II. Порядок установления повышающих коэффициентов к базовой величине нормативной цены земли на уровне территории субъекта РФ

II. Порядок установления повышающих коэффициентов

к базовой величине нормативной цены земли на уровне

территории субъекта РФ

2.1. В соответствии с пунктом 2 Постановления орган исполнительной власти субъекта РФ на основе материалов (данных) органов исполнительной власти городов, административных районов рассматривает сложившуюся на земельном рынке ситуацию и при необходимости поручает соответствующему комитету по земельным ресурсам и землеустройству подготовку обосновывающих материалов о целесообразности введения коэффициентов к базовой величине нормативной цены земли на территории субъекта РФ и о рекомендуемых их значениях.

2.2. В поручении (решении) о подготовке обосновывающих материалов по введению повышающих коэффициентов к базовой величине нормативной цены земли орган исполнительной власти субъекта РФ назначает комиссию по экспертной оценке нормативной цены земли.

В качестве экспертов привлекаются специалисты:

- органов исполнительной власти субъекта РФ по финансам, земельным ресурсам и землеустройству, управлению имуществом, налогам, градостроительству и архитектуре;

- администраций районов и городов;

- агентств по торговле недвижимостью и организации аукционных торгов;

- территориальных проектных организаций и организаций, выполняющих работы по экономической оценке территорий;

- органов управления ведущими отраслями хозяйственного комплекса региона;

- по инженерно-транспортному обустройству территории;

- региональных банков, осуществляющих ипотечное кредитование.

В зависимости от местных условий и категории оцениваемых земель в качестве экспертов могут также привлекаться специалисты:

- сельского, лесного, водного и иного хозяйства;

- горного дела;

- экологии и охраны природы, охраны памятников истории и культуры;

- отдыха, туризма и других областей.

2.3. Для последующего ценового зонирования на территории субъекта РФ выделяются следующие основные группы земель:

- земли городов и поселков;

- земли сельских населенных пунктов;

- земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне черты населенных пунктов;

- земли для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне черты населенных пунктов;

- земли сельскохозяйственного назначения (вне черты населенных пунктов), кроме земель, предоставленных для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства (далее по тексту - земли сельскохозяйственного назначения).

2.4. Экспертные оценки величины нормативной цены выделенных групп земель производятся последовательно, начиная с земель городов с наиболее развитым социально-культурным потенциалом на территории субъекта РФ.

2.5. Расчетная нормативная цена земли определяется исходя из экспертных оценок специалистов, учитывающих комплекс факторов, влияющих на нее. Примерные перечни факторов, влияющих на нормативную цену земель различного целевого использования приведены в Приложениях 1, 2, 3.

2.6. Экспертная величина нормативной цены земли города может быть установлена как средняя по всей его территории, так и по отдельным его зонам градостроительной ценности (экономической оценки).

2.7. Экспертные оценки величины нормативной цены земли городов и поселков и других выделенных групп земель на территории субъекта РФ проводятся экспертами с использованием в качестве ориентиров верхней и нижней границ ее значений.

При этом в качестве нижней границы величины нормативной цены земли для всех земель (без исключения) принимается двухсоткратная величина земельного налога.

В качестве ориентира верхней границы величины нормативной цены выделенных групп земель принимается нормативная цена земли:

- городов с наиболее развитым социально-культурным потенциалом для земель городов и поселков на территории субъекта РФ;

- близлежащих городов и поселков для земель сельских населенных пунктов;

- близлежащих городов, поселков и сельских населенных пунктов для земель несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне населенных пунктов, а также земель для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне населенных пунктов.

2.8. Экспертные оценки величины нормативной цены земли на территории административного района могут производиться:

- по землям городов и поселков - отдельно по каждому городу и поселку или по их группам, оцениваемым с одинаковой нормативной ценой;

- по землям сельских населенных пунктов, землям несельскохозяйственных (промышленных) предприятий, землям для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне черты населенных пунктов - в целом по административному району или по отдельным частям его территории;

- по землям сельскохозяйственного назначения - в целом по территории административного района.

2.9. По землям городов, поселков, на территории которых установлены зоны градостроительной ценности, наряду с дифференцированной по ним нормативной ценой земли устанавливается также средняя величина нормативной цены земли по всей территории города, поселка или по их группе.

Средняя величина нормативной цены земли устанавливается также и по всей площади земель сельскохозяйственного назначения административного района.

2.10. Повышающие коэффициенты рассчитываются делением экспертно установленной нормативной цены земли города, поселка, сельских населенных пунктов (или их групп) и других выделенных основных групп земель в административном районе на базовую величину нормативной цены этих земель. Для установления базовой величины нормативной цены используется средняя величина земельного налога соответствующих групп земель.

2.11. На основании рассчитанных значений повышающих коэффициентов формируются ценовые зоны в пределах каждой из выделенных основных групп земель на территории субъекта РФ.

В связи с установленным действующим законодательством различным порядком исчисления земельного налога повышающие коэффициенты к базовой величине нормативной цены земли могут дифференцироваться в пределах ценовых зон для земель различного целевого использования.

В границах земель городов и поселков повышающие коэффициенты могут дифференцироваться по землям:

- земельный налог по которым исчисляется по средним ставкам (таблица 1 Приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю");

- занятым жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), предоставленным под личное подсобное хозяйство, дачные участки, индивидуальные и кооперативные гаражи, садоводство, огородничество, животноводство;

- сельскохозяйственного использования (сельскохозяйственным угодьям).

В границах земель сельских населенных пунктов повышающие коэффициенты могут дифференцироваться по землям, предоставленным:

- гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота;

- гражданам для иных целей и юридическим лицам.

В границах административного района повышающие коэффициенты для земель несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне населенных пунктов дифференцируются по землям:

- занятым полигонами (кроме военных) и аэродромами;

- других несельскохозяйственных предприятий (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения.

По землям несельскохозяйственных предприятий вне населенных пунктов, полностью освобожденных от уплаты земельного налога, повышающие коэффициенты не устанавливаются. Нормативная цена земли данных предприятий принимается в соответствии с нормативной ценой оценочной зоны, к которой относятся земли этих предприятий.

2.12. Принятые решения по формированию оценочных зон и повышающие коэффициенты к базовой величине нормативной цены земли отражаются на бланковых (или иных) картах территории субъекта РФ.