Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2005 N КАС05-249 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 25.04.2005 N ГКПИ05-398, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими отдельных положений Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утв. Приказом Минздрава РФ от 23.08.1999 N 328>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 июня 2005 года гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими частично абзаца первого пункта 1.3, пункта 1.4, пункта 1.5; абзаца первого и подпунктов "а", "в", "г" пункта 1.7.2; пункта 1.9; частично пункта 1.10 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1999 г. N 328,
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2005 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения К. и его представителя Головачева А.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против доводов кассационной жалобы представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Решетниковой С.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании ряда норм Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1999 г. N 328 (в настоящее время действует в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 N 313), устанавливающих, что:
1.3. В случаях типичного течения болезни назначение лекарственных средств осуществляется исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным Минздравом России в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (далее - программа госгарантий), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 N 1096, протоколам и стандартам диагностики и лечения (далее - стандарт) и в соответствии с базовыми перечнями (формулярами) лекарственных средств.
1.4. Разовые, суточные и курсовые дозы при назначении лекарственных средств определяются исходя из возраста больного, тяжести и характера заболевания согласно стандартам его диагностики и лечения.
1.5. Назначение лекарственных средств (наименование препаратов, разовая доза, способ и кратность приема/введения, ориентировочная длительность курса, обоснование назначения лекарственных средств, не входящих в стандарты, территориальные и/или формуляры аналоговой замены, утвержденные в порядке, установленном п. 1.3 настоящей Инструкции (далее - аналоговые формуляры), и пр.) фиксируется в медицинских документах больного (истории болезни, амбулаторной карте, листе записи консультационного осмотра и пр.).
1.7. Во время нахождения больного на стационарном лечении:
1.7.1. Назначение лекарственных средств, в том числе рекомендованных врачами-консультантами, производится единолично лечащим врачом, за исключением случаев, указанных в п. 1.7.2 а) - г).
1.7.2. Согласование с заведующим отделением, а в экстренных случаях - с ответственным дежурным врачом или другим лицом, уполномоченным приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения, а также с клиническим фармакологом необходимо в случаях:
а) одномоментного назначения пяти и более лекарственных препаратов одному больному;
б) назначения наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, анаболических гормонов;
в) необходимости назначения лекарственных препаратов согласно аналоговым формулярам в связи с отсутствием в лечебно-профилактическом учреждении лекарственных средств, входящих в территориальный формуляр;
г) необходимости назначения лекарственных средств сверх территориального формуляра при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также при непереносимости лекарственных средств, входящих в территориальный формуляр.
Назначение лекарственных средств в случаях, указанных в подп. а) - г), фиксируется в медицинских документах больного и заверяется подписью лечащего врача (дежурного врача) и заведующего отделением (ответственного дежурного врача или другого уполномоченного лица).
1.9. Назначение лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (разрешенных к медицинскому применению Минздравом России в установленном порядке), но не входящих в стандарты, территориальные и аналоговые формуляры, стационарным больным производится только по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах больного и журнале врачебной комиссии.
1.10. В случаях стационарного обследования и лечения граждан на основании договора добровольного медицинского страхования и/или договора на оказание платных медицинских услуг могут быть назначены лекарственные препараты, не входящие в стандарты и территориальные и аналоговые формуляры, если это оговорено условиями договора.
По мнению заявителя, содержащиеся в указанных нормах Инструкции положения, обязывающие назначать лекарственные средства согласно утвержденным Минздравом России протоколам и стандартам диагностики и лечения в соответствии с базовыми перечнями (формулярами) лекарственных средств (абзац первый пункта 1.3), определять дозы согласно стандартам диагностики и лечения заболевания (пункт 1.4), обосновывать назначения лекарственных средств, не входящих в стандарты, территориальные и/или формуляры аналоговой замены (пункт 1.5), в определенных случаях согласовывать назначения лекарственных средств с заведующим отделением, с ответственным дежурным врачом, другим лицом, уполномоченным приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения, с клиническим фармакологом, а также заверять указанные назначения подписью соответствующего уполномоченного лица (пункт 1.7.1 и подпункты "а", "в", "г" пункта 1.7.2), назначать лекарственные средства, не входящие в стандарты и формуляры, при наличии решения КЭК (в настоящее время - решения врачебной комиссии) (пункт 1.9), назначать лекарственные препараты, не входящие в стандарты и формуляры, при наличии соответствующего договора и специальной оговорки в нем (пункт 1.10), противоречат действующему законодательству и изданы Минздравом России с превышением своей компетенции.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2005 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе К., ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям федеральных органов государственной власти относится установление стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением (пункт 15 статьи 5).
Федеральный закон "О лекарственных средствах" относит к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств (статья 5).
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, включая принятие нормативных правовых актов по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств, видов, объемов и стандартов качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Исходя из этого, суд первой инстанции обоснованно признал, что оспариваемые положения Инструкции изданы Минздравом России в пределах своей компетенции.
Довод кассационной жалобы об ошибочности такого вывода основан на неправильном толковании статьи 5 вышеназванных Основ, правильно истолкованной судом во взаимосвязи с другими нормами этих Основ, Федерального закона "О лекарственных средствах" и Положения, закрепляющими полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Оспариваемые нормы по своему содержанию не противоречат статье 58 упомянутых Основ, на что ссылается заявитель, поскольку эта статья, как и другие нормы Основ, не регулирует отношения, связанные с использованием, назначением лекарственных средств и выписыванием рецептов. Норм большей юридической силы, чем оспариваемые нормы Инструкции, которые по-иному регулировали бы указанные отношения, не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемые нормативные положения устанавливают дополнительные профессиональные обязанности медицинского работника и нарушают права пациента, обязывая лечащего врача разглашать врачебную тайну, не соответствуют действительности, являлись предметом обсуждения судом первой инстанции и правомерно отвергнуты им по мотивам, изложенным в решении.
В решении суда дан подробный правовой анализ обжалуемых положений Инструкции и сделан правильный вывод о том, что они не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении заявления в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ отказано правильно.
В кассационной жалобе не содержится доводов, позволяющих подвергнуть сомнению такой вывод суда, и оснований для этого не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей