоверение участника Великой Отечественной войны и справка об установлении инвалидности. Приведенные в пункте 2.2 Порядка слова: "и т.д." указывают на наличие документов, подтверждающих статус иных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг.

Установление перечня таких документов не является предметом оспариваемого нормативного правового акта.

Федеральный закон "О ветеранах" в статье 28 устанавливает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Так, документами, подтверждающими статус участника Великой Отечественной войны, являются удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122, или удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907.

Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности (п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95).

Документом, подтверждающим статус граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, является удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 522, или удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 30.

Федеральный закон "О государственной социальной помощи" не содержит перечня документов, подтверждающих право гражданина на получение набора социальных услуг.

Согласно пункту 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере нормативно-правового регулирования, установило такой Порядок. Требования заявителя сводятся к установлению исчерпывающего перечня документов, подтверждающих категории граждан, которым предоставляется право на получение государственной социальной помощи, что относится к компетенции федерального органа исполнительной власти.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции органа государственной власти и не нарушают прав граждан на получение государственной социальной помощи, заявление С. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление С. о признании не соответствующим действующему законодательству пункта 2.2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, в части открытого перечня предоставляемых документов, слов: "и т. д." - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ