Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 N 123-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Васильева Владимира Павловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 16 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и абзацев первого и второго пункта 12 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 апреля 2005 г. N 123-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ВАСИЛЬЕВА ВЛАДИМИРА ПАВЛОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ

СТАТЬИ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БЮДЖЕТЕ ФОНДА

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002

ГОД" И АБЗАЦЕВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПУНКТА 12 СТАТЬИ 12

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ

СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина В.П. Васильева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.П. Васильев оспаривает конституционность положений статьи 16 Федерального закона от 11 февраля 2002 года "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" (вступил в силу с 1 января 2002 года), предусматривающих, что размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленной в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не может превышать 30000 руб. и что эта норма применяется при назначении или увеличении указанных выплат после вступления в силу данного Федерального закона, а также абзацев первого и второго пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции от 7 июля 2003 года), согласно которым максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации; при назначении страховых выплат застрахованному по нескольким страховым случаям ограничение максимальным размером применяется к общей сумме страховой выплаты.

Как следует из представленных материалов, В.П. Васильеву - инвалиду II группы вследствие профессионального заболевания региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми по двум страховым случаям назначена ежемесячная страховая выплата, размер которой по состоянию на 1 января 2002 года был определен в сумме 31065 руб. В соответствии с решением Воркутинского районного суда Республики Коми от 27 апреля 2002 года (впоследствии отмененным) указанная ежемесячная выплата с 1 апреля 2002 года была проиндексирована в связи с повышением минимального размера оплаты труда и до 1 ноября 2002 года выплачивалась в размере 46597 руб. С 1 ноября 2002 года страховщик на основании части третьей статьи 16 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год", согласно которой размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на момент вступления в силу данного Федерального закона установленные этой статьей 30000 руб., не изменяются, возобновил ежемесячную страховую выплату в прежнем размере. Правомерность действий страховщика была подтверждена решением Воркутинского районного суда Республики Коми от 14 августа 2003 года, а также решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 июня 2004 года, которое определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 20 июля 2004 года оставлено без изменения.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы, ограничивая размер ежемесячной страховой выплаты, допускают тем самым снижение объема возмещения вреда, причиненного здоровью застрахованных лиц при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, что противоречит статьям 37 (часть 3), 42, 55 (часть 2) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял В.П. Васильева о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.П. Васильевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных лиц, возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору (контракту), путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию (пункт 1 статьи 1). Одним из установленных названным Федеральным законом видов обеспечения по страхованию являются ежемесячные страховые выплаты, определяемые как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (пункт 1 статьи 12).

Из представленных заявителем материалов следует, что ежемесячная страховая выплата была ему сохранена в размере, получаемом по состоянию на 1 января 2002 года - 31065 руб., и максимальным пределом, установленным частью первой статьи 16 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", не ограничивалась. Следовательно, его жалоба в этой части, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не является допустимой.

3. Дополнение в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", касающееся ограничения максимальным размером общей суммы страховых выплат, назначенных застрахованному по нескольким страховым случаям (внесено 7 июля 2003 года), связано с тем, что в основу исчисления размера ежемесячной страховой выплаты положено такое объективное обстоятельство, как степень утраты профессиональной трудоспособности, исчисляемая в процентах. Тем самым все работники, утратившие в результате профессионального заболевания или трудового увечья трудоспособность, ставятся в равные условия.

Ограничение максимальным размером ежемесячной страховой выплаты по каждому страховому случаю фактически привело бы к неравенству застрахованных, поскольку лица с равной степенью утраты трудоспособности в зависимости от того, назначена ежемесячная страховая выплата по одному или нескольким страховым случаям, получали бы различный размер страховой выплаты. При этом работники, которым ежемесячная страховая выплата назначена по двум и более страховым случаям, оказались бы в преимущественном положении, которое не основано на различии в степени утраты трудоспособности и других объективных обстоятельствах и не может быть признано справедливым. Таким образом, положение об ограничении максимальным размером общей суммы страховых выплат, назначенных застрахованному по нескольким страховым случаям, направлено на обеспечение равенства застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и основано на принципе социальной справедливости.

Размер ежемесячной страховой выплаты на основании пункта 11 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции от 26 ноября 2002 года) индексируется исходя из уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год (коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации). С учетом установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 53 коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты с 1 января 2004 года (1,1) Федеральный закон от 29 декабря 2004 года "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" предусмотрел в 2005 году повышение максимального размера такой выплаты до 33 тыс. руб.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Васильева Владимира Павловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ