Урегулированы отдельные вопросы в сфере транспортно-экспедиционной деятельности (01.03.2026)
Определены требования к юридическому лицу, ИП, осуществляющим транспортно-экспедиционную деятельность.
Сведения о юридических лицах, ИП, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность, размещаются в реестре уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности (далее - реестр).
Право на транспортно-экспедиционную деятельность предоставляется юридическому лицу или ИП со дня размещения в реестре сведений о них и утрачивается со дня исключения из реестра соответствующей записи.
Урегулированы отдельные вопросы, касающиеся функционирования реестра. В частности, предусмотрено, что реестр ведется в электронной форме на платформе "ГосЛог". Информация, размещенная на платформе "ГосЛог", за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является общедоступной и размещается на официальном сайте оператора платформы "ГосЛог".
Приводится перечень сведений об экспедиторе, которые размещаются в реестре.
Заявители, намеревающиеся осуществлять транспортно-экспедиционную деятельность, обязаны направить в федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра (далее - уполномоченный орган), уведомление о транспортно-экспедиционной деятельности через личный кабинет на едином портале госуслуг (далее - личный кабинет экспедитора).
Уполномоченный орган регистрирует уведомления путем размещения сведений о заявителях в реестре. Сведения о заявителе размещаются в реестре без взимания платы не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем подачи заявителем уведомления, в случае представления заявителем документов, подтверждающих его соответствие установленным требованиям, либо не позднее 7 рабочих дней со дня подачи заявителем уведомления в случае, если такие документы не были представлены заявителем.
Сведения о заявителе в реестре не размещаются при наличии одного из установленных оснований.
Информация о размещении в реестре сведений о заявителе направляется заявителю в личный кабинет экспедитора в виде выписки из реестра в день регистрации уведомления. Информация об отказе в размещении в реестре сведений о заявителе направляется заявителю в личный кабинет экспедитора не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выявления уполномоченным органом одного из оснований для неразмещения сведений в реестре.
В случае изменения сведений, размещаемых в реестре, экспедитор обязан в течение 3 рабочих дней со дня наступления соответствующих изменений уведомить об этом уполномоченный орган посредством представления уведомления об изменении сведений об экспедиторе с использованием личного кабинета экспедитора.
Предусмотрена возможность направления уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности и об изменении сведений об экспедиторе на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством электронной почты в случае отсутствия у заявителя технической возможности представления уведомлений с использованием личного кабинета экспедитора.
Приводится перечень обстоятельств, в случае наступления которых уполномоченный орган принимает решение об исключении из реестра сведений об экспедиторе.
Также установлена обязанность экспедитора в случае, если им принимается груз, после получения информации, необходимой для исполнения обязанностей в соответствии с поручением клиента и договором транспортной экспедиции, принять организационные меры по выявлению предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных.
Лицо, осуществляющее транспортно-экспедиционную деятельность на 1 марта 2026 года, обязано до 30 апреля 2026 года подать в уполномоченный орган уведомление о транспортно-экспедиционной деятельности.
(Федеральный закон от 07.06.2025 N 140-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 29.08.2025 N 1317 и N 1318)
Вводится административная ответственность за осуществление транспортно-экспедиционной деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности (01.03.2026)
Административная ответственность будет наступать в случае, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно-наказуемого деяния.
Указанное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Повышенная административная ответственность предусмотрена за повторное совершение указанного правонарушения.
Дела об указанных правонарушениях будет рассматривать Ространснадзор. Определены должностные лица, которые вправе рассматривать дела об указанных правонарушениях от имени Ространснадзора.
Напоминаем, что Федеральным законом от 07.06.2025 N 140-ФЗ установлена обязательность размещения в реестре уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности сведений о юридических лицах, ИП, осуществляющих такую деятельность.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 281-ФЗ)
Урегулированы вопросы, касающиеся принятия экспедитором организационных мер по выявлению предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных (01.03.2026)
К организационным мерам по выявлению указанных предметов и веществ отнесены:
- проверка экспедитором соответствия свойств принятого груза полученной информации о свойствах груза;
- направление экспедитором клиенту уведомления о необходимости открыть принятый груз;
- досмотр экспедитором принятого груза;
- выборочный досмотр экспедитором принятого груза.
Определены порядок и сроки начала реализации указанных организационных мер.
Организационные меры реализуются после получения экспедитором информации, необходимой для исполнения обязанностей в соответствии с поручением клиента и договором транспортной экспедиции, и принятия груза.
(Постановление Правительства РФ от 18.11.2025 N 1828)
Расширяется перечень ограничений при резервировании даты и времени прибытия грузовых транспортных средств, используемых для международных автомобильных перевозок, к пункту контроля (01.03.2026)
Так, возможность подачи заявки всеми предусмотренными способами в отношении одного и того же грузового транспортного средства в одном и том же автомобильном пункте пропуска через Госграницу РФ (далее - пункт пропуска) будет ограничиваться в случае неисполнения заявителем, в отношении которого ранее были установлены ограничения возможности резервирования даты и времени, 2 заявок подряд - на 90 календарных дней с даты последнего неисполнения заявки.
Возможность подачи заявки через личный кабинет в ГИС ЭПД и личный кабинет на едином портале госуслуг в отношении одного и того же автомобильного пункта пропуска будет ограничиваться в случаях:
- отмены заявителем двух заявок подряд в отношении одного и того же грузового транспортного средства, зарегистрированного в его личном кабинете в ГИС ЭПД, в течение 30 календарных дней с даты первой отмены заявки - на 20 календарных дней с даты последней отмены заявки;
- отмены заявителем 9 заявок в отношении грузовых транспортных средств, зарегистрированных в его личном кабинете в ГИС ЭПД, в течение 30 календарных дней с даты первой отмены заявки - на 20 календарных дней с даты последней отмены заявки;
- неисполнения заявителем 2 заявок подряд в отношении одного и того же грузового транспортного средства, зарегистрированного в его личном кабинете в ГИС ЭПД, в течение 30 календарных дней с даты первого неисполнения заявки - на 30 календарных дней с даты последнего неисполнения заявки;
- неисполнения заявителем 4 заявок в отношении грузовых транспортных средств, зарегистрированных в его личном кабинете в ГИС ЭПД, в течение 30 календарных дней с даты первого неисполнения заявки - на 30 календарных дней с даты последнего неисполнения заявки.
Зарезервированные дата и время по одной и той же заявке могут быть перенесены заявителем на более поздний срок только один раз.
В отношении грузового транспортного средства, прибывшего в пункт контроля, федеральным казенным учреждением, подведомственным Минтрансу России, обеспечивается контроль прибытия посредством проверки наличия заявки, а также установления соответствия данных, указанных в заявке, фактическим данным грузового транспортного средства (тягача и полуприцепа (прицепа), прибывшего в пункт контроля.
В случае отсутствия заявки, поданной в отношении прибывшего в пункт контроля грузового транспортного средства, либо несоответствия данных, указанных в заявке, фактическим данным грузового транспортного средства (тягача и полуприцепа (прицепа), прибывшего в пункт контроля, федеральное казенное учреждение не допускает такое грузовое транспортное средство для дальнейшего движения к автомобильному пункту пропуска.
Грузовое транспортное средство, прошедшее контроль прибытия в пункте контроля, обязано проследовать на территорию автомобильного пункта пропуска либо покинуть участок автомобильной дороги на подъезде к автомобильному пункту пропуска.
В отношении грузового транспортного средства, следующего по участку автомобильной дороги, расположенному между пунктом контроля и территорией автомобильного пункта пропуска, федеральным казенным учреждением обеспечивается проверка соответствия государственного регистрационного номера такого грузового транспортного средства (тягача и полуприцепа (прицепа) государственному регистрационному номеру грузового транспортного средства (тягача и полуприцепа (прицепа), прошедшего контроль прибытия.
В случае выявления в ходе проверки грузового транспортного средства (тягача и полуприцепа (прицепа) с государственным регистрационным номером, не соответствующим государственному регистрационному номеру грузового транспортного средства (тягача и полуприцепа (прицепа), прошедшего контроль прибытия, такое грузовое транспортное средство не допускается федеральным казенным учреждением на территорию автомобильного пункта пропуска.
В случаях непрохождения транспортным средством указанных проверок федеральным казенным учреждением до водителя грузового транспортного средства доводится информация с использованием средств визуального и звукового информирования о необходимости покинуть участок автомобильной дороги на подъезде к автомобильному пункту пропуска.
(Федеральный закон от 23.07.2025 N 241-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 28.11.2025 N 1945)
Внесены изменения в Закон о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и отдельных каботажных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения (01.03.2026)
В частности, установлено, что фактом подтверждения предоставления специального разрешения на перевозку опасных грузов является соответствующая запись в реестре специальных разрешений.
Приводится перечень сведений, которые включаются в реестр специальных разрешений.
Выписка из реестра специальных разрешений предоставляется Ространснадзором бесплатно в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
На территории РФ должны выполняться требования установки и использования контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - контрольные устройства), имеющих официальные утверждения типов контрольных устройств, выданные компетентными органами государств - участников Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
Установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, отвечающих требованиям Европейского соглашения, осуществляют сервисные центры (мастерские), которые отвечают требованиям к сервисным центрам (мастерским), осуществляющим деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, и которые допущены к указанной деятельности в установленном порядке.
Сервисные центры (мастерские) допускаются к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, Минтрансом России.
Подтверждением допуска сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, является запись в соответствующем реестре. Реестр ведется Минтрансом России.
В контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, должны использоваться регистрационные листы, имеющие официальные утверждения образца регистрационного листа, которые выданы компетентными органами государств - участников Европейского соглашения.
В цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, должны использоваться карточки (карты), имеющие официальные утверждения типа, выданные компетентными органами государств - участников Европейского соглашения.
Сведения о выданных на территории РФ официальных утверждениях типа контрольного устройства (его компонентов), карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, официальных утверждениях образца регистрационного листа должны быть включены в соответствующий реестр. Реестр ведет Минтранс России.
Карточки (карты), используемые в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, выдаются Минтрансом России. Реестр выданных на территории РФ карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, ведется Минтрансом России.
Минтрансом России может быть принято решение о наделении отдельными полномочиями подведомственного учреждения.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ; Приказы Минтранса России от 14.11.2025 N 393 и от 18.11.2025 N 401)
Скорректирован порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, перевозящих опасные грузы (01.03.2026)
Подтверждением предоставления специального разрешения является запись в реестре специальных разрешений. Приводится перечень сведений, включаемых в реестр специальных разрешений.
Заявителю направляется выписка из реестра специальных разрешений в форме электронного документа. В случае подачи заявления на предоставление специального разрешения и иных документов, необходимых для получения специального разрешения, на бумажном носителе или в форме электронного документа через единый портал госуслуг выписка из реестра специальных разрешений предоставляется заявителю по его выбору в форме электронного документа или на бумажном носителе. Выписка из реестра специальных разрешений предоставляется заявителю бесплатно.
Ространснадзор вне зависимости от способа обращения заявителя за получением специального разрешения, а также от способа предоставления заявителю выписки из реестра специальных разрешений направляет в личный кабинет заявителя на едином портале госуслуг сведения, включаемые в реестр специальных разрешений, и выписку из реестра специальных разрешений. Не допускается размещение в открытом доступе сведений о предоставленных специальных разрешениях в отношении транспортных средств, перевозящих вещества и изделия класса 1 и радиоактивные материалы класса 7. Выписка из реестра специальных разрешений предоставляется Ространснадзором бесплатно.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ)
Устанавливаются требования к организации и осуществлению перевозок отдельных видов грузов автомобильным транспортом (01.03.2026)
Закреплены понятия "свидетельство ДОПОГ водителя" и "свидетельство ДОПОГ консультанта".
Установлено, что к управлению транспортными средствами, перевозящими опасные грузы, допускаются лица, имеющие свидетельство ДОПОГ водителя.
Приводится перечень сведений, которые содержат реестр свидетельств водителей.
В случае, если опасные грузы перевозятся в международном сообщении, после внесения соответствующей записи в реестр свидетельств водителей лицу выдается свидетельство ДОПОГ водителя.
Выдача свидетельств ДОПОГ водителей и ведение реестра свидетельств водителей осуществляются Ространснадзором.
Свидетельство ДОПОГ водителя выдается сроком на 5 лет с даты сдачи экзамена.
Курсы подготовки водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы (далее - курсы), утверждаются Ространснадзором путем внесения записи в реестр таких курсов.
Ространснадзор не вправе оценивать соответствие образовательной организации лицензионным требованиям или требовать от образовательной организации предоставления документов, подтверждающих соответствие образовательной организации лицензионным требованиям.
Ространснадзор отказывает в утверждении курсов в случае предоставления образовательной организацией недостоверных или неполных сведений либо непредоставления документов или сведений.
Утверждение курсов подтверждается соответствующей записью в реестре курсов. Приводится перечень сведений, включаемых в реестр курсов.
Образовательной организации направляется выписка из реестра курсов в форме электронного документа. В случае подачи заявления и документов на бумажном носителе выписка из реестра курсов предоставляется образовательной организации по ее выбору в форме электронного документа или на бумажном носителе.
Ространснадзор вне зависимости от способа обращения образовательной организации за утверждением курсов направляет в личный кабинет образовательной организации на едином портале госуслуг информацию о результатах рассмотрения заявления об утверждении курсов.
Утверждение курсов действует бессрочно.
Перевозчик, перевозящий опасные грузы, обязан назначить консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, имеющего свидетельство ДОПОГ консультанта. Свидетельство ДОПОГ консультанта выдается на 5 лет со дня сдачи экзамена консультантом.
Подтверждением предоставления свидетельства ДОПОГ консультанта является запись в реестре таких свидетельств. Приводится перечень сведений, включаемых в реестр свидетельств консультантов.
Выписка из реестра свидетельств консультантов предоставляется Ространснадзором бесплатно в форме электронного документа.
В случае, если опасные грузы перевозятся в международном сообщении, свидетельство ДОПОГ консультанта после внесения соответствующей записи в реестр свидетельств консультантов может быть выдано консультанту ДОПОГ на бумажном носителе.
Заявление и документы на выдачу свидетельства ДОПОГ водителя, заявление и документы об утверждении курсов, заявление и документы о выдаче свидетельства ДОПОГ консультанта подаются в Ространснадзор:
- в форме документов на бумажном носителе, которые могут быть поданы лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа через единый портал госуслуг.
Также установлено, что лицензирующий орган будет принимать решение об исключении из реестра лицензий сведений о государственном регистрационном номере автобуса, в том числе при предоставлении лицензии на лицензируемый вид деятельности (при внесении в реестр лицензий информации об изменении сведений о государственном регистрационном номере автобуса) при условии наличия в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном реестре транспортных средств, информации о факте владения соискателем лицензии (лицензиатом) автобусом, сведения о государственном регистрационном номере которого исключаются из реестра лицензий.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ)
По 31 января 2028 года к размеру платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, применяется коэффициент 0,75 (01.03.2026)
Также срок действия постановлений Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и от 03.11.2015 N 1191 "О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" ограничен 1 марта 2032 года.
(Постановление Правительства РФ от 27.11.2025 N 1901)
Ужесточаются требования к легковым такси (01.03.2026)
Установлено, что транспортное средство, сведения о котором вносятся в региональный реестр легковых такси, должно на дату такого внесения соответствовать одному из следующих требований:
- совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории РФ технологических операций (условий) при производстве указанного транспортного средства соответствует совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства РФ для целей закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- указанное транспортное средство произведено в рамках СПИК, который заключен в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года включительно, либо в рамках СПИК, в который в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года включительно внесены изменения, предусматривающие привлечение для производства указанного транспортного средства организации, которая ранее являлась инвестором или привлеченным лицом по другому СПИК, заключенному до 1 марта 2022 года;
- указанное транспортное средство произведено в рамках СПИК, который заключен после 1 марта 2025 года либо в который внесены изменения после 1 марта 2025 года, и в отношении его Правительством РФ принято решение о допуске к использованию в качестве легкового такси.
Действие указанных положений не распространяется на транспортные средства, сведения о которых ранее внесены в региональный реестр легковых такси.
При этом предусмотрена отсрочка действия указанных требований:
- для Калининградской области - до 1 марта 2028 года;
- для субъектов РФ, входящих в состав Сибирского федерального округа, - до 1 марта 2028 года;
- для субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, - до 1 марта 2030 года.
В случае, если внесение сведений о транспортном средстве в региональный реестр легковых такси приведет к нарушению указанных требований, уполномоченным органом принимается решение об отказе во внесении сведений о транспортном средстве в региональный реестр легковых такси.
Предусмотрено, что региональный реестр легковых такси должен содержать сведения:
- о годе выпуска транспортного средства;
- о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ технологических операций (условий) при производстве транспортного средства, указанном в содержащейся в реестре российской промышленной продукции реестровой записи о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ в отношении соответствующего транспортного средства.
Сведения о моделях транспортных средств, соответствующих указанным требованиям, публикуются в Порядке, установленном Приказом Минпромторга России от 29.09.2025 N 4782.
(Федеральный закон от 23.05.2025 N 116-ФЗ; Приказ Минпромторга России от 29.09.2025 N 4782)
Урегулированы отдельные вопросы, касающиеся организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (01.03.2026)
В частности, установлено, что международный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения сведений о данном маршруте в реестр международных маршрутов регулярных перевозок или со дня изменения отдельных сведений о данном маршруте в этом реестре.
Предусмотрена возможность представления заявления об установлении или изменении международного маршрута регулярных перевозок, заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок и заявления об отмене международного маршрута регулярных перевозок через единый портал госуслуг.
Уточнены перечни документов, прилагаемых к заявлению об установлении или изменении международного маршрута регулярных перевозок и заявлению об изменении международного маршрута регулярных перевозок.
Сведения об измененных тарифах на перевозку пассажиров и провоз багажа вносятся в реестр международных маршрутов регулярных перевозок в срок не позднее одного рабочего дня с даты получения уведомления об изменении таких тарифов.
Право осуществления регулярных перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается записью в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок. Право осуществления регулярных перевозок по муниципальному и межмуниципальному маршрутам регулярных перевозок подтверждается записью в реестре муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Сокращены сроки административных процедур в рамках установления, изменения, отмены международного и межрегионального маршрута регулярных перевозок.
Уточняются требования к заявлению, на основании которого остановочный пункт регистрируется в реестре остановочных пунктов по межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок. Допускается направление такого заявления в форме электронного документа.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ)
Определена минимальная мощность зарядных станций для электромобилей, устанавливаемых на автомобильных заправочных станциях, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог (01.03.2026)
Такая мощность должна составлять не менее 44 кВт.
Новые требования не применяются в отношении объектов капстроительства, проектная документация которых подготовлена на основании градостроительного плана земельного участка или документации по планировке территории, выданных или утвержденных ранее.
Новые требования применяются при наличии технологического присоединения автомобильной заправочной станции к электрическим сетям.
(Постановление Правительства РФ от 28.07.2025 N 1114)
Регламентированы требования, предъявляемые к аттестации лица в качестве специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, на право заниматься соответствующей деятельностью (01.03.2026)
Такая аттестация осуществляется аттестационными комиссиями. Аттестационные комиссии формируются Минтрансом России из представителей федерального бюджетного учреждения, подведомственного Минтрансу России, и Ространснадзора, а также из представителей образовательных и иных НКО.
Деятельность аттестационных комиссий обеспечивается Минтрансом России. Работа аттестационных комиссий координируется Ространснадзором.
Председатель аттестационной комиссии назначается Минтрансом России. Председатель аттестационной комиссии организует работу аттестационной комиссии и несет ответственность за ее деятельность.
Организация приема заявлений об аттестации обеспечивается Минтрансом России.
Сведения об аттестованных лицах вносятся в соответствующий реестр. Приводится перечень сведений, которые включаются в реестр. Реестр ведет Минтранс России.
Минтрансом России может быть принято решение о передаче своих функций по приему заявлений об аттестации, по обеспечению деятельности аттестационных комиссий и ведению реестра подведомственному федеральному бюджетному учреждению.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ; Приказ Минтранса России от 14.11.2025 N 392)
Вводится Положение о придорожных полосах автомобильных дорог (01.03.2026)
Придорожные полосы автомобильных дорог устанавливаются в отношении автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог четвертой и пятой категорий и автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильных дорог, их сохранности с учетом перспектив развития автомобильных дорог.
Придорожные полосы автомобильных дорог устанавливаются бессрочно.
Придорожная полоса автомобильной дороги устанавливается или изменяется в срок, не превышающий 12 месяцев после ввода автомобильной дороги в эксплуатацию.
Владельцы автомобильных дорог обозначают границы придорожных полос автомобильных дорог информационными щитами (указателями), устанавливаемыми на межевых знаках, обозначающих границы полосы отвода таких автомобильных дорог, с указанием сведений о расстоянии от границы полосы отвода до границы придорожной полосы таких автомобильных дорог в срок, не превышающий 3 месяцев после получения решения об установлении или изменении границ придорожной полосы автомобильной дороги.
Земельные участки, расположенные в придорожных полосах автомобильных дорог, содержат правообладатели (собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы).
Правообладатели земельных участков, расположенных в придорожных полосах автомобильных дорог, осуществляют деятельность на таких земельных участках при условии недопущения нанесения вреда автомобильным дорогам и входящим в их состав искусственным дорожным сооружениям, соблюдения условий эксплуатации автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.
Определены порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении и о прекращении существования придорожных полос автомобильных дорог и порядок получения от владельца автомобильной дороги согласования строительства, реконструкции объектов в границах придорожных полос автомобильных дорог.
Положение не применяется к отношениям, связанным со строительством, реконструкцией объектов, при условии, что такие объекты строятся, реконструируются на основании разрешения на строительство, выданного ранее, или строительство, реконструкция объектов начаты ранее, если для строительства, реконструкции указанных объектов не требуется выдача разрешений на строительство.
(Постановление Правительства РФ от 27.09.2025 N 1486)
Вводится форма заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок (01.03.2026)
(Приказ Минтранса России от 11.08.2025 N 241)
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности будут предоставлять выписки из реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (01.03.2026)
Также установлено, что ранее присвоенная объекту транспортной инфраструктуры категория изменяется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Правительство РФ наделено полномочием устанавливать порядок категорирования объектов транспортной инфраструктуры и изменения ранее присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2025 N 1915.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 28.11.2025 N 1915)
Уточнены порядок перевода железнодорожных путей общего пользования в категорию железнодорожных путей необщего пользования (01.03.2026)
К ж/д путям необщего пользования отнесены предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами ж/д транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд ж/д пути, расположенные обособленно от ж/д путей общего пользования протяженностью более 100 км.
Ж/д путь общего пользования может быть переведен из этой категории в категорию ж/д пути необщего пользования Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти на основании обращения владельца инфраструктуры, которому принадлежит такой ж/д путь. Правила такого перевода утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.10.2025 N 1671.
Определен перечень критериев, одновременное соответствие которым допускает перевод ж/д пути общего пользования в категорию ж/д пути необщего пользования.
Решения о переводе ж/д путей общего пользования из этой категории в категорию ж/д путей необщего пользования публикуются в соответствующем тарифном руководстве и сборнике правил перевозок ж/д транспортом.
(Федеральный закон от 01.04.2025 N 47-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 27.10.2025 N 1671)
Внесены изменения в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре ж/д транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов ж/д транспортом общего пользования (01.03.2026)
Закреплен приоритет очередности оказания услуги по использованию инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования для перевозок пассажиров или багажа высокоскоростным ж/д транспортом общего пользования по отношению к услугам по использованию инфраструктуры общего пользования для других перевозок пассажиров ж/д транспортом общего пользования.
(Постановление Правительства РФ от 06.06.2025 N 843)
Вводится Положение об охранных зонах железных дорог (01.03.2026)
Объектами, в связи с размещением которых устанавливаются охранные зоны, являются ж/д пути общего и необщего пользования.
Основаниями изменения охранной зоны являются изменения адреса или местоположения ж/д путей вследствие их реконструкции и связанные с ними изменения границ полосы отвода железных дорог, а также частичное прекращение или увеличение воздействия на ж/д путь.
Основаниями прекращения существования охранной зоны являются:
- прекращение воздействия на ж/д путь;
- прекращение существования ж/д пути.
В случае строительства ж/д пути, в связи с размещением которого подлежит установлению охранная зона, охранная зона должна быть установлена в течение 12 месяцев после ввода ж/д пути в эксплуатацию либо в течение 12 месяцев после завершения строительства ж/д пути в случае, если для строительства ж/д пути не требуется выдача разрешения на строительство.
В случае реконструкции ж/д пути, в результате которой в отношении реконструированного ж/д пути подлежит установлению охранная зона или ранее установленная охранная зона подлежит изменению, охранная зона должна быть установлена или изменена в течение 12 месяцев после ввода ж/д пути в эксплуатацию либо в течение 12 месяцев после завершения реконструкции ж/д пути в случае, если для реконструкции ж/д пути не требуется выдача разрешения на строительство.
Охранные зоны устанавливаются бессрочно.
Определены порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении и о прекращении существования охранных зон, требования к предельным размерам охранных зон, порядок обозначения границы охранной зоны на местности, ограничения использования земельных участков и хозяйственной и иной деятельности на водных объектах в границах охранных зон.
(Постановление Правительства РФ от 30.09.2025 N 1507)
Предназначенный для перевозок грузов ж/д подвижной состав подлежит приписке владельцем инфраструктуры к ж/д станциям в соответствии с правилами, устанавливаемыми Минтрансом России (01.03.2026)
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 339-ФЗ)
Внесены изменения в порядки лицензирования отдельных видов деятельности в сфере ж/д транспорта (01.03.2026)
Установлено, что срок принятия решения о прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности не должен превышать 1 рабочего дня со дня приема этого заявления.
В рамках лицензирования деятельности по перевозкам ж/д транспортом опасных грузов и лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на ж/д транспорте реквизиты необходимых документов будут указываться в заявлении о предоставлении соответствующей лицензии.
(Постановление Правительства РФ от 15.11.2025 N 1816)
Урегулированы отдельные вопросы в сфере гражданской авиации (01.03.2026)
В частности, установлено, что деятельность по разработке бортового авиационного оборудования не подлежит обязательной сертификации.
Определены объекты сертификации, сертификация которых проводится с привлечением сертификационных центров, с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий и Росавиацией с привлечением подведомственной ей организации.
Определен порядок проведения обязательной сертификации деятельности юридических лиц, изготавливающих радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземное оборудование по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем.
К предмету федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации отнесено соблюдение организациями, ИП и гражданами при осуществлении деятельности в области гражданской авиации условий, содержащихся в аттестатах аккредитации.
Изменения сертифицированной типовой конструкции подлежат обязательной сертификации.
Регламентирован порядок одобрения производства и установки на гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты компонентов, используемых для замены компонентов, предусмотренных утвержденной типовой конструкцией гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта.
На лиц, владеющих аэровокзалом (терминалом) возложена обязанность организовывать функционирование фельдшерского здравпункта для оказания медицинской помощи лицам, находящимся на территории аэропорта.
Иностранные физические и юридические лица, не осуществляющие коммерческую деятельность в области гражданской авиации, вправе осуществлять деятельность по использованию воздушного пространства РФ и воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории РФ, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований (стандартов, норм и процедур) в области использования воздушного пространства и осуществлением деятельности в области авиации возложены на РФ.
Авиационное происшествие или инцидент с пилотируемыми гражданскими воздушными судами с массой конструкции 115 кг и менее и с беспилотными гражданскими воздушными судами с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, не будут подлежать обязательному расследованию.
Определены особенности расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами.
Уточнен статус комиссии по расследованию авиационного происшествия.
Лица, вовлеченные в авиационное происшествие или инцидент с воздушным судном, могут направляться на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в медицинскую организацию, имеющую лицензию на медицинскую деятельность, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Перевозчик вправе передать часть обязанностей по договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза агенту перевозчика, бронирующему, продающему и оформляющему перевозочные документы, юридическому лицу, ИП, обслуживающим пассажиров, обрабатывающим багаж, грузы в аэропорту, оставаясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.
Перевозчик вправе передать обязанности по договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза другому перевозчику, оставаясь ответственным за его действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.
В случае если оплата провозной платы по договору воздушной перевозки пассажира произведена за пассажира иным лицом, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата возвращается лицу, осуществившему такую оплату.
(Федеральный закон от 29.09.2025 N 360-ФЗ; Приказ Минтранса России от 15.10.2025 N 341)
Вступают в силу Федеральные авиационные правила "Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов" (01.03.2026)
Установлено, что комплекс работ по обеспечению прибытия воздушного судна на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением технического обслуживания воздушного движения (далее - наземное обслуживание), должен осуществляться в соответствии с Правилами, эксплуатационной документацией воздушного судна и руководством по организации наземного обслуживания, утвержденным эксплуатантом.
Наземное обслуживание должно осуществляться эксплуатантом самостоятельно или по договору с организацией, осуществляющей наземное обслуживание.
Эксплуатант, организация, осуществляющая наземное обслуживание, должны осуществлять учет работ по техническому обслуживанию оборудования, технических и транспортных средств, используемых для наземного обслуживания, а также учет наработки указанного оборудования.
Приводится перечень видов работ, которые включает в себя наземное обслуживание.
Работы по наземному обслуживанию воздушных судов должны выполняться по запросу эксплуатанта. Начало выполнения работ по наземному обслуживанию устанавливается эксплуатантом.
Время начала наземного обслуживания воздушного судна по прилету отсчитывается с момента прибытия воздушного судна на место стоянки и выключения авиационных двигателей. Наземное обслуживание считается оконченным с момента начала буксировки или начала движения воздушного судна на тяге собственных авиационных двигателей.
(Приказ Минтранса России от 20.03.2023 N 89; Письмо Росавиации от 08.09.2025 N Исх-32411/02)
Предусмотрено функционирование ФГИС допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты (01.03.2026)
Система допуска является системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление, размещение информации в Интернете и использование информации о воздушных перевозках, перевозчиках и выданных им допусках.
Пользователями системы допуска являются Минтранс России, Росавиация, перевозчики.
Оператором системы допуска является Росавиация.
Определены виды информации, размещаемой в системе допуска.
Санкционированный доступ к информации, содержащейся в системе допуска, должен предоставляться с использованием ЕСИА.
Информация и документы, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в системе допуска.
(Федеральный закон от 08.08.2024 N 289-ФЗ)
Определен порядок подготовки и выполнения контрольного полета (облета) (01.03.2026)
Под контрольным полетом (облетом) гражданского воздушного судна понимается полет гражданского воздушного судна, выполняемый в целях подтверждения годности воздушного судна после выполнения работ при его техническом обслуживании, перечень которых устанавливается эксплуатационной документацией воздушного судна, а также в целях проведения СОУТ на рабочих местах членов летных экипажей гражданских воздушных судов.
Под контрольным полетом (облетом) воздушного судна государственной авиации понимается полет воздушного судна государственной авиации, выполняемый в целях удостоверения годности воздушного судна государственной авиации к эксплуатации в случаях, определенных эксплуатационной документацией воздушного судна государственной авиации, а также в случаях, установленных Минобороны России.
Порядки подготовки и выполнения контрольного полета (облета) гражданского воздушного судна и воздушного судна государственной авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Организация контрольного полета (облета) гражданского воздушного судна осуществляется эксплуатантами, владельцами гражданских воздушных судов. Организация контрольного полета (облета) воздушного судна государственной авиации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении которых находится государственная авиация.
(Федеральный закон от 08.08.2024 N 289-ФЗ)
Вводятся Федеральные авиационные правила "Правила эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов" (01.03.2026)
Правила являются обязательными для операторов аэродромов, операторов вертодромов, владельцев посадочных площадок, физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на аэродроме, вертодроме, посадочной площадке.
Правила не распространяются:
- на посадочные площадки, расположенные на зданиях (сооружениях), на морских (речных) судах и морских плавучих (речных) платформах;
- на посадочные площадки, подобранные с воздуха или осмотренные с земли;
- на посадочные площадки с длиной взлетно-посадочной полосы менее 1300 метров;
- на посадочные площадки, используемые менее 120 календарных дней в течение одного календарного года.
Оператор аэродрома, оператор вертодрома и владелец посадочной площадки должны разработать и утвердить технологию взаимодействия аэродромной службы с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами), функционирующим на аэродроме, вертодроме, посадочной площадке соответственно, и другими наземными службами, обеспечивающими полеты воздушных судов на аэродроме, вертодроме, посадочной площадке соответственно.
(Приказ Минтранса России от 01.10.2025 N 312)
Определены Правила оформления разрешения, при наличии которого зафрахтованное воздушное судно, арендатором или арендодателем которого является иностранное авиационное предприятие, допускается для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты (01.03.2026)
Разрешение на эксплуатацию оформляется Минтрансом России на основании заявления юридического лица (ИП), имеющего сертификат эксплуатанта, выданный в соответствии с ВК РФ, и являющегося арендатором или арендодателем по договору аренды.
Приводятся требования к такому заявлению.
Заявление и документы, прилагаемые к нему, представляются заявителем в Минтранс России на бумажном носителе посредством личного обращения или почтового отправления.
В случае если заявление и прилагаемые документы соответствуют установленным требованиям, Минтранс России направляет заявление и прилагаемые документы в ФСБ России и Росавиацию.
В случае поступления в Минтранс России решений о согласовании разрешения на эксплуатацию, а также в случае непредставления решений согласующих органов Минтранс России оформляет разрешение на эксплуатацию по установленной форме и направляет его заявителю способом, указанным в заявлении.
Срок действия разрешения на эксплуатацию не может превышать срок аренды воздушного судна, предусмотренный договором аренды.
(Постановление Правительства РФ от 18.09.2025 N 1429)
Внесены изменения в Федеральные авиационные правила "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов" (01.03.2026)
В частности, установлено, что пожарные автомобили (машины) допускаются к эксплуатации при укомплектованности аварийно-спасательным оборудованием и пожарно-техническим вооружением в соответствии с ведомостью комплектации организаций - изготовителей пожарных автомобилей (машин).
На аэродромах классов Г, Д, Е допускается вместо аварийно-спасательных станций использовать гараж, расположенный за пределами летной полосы аэродрома.
При отсутствии аварийно-спасательных станций на аэродроме оператор аэродрома должен обеспечить размещение аварийно-спасательных средств службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов, в том числе транспортных средств, и несение дежурства личным составом аварийно-спасательного подразделения службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов на период выполнения полетов воздушных судов.
(Приказ Минтранса России от 09.09.2025 N 274)
С 30 до 20 дней сокращен срок необходимости согласования размещения отдельных объектов в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов (01.03.2026)
Речь идет о радиотехнических и иных объектах, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектах радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов.
Указанное согласование требуется до установления с первой по шестую подзон приаэродромной территории.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ)
Уточнены требования к оснащению беспилотных авиационных систем (01.03.2026)
Беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, для выполнения визуальных полетов должны быть оснащены:
- системой экстренного прекращения полета;
- бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками) и аэронавигационными огнями;
- оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем.
Беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 0,25 кг и более, для выполнения полетов за пределами прямой видимости, а также беспилотные авиационные системы для выполнения полетов беспилотных воздушных судов, входящих в их состав, на аэродромы и посадочные площадки совместно с пилотируемыми воздушными судами должны быть дополнительно оснащены:
- оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения или приемоответчиками - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C;
- оборудованием удаленной идентификации - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства.
(Постановление Правительства РФ от 30.11.2024 N 1701)
Определен Порядок организации и обеспечения функционирования линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем для беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными гражданскими воздушными судами (01.03.2026)
Организация и обеспечение функционирования таких линий осуществляются владельцами беспилотных воздушных судов одним из способов:
- с использованием канала передачи данных непосредственно между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном, в том числе через ретрансляторы, входящие в состав беспилотной авиационной системы;
- с использованием инфраструктуры поставщика услуг по обслуживанию линии, обеспечивающего предоставление каналов передачи данных в целях расширения зоны действия линии, в том числе государственного поставщика услуг по обслуживанию линии.
(Приказ Минтранса России от 24.04.2025 N 142)
Урегулированы отдельные вопросы, касающиеся сбора на строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта (01.03.2026)
- Правила определения и формирования размера сбора, его взимания, аккумулирования и использования внутри группы аэропортов;
- Правила определения групп аэропортов, в которых сбор подлежит взиманию и использованию;
- Перечень объектов инфраструктуры воздушного транспорта, в отношении которых используется сбор.
Инфраструктурный сбор взимается с плательщиков по результатам календарного месяца за осуществление плательщиком каждой взлетно-посадочной операции в течение календарного месяца в аэропортах, входящих в группу.
Инфраструктурный сбор перечисляется плательщиком не позднее 20-го календарного дня месяца, следующего за отчетным.
Размер инфраструктурного сбора определяется в российских рублях в виде фиксированных ценовых значений применительно к конкретной группе.
Плательщик формирует подлежащую уплате сумму инфраструктурного сбора применительно к каждому аэропорту (Са), которая определяется по установленной формуле.
Средства, полученные от взимания инфраструктурного сбора, зачисляются на лицевой счет, открытый оператору инфраструктурного сбора в территориальном органе Казначейства России, и детализируются по группам.
Для включения аэропорта в группу аэропортов юридическое лицо, ИП, владеющие аэропортом, подают в Минтранс России заявление в произвольной форме одним из следующих способов:
- в форме электронного документа или электронного образа документа по адресу электронной почты, размещенному на сайте Минтранса России;
- в форме документа на бумажном носителе посредством почтового отправления.
Заявление оформляется заявителем отдельно в отношении каждого аэропорта, принадлежащего заявителю.
Заявления представляются единым комплектом документов, состоящим из всех заявлений, касающихся всех аэропортов, предлагаемых к включению в одну группу аэропортов.
Функции по аккумулированию сбора и его использованию возложены на ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
При определении части прибыли ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", остающейся в распоряжении указанного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, не учитываются признанные в составе этой прибыли доходы, полученные от взимания сбора.
(Постановление Правительства РФ от 28.11.2025 N 1950)
Уточнен порядок обязательной сертификации и аттестации в гражданской авиации (01.03.2026)
Установлено, что при наличии записи в реестре лиц, соответствующих требованиям федеральных авиационных правил, осуществляют свою деятельность:
- юридические лица, осуществляющие аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства;
- юридические лица и ИП, осуществляющие заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами или обработку специальными жидкостями;
- юридические лица и ИП, являющиеся поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
- операторы аэродромов гражданской авиации.
К предмету федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации отнесено соблюдение организациями, ИП и гражданами в рамках деятельности в области гражданской авиации условий, содержащихся в записях, внесенных в указанный реестр.
Ведение реестров, записи которых подтверждают соответствие требованиям федеральных авиационных правил, возлагается на Росавиацию. Ведение реестра обязательной сертификации метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, хранение документов по обязательной сертификации такого метеорологического оборудования возлагаются на Росгидромет.
Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем подтверждается соответствующей записью в реестре сертификатов. По завершении обязательной сертификации такого оборудования юридическому лицу предоставляется (выдается) выписка из реестра сертификатов в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Определены особенности регулирования требований к юридическим лицам, осуществляющим аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ)
Уточнен порядок государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними (01.03.2026)
Установлено, что Росавиация обязана предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на воздушные суда (далее - реестр), любому лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении сведений, содержащихся в реестре, на бумажном носителе с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или в форме электронного документа, направленного посредством единого портала госуслуг.
С 5 до 1 рабочего дня сокращен срок предоставления лицу, представившему такое заявление, запрошенной информации.
Исключается процедура выдачи свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно. Также исключается необходимость прилагать к заявлению о государственной регистрации прав на воздушное судно документа об уплате госпошлины.
С 10 до 6 рабочих дней сокращен срок государственной регистрации прав на воздушное судно.
В случае подачи для государственной регистрации прав на воздушные суда заявления о государственной регистрации прав на воздушное судно и документов посредством единого портала госуслуг подлинники документов не представляются.
В случае если государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется по требованию судебного пристава-исполнителя, выписка из реестра может выдаваться судебному приставу-исполнителю.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав на воздушные суда заявителю в день принятия такого решения направляется сообщение о причине отказа, в том числе посредством единого портала госуслуг, а копия указанного сообщения помещается в дело, содержащее правоустанавливающие документы на воздушные суда.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ)
Определен порядок проведения профессионального отбора членов летного экипажа пилотируемого гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением (01.03.2026)
Профессиональный отбор проводится юридическими лицами или ИП, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, и юридическими лицами, осуществляющими аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, являющимися работодателями в отношении указанных лиц.
К профессиональному отбору должны допускаться лица, признанные годными по состоянию здоровья к выполнению работ и выполнению функций, предусмотренных свидетельствами специалистов авиационного персонала гражданской авиации, предоставившие работодателю документы по установленному перечню.
При проведении профессионального отбора должны осуществляться:
- собеседование или тестирование;
- определение психофизиологических качеств лица.
По результатам проведения профессионального отбора работодатель в течение 10 рабочих дней со дня определения уровня профессионально важных качеств лица должен принять решение о прохождении (непрохождении) лицом профессионального отбора и возможности (невозможности) допуска к выполнению им обязанностей (работ) в конкретной должности.
Также приводится порядок психофизиологического обследования членов летного экипажа пилотируемого гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением.
Психофизиологическое обследование должно осуществляться при проведении профессионального отбора лиц с использованием психодиагностических методик, наблюдения и беседы с целью определения уровня профессионально важных психических и психофизиологических качеств при приеме лиц на работу.
Психофизиологическое обследование должно проводиться по заявлению лица, подлежащего психофизиологическому обследованию.
Психофизиологическое обследование допускается проводить в индивидуальной и в групповой формах.
Результаты психофизиологического обследования действительны для профессионального отбора лиц при приеме на работу в течение срока, не превышающего 24 календарных месяцев со дня проведения психофизиологического обследования.
(Приказ Минтранса России от 17.10.2025 N 344)
Внесены изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (01.03.2026)
Исключена выдача свидетельства о праве собственности на судно или об ином вещном праве на бумажном носителе.
Исключается требование о нахождении на подлежащих государственной регистрации судах свидетельства о праве собственности на судно.
С 1 месяца до 6 дней сокращен срок:
- принятия решения о государственной регистрации судна или об отказе в такой регистрации;
- принятия необходимых мер для получения дополнительных доказательств наличия у заявителя оснований государственной регистрации судна.
Предусмотрена возможность направления через единый портал госуслуг заявления арендатора судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ, по договору аренды судна без экипажа и приложенных к данному заявлению необходимых для государственной регистрации судна документов.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ)
Обновлены Правила морской перевозки пассажиров (01.03.2026)
(Приказ Минтранса России от 30.10.2025 N 362)
Вводятся обязательные требования к технической документации на маломерное судно (01.03.2026)
Техническая документация на маломерное судно должна включать конструкторскую, технологическую и эксплуатационную документацию, разработанную и используемую при конструировании, изготовлении или эксплуатации маломерного судна.
Техническая документация на маломерное судно должна содержать:
- информацию об остойчивости и непотопляемости маломерного судна;
- теоретический чертеж маломерного судна;
- чертежи общего расположения маломерного судна;
- расчет нагрузки масс маломерного судна;
- судовую спецификацию маломерного судна;
- эксплуатационные документы на маломерное судно;
- расчет допустимой мощности мотора маломерного судна.
(Приказ МЧС России от 29.10.2025 N 980)
Заявление о регистрации морской линии можно будет подать через единый портал госуслуг (01.03.2026)
С 10 до 5 рабочих дней сокращен срок регистрации морской линии.
Решение об отказе в регистрации морской линии будет направляться перевозчику, в том числе через единый портал госуслуг.
(Федеральный закон от 31.07.2025 N 304-ФЗ)
Расширяется перечень отдельных видов деятельности, которые осуществляются с использованием судов, построенных на территории РФ и соответствующих требованиям к российской промышленной продукции (01.03.2026)
В перечень включены следующие виды деятельности:
- морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории РФ или на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, в том числе на континентальном шельфе РФ, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки.
(Постановление Правительства РФ от 02.11.2022 N 1964)
Вводится новый Порядок формирования и ведения реестра поставщиков бункерного топлива (01.03.2026)
Формирование и ведение реестра, внесение в него сведений, их изменение и исключение из указанного реестра осуществляются Росморречфлотом в электронной форме на сайте Росморречфлота.
Заявление о внесении сведений в реестр, заявление об изменении сведений в реестре, заявление об исключении сведений из реестра должны быть направлены поставщиком в Росморречфлот в форме электронных документов через единый портал госуслуг.
(Приказ Минтранса России от 30.07.2025 N 225)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875