Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами таможенных органов при осуществлении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок (далее - валютный контроль) в соответствии с актами таможенного законодательства и правовыми актами Российской Федерации в области таможенного дела (далее - правовые акты), а также актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство Российской Федерации) и законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в части регулирования внешнеторговых бартерных сделок (далее - законодательство в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок) и направлены на формализацию валютного контроля, осуществляемого таможенными органами при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

- Таможенным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3533; N 46 (ч. I), ст. 4494) (далее - Кодекс);

- Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711) (далее - Закон);

- Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4850; 2004, N 35, ст. 3607) (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ);

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13) (далее - КоАП России);

- Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" <*> (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4141);

--------------------------------

<*> Действует в части, не противоречащей Федеральному закону N 164-ФЗ.

- Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок, утвержденным 03.12.96 МВЭС России N 10-83/3225, ГТК России N 01-23/21497 и Минфином России N 01-14/197 (зарегистрирован Минюстом России 17.12.1996, рег. N 1213);

- Положением об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным ГТК России 11.04.97 N 01-23/6678, МВЭС России 09.04.97 N 10-83/1355 и ВЭК России 02.04.97 N 07-26/768 (зарегистрировано Минюстом России 27.05.1997, рег. N 1315);

- Положением о порядке осуществления на территории Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме, утвержденным 28.05.97 ВЭК России N 07-26/3226, МВЭС России N 10-832007 и ГТК России N 01-23/10035 (зарегистрировано Минюстом России 30.06.1997, рег. N 1338);

- Приказом ГТК России от 26.11.2002 N 1265 "Об осуществлении таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеэкономических договоров, предусматривающих товарообменные операции" (зарегистрирован Минюстом России 16.01.2003, рег. N 4123) (далее - Приказ N 1265);

- Приказом ГТК России от 23.08.2002 N 900 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" (в соответствии с письмом Минюста России от 23.09.2002 N 07/8827-ЮД не нуждается в государственной регистрации) (далее - Приказ N 900);

- Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2003, рег. N 5060) (далее - Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации);

- Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован Минюстом России 13.10.2003, рег. N 5171) (далее - Приказ N 1022);

- Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров";

- Приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1377 "О представлении паспорта сделки при декларировании и выпуске товаров" (зарегистрирован Минюстом России 08.01.2004, рег. N 5388) (далее - Приказ N 1377);

- Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" ("Вестник Банка России" от 18.06.2004, N 36; зарегистрирована Минюстом России 17.06.2004, рег. N 5859) (далее - Инструкция N 117-И);

- Приказом ГТК России от 28.06.2004 N 750дсп "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками".

3. При осуществлении функций валютного контроля при проведении документального контроля должностные лица таможенных органов, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями (должностными регламентами) входят конкретные функции, права и обязанности по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров (далее - уполномоченное должностное лицо), осуществляют:

1) проверку наличия документов, необходимых для целей валютного контроля;

2) проверку соответствия условий внешнеэкономических договоров (сделок) и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям валютного законодательства Российской Федерации и правовым актам, а также законодательства в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок;

3) проверку соблюдения порядка оформления паспорта сделки (далее - ПС), представленного при таможенном оформлении;

4) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля;

5) передачу в подразделение таможни, выполняющее функции валютного контроля, сведений о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, в том числе не входящих в компетенцию таможенных органов.

4. Для реализации функций, предусмотренных пунктом 3 Методических рекомендаций, уполномоченное должностное лицо осуществляет следующие действия:

1) определяет вид внешнеэкономического договора (сделки), на основании которого (которой) (в счет исполнения обязательств по которому (которой)) товар перемещается через таможенную границу Российской Федерации или изменяется его таможенный режим, либо устанавливает, что товар перемещается (изменяется его таможенный режим) не в связи с исполнением договора;

2) проверяет соответствие заявленного в таможенной декларации кода характера сделки и кода формы расчетов по внешнеторговым сделкам <*> (приложения 6 и 7 к Приказу N 900) виду внешнеэкономического договора (сделки) и валюте платежа (валюте номинала ценной бумаги, выступающей средством платежа) - для возмездного договора либо обоснованность заявления кода характера сделки, соответствующего перемещению товаров по безвозмездной поставке или не в связи с исполнением договора, на основании представленных документов. При этом код характера сделки определяется для каждой декларируемой товарной партии в соответствии с приложением 1 к Методическим рекомендациям, а форма расчетов - для внешнеэкономического договора (сделки) в целом и не меняется для каждой партии товаров в зависимости от кода характера сделки;

--------------------------------

<*> Код формы расчетов по внешнеторговым сделкам не заявляется для декларируемых товаров по безвозмездным договорам, односторонним сделкам, а также при декларировании товаров не в связи с исполнением договора.

3) проверяет наличие в представленных документах и заявленных в таможенной декларации сведениях рисков по направлению валютного контроля, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде <*>.

--------------------------------

<*> Разъяснения по порядку применения профилей рисков даются в отдельных Методических рекомендациях.

5. По результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций, определяются применяемые технологии валютного контроля:

1) в рамках технологии, основанной на применении ПС, оформляемых в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с частью 1 статьи 20 Закона (раздел III Методических рекомендаций) <*>, в том числе с использованием отдельных профилей рисков;

--------------------------------

<*> При декларировании товаров путем подачи ГТД необходимость представления ПС или ПСб определяется в соответствии с приложением 2 к Методическим рекомендациям.

2) в рамках технологии, основанной на применении паспортов бартерных сделок (далее - ПСб) <*> (раздел IV Методических рекомендаций), в том числе с использованием отдельных профилей рисков;

--------------------------------

<*> При декларировании товаров путем подачи ГТД необходимость представления ПС или ПСб определяется в соответствии с приложением 2 к Методическим рекомендациям.

3) вне рамок технологий, основанных на применении ПС или ПСб, в том числе с применением системы управления рисками.

6. Вне рамок технологий, основанных на применении ПС или ПСб, при осуществлении валютного контроля производится проверка соответствия условий внешнеэкономических договоров (сделок) и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям валютного законодательства Российской Федерации и правовых актов, а также законодательства в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок, и проверка соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в представленных документах.