При применении документа следует учитывать, что с 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а также расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

<Письмо> ПФ РФ от 26.12.2003 N ЛЧ-09-25/13577 "О соблюдении законодательства при назначении трудовой пенсии иностранным гражданам и лицам без гражданства"

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 декабря 2003 г. N ЛЧ-09-25/13577

О СОБЛЮДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ИНОСТРАННЫМ

ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с поступающими предложениями о предоставлении права на трудовую пенсию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на постоянное жительство, до получения ими вида на жительство, сообщает следующее.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статьей 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" постоянно проживающим иностранным гражданином, а также лицом без гражданства признается лицо, имеющее вид на жительство.

Вышеперечисленные нормы являются исчерпывающими основаниями для вынесения положительного либо отрицательного решения по вопросу предоставления права на трудовую пенсию иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Законность возложения на иностранных граждан и лиц без гражданства обязанности по предъявлению вида на жительство при установлении им пенсии (как документа, подтверждающего постоянное проживание на территории Российской Федерации) проверялась в Верховном Суде Российской Федерации. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2003 N КАС03-407 признано соответствующим законодательству Российской Федерации данное требование и отмечено, что "получение вида на жительство (т.е. приобретение статуса постоянно проживающего на территории России) как условие для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу закона".

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 7 Соглашения от 13.03.92 при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Применительно к переселенцам из государств - участников Соглашения от 13.03.92 государство, назначившее пенсию, может продолжать выплату пенсии переселившемуся пенсионеру до приобретения им права на пенсию соответствующего вида в Российской Федерации.

Статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.95, статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.97 и статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.99 допускается возможность продолжения выплаты пенсии соответственно Республикой Молдова, Грузией, Литовской Республикой переселяющимся пенсионерам до приобретения ими права на пенсию соответствующего вида в Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающие расширение круга лиц, принимаемых в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Так, в частности, право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке с 15.12.2003 (дата вступления в силу Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ) имеют иностранные граждане и лица без гражданства, которые родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР.

Заместитель

Председателя Правления

Л.И.ЧИЖИК