В целях применения пункта 1 статьи 164 Кодекса и пункта 4 статьи 165 Кодекса

В целях применения пункта 1 статьи 164 Кодекса и пункта 4 статьи 165 Кодекса:

Вопрос. Организация оказывает услуги по перевозке импортируемых в Российскую Федерацию товаров, а также товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. Возможно ли в данном случае для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при оказании услуг, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, представлять в налоговый орган вместо таможенной декларации, предусмотренной подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 Кодекса, копию транспортного документа, используемого в качестве таможенной декларации, в частности, корешка книжки МПД с отметками российского таможенного органа?

Ответ. 1. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.

При этом необходимо учитывать, что налоговая ставка 0 процентов применяется только в отношении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке импортируемых товаров (то есть товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации до момента выпуска товаров для внутреннего потребления), выполняемых российскими перевозчиками и включенных в таможенную стоимость импортируемых товаров.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита через указанную территорию.

Перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке товаров, экспортируемых с территории Российской Федерации и импортируемых на территорию Российской Федерации, а также работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, установлен пунктом 4 статьи 165 Кодекса.

В данный перечень включена таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" импорт - это ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации без обязательств об обратном вывозе.

На основании статьи 163 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации без обязательств об их вывозе с этой территории, применяется таможенный режим выпуска товаров для внутреннего потребления.

Таким образом, при оказании услуг по транспортировке, погрузке и перегрузке ввозимых товаров ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении услуг по перевозке товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления.

Учитывая изложенное, в целях применения налоговой ставки 0 процентов представление организацией таможенной декларации (ее копии), подтверждающей перевозку товаров, помещенных под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, является обязательным.

Данная позиция нашла отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П (пункт 2.1). Кроме того, Конституционный Суд указал, что "по смыслу статьи 16 Таможенного кодекса Российской Федерации, информация, содержащаяся в грузовой таможенной декларации, даже если она является конфиденциальной, может быть передана третьим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В данном случае такими лицами являются перевозчики, а законодательным актом - Налоговый кодекс Российской Федерации. Следовательно, таможенные органы - в силу конституционного принципа уважения прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов (статья 18 Конституции Российской Федерации), - обязаны представлять перевозчикам копию грузовой таможенной декларации для подтверждения их права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость при применении налоговой ставки 0 процентов, а отказ в представлении такой копии может быть оспорен в судебном порядке".

2. На основании статьи 11 Таможенного кодекса под таможенной декларацией понимается документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с Таможенным кодексом.

Согласно пункту 4 статьи 63 Таможенного кодекса формы таможенных документов определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, для обоснования правомерности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в налоговые органы представляются таможенные декларации с соответствующими отметками таможенных органов по форме и в порядке, которые предусмотрены таможенным законодательством.

Пунктом 1 статьи 81 Таможенного кодекса установлено, что в качестве транзитной декларации таможенными органами могут приниматься любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, предусмотренные пунктом 2 данной статьи Таможенного кодекса. В случае принятия данных документов в качестве транзитной декларации на таких документах должностными лицами таможенных органов проставляются отметки.

Таким образом, представление в налоговые органы в пакете документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении операций, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, коммерческих, транспортных (перевозочных) документов, используемых в соответствии с положениями статьи 81 Таможенного кодекса при таможенном оформлении в качестве транзитной декларации, не противоречит действующему законодательству о налогах и сборах (письмо ФНС России от 07.10.2005 N 03-4-03/1731/28).