Решение Верховного Суда РФ от 10.11.2004 N ВКПИ04-110 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны от 12.03.2003 N 80>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 10 ноября 2004 г. N ВКПИ04-110

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда

Российской Федерации

генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,

при секретаре -

капитане юстиции Ушаковой М.В.,

с участием заявителя З.,

представителей ответчика

Министра обороны

Российской Федерации Флягина А.В.

и Радько В.Ю.,

старшего военного прокурора

отдела Главной военной прокуратуры

полковника юстиции Багателия В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина З. о признании недействующим Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ N 80 от 12 марта 2003 года "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации",

установила:

З. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором указывает, что оспариваемый им нормативный правовой акт в части введения нового вида учебного подразделения - цикл противоречит Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Постановлениям Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации" и "Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования".

При этом он указывает, что Закон не делит должности педагогического состава в зависимости от типа реализуемых учебных программ и преподаваемых дисциплин. По мнению заявителя, Перечень структурных подразделений учебных заведений, предусмотренный указанными Типовыми положениями, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В связи с этим введение обжалуемым нормативным актом нового структурного подразделения - цикл на законе не основано.

З. настаивает на том, что обжалуемый нормативный акт нарушает его права, поскольку на его основании военный суд отказал ему в удовлетворении заявления о выплате денежного содержания по новым тарифным разрядам, установленным профессорско-преподавательскому составу кафедр высших военно-учебных заведений Приказом Министра обороны РФ N 99-2001 г.

З. в судебном заседании полностью поддержал свое заявление и просил признать незаконным оспариваемый им Приказ Министра обороны РФ.

Представители Министра обороны РФ Флягин А.В. и Радько В.Ю. возражали против удовлетворения заявления З., указав, что указанные акты позволяют иметь в высшем военном учебном заведении не только факультеты и кафедры, но и иные структурные учебные подразделения, поэтому Приказ Министра обороны N 80 от 12 марта 2003 года является законным.

Выслушав выступление заявителя З., представителей Министра обороны РФ Флягина А.В. и Радько В.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит, что заявление З. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" N 125-ФЗ от 22 августа 1996 года высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утвержденным в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Аналогичная норма содержится в п. 17 Постановления Правительства РФ от 5 апреля 2001 года N 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации".

Пунктом 15 указанного Типового положения предусмотрено, что в состав высшего учебного заведения входят кафедры по отраслям знаний и факультеты по направлениям подготовки специалистов. Высшее учебное заведение может иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру, интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, клинические базы и другие структурные подразделения.

Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования установлено, что деятельность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования регулируется соответствующим типовым положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования утверждено Постановлением Правительства от 18 июня 1999 г. N 650.

Учредителем высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы (военно-учебных заведений), в силу ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона может быть только Правительство Российской Федерации.

Вместе с тем Правительство РФ Постановлением от 18 июня 1999 года N 650 (п. 2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования) делегировало свои полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно-учебного заведения федеральным органам, в которых законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с пунктом 6 указанного Типового положения в состав высшего военно-учебного заведения могут входить кафедры и факультеты по направлениям (специальностям) подготовки офицеров. Высшее военно-учебное заведение может иметь филиалы, научные и научно-исследовательские подразделения, подразделения слушателей и курсантов, подразделения послевузовского и дополнительного профессионального образования, учреждения (организации) обеспечения и другие структурные подразделения.

Указанный нормативный правовой акт предусматривает, что структурное подразделение высшего военно-учебного заведения не является юридическим лицом, а его статус и функции определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом высшего военно-учебного заведения. Структура и штат высшего военно-учебного заведения разрабатываются на основе типовых штатов высших военно-учебных заведений и утверждаются в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа.

Устав высшего военно-учебного заведения в силу пункта 18 указанного Типового положения принимается общим собранием (конференцией) руководящего, научно-педагогического состава, а также представителей других категорий постоянного и переменного состава высшего военно-учебного заведения и утверждается руководителем федерального органа.

Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации утверждено Приказом Министра обороны РФ от 12 марта 2003 года N 80 (далее - Руководство).

В соответствии с указанным Руководством высшее военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации. Полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно-учебного заведения выполняет Министерство обороны.

Пунктом 7 Руководства предусмотрено, что структура и штат военно-учебного заведения разрабатываются на основе задач, возложенных на вуз, и типовых штатов вузов. Штатная численность слушателей, курсантов, докторантов и адъюнктов вуза устанавливается Министром обороны Российской Федерации.

В указанном пункте Руководства установлено, что к основным структурным учебно-научным подразделениям высшего военно-учебного заведения относятся факультеты, кафедры, циклы.

Согласно пункту 10 данного Руководства кафедра является основным учебно-научным подразделением высшего военно-учебного заведения, а цикл - учебно-методическим подразделением, создаваемым в высшем военно-учебном заведении, реализующим профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Анализ приведенных норм нормативных правовых актов позволяет прийти к следующим выводам.

Вопреки утверждению заявителя, перечень структурных подразделений высших учебных заведений, содержащийся в Типовых положениях, утвержденных Постановлениями Правительства РФ от 18 июня 1999 года N 650 и от 5 апреля 2001 года N 264, исчерпывающим не является, так как в них оговорена возможность создания в ВУЗах других структурных подразделений.

Поскольку Министерство обороны РФ обладает полномочиями учредителя после создания (реорганизации) высших военно-учебных заведений, в том числе по утверждению их Уставов, а также полномочиями по разработке и утверждению как типовых, так и штатов конкретных ВВУЗов, оно правомочно издавать нормативные правовые акты, устанавливающие возможность создания в высших военно-учебных заведениях структурных подразделений, которые не содержатся в перечне Типовых положений.

Более того, создание в высших военно-учебных заведениях циклов обусловлено тем обстоятельством, что в соответствии с п. 11 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования и п. 16 Руководства военные институты и филиалы высших военно-учебных заведений могут реализовывать профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Что же касается дифференциации в оплате труда преподавательского состава ВВУЗов в зависимости от занимаемой должности, то данное обстоятельство не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого заявителем нормативного акта, поскольку регулируется иными нормативными правовыми актами.

На основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что оспариваемый заявителем нормативный акт по указанным в заявлении З. основаниям не противоречит названным Федеральному закону и Постановлениям Правительства РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

З. о признании недействующим Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ N 80 от 12 марта 2003 года "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации", отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.ХОМЧИК