постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 ноября 2024 г. N 1701
К ОСНАЩЕНИЮ ПИЛОТИРУЕМЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И БЕСПИЛОТНЫХ
АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБОРУДОВАНИЕМ СВЯЗИ, НАВИГАЦИИ,
НАБЛЮДЕНИЯ, АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ,
К ОСНАЩЕНИЮ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБОРУДОВАНИЕМ
УДАЛЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОБОРУДОВАНИЕМ ЛИНИЙ УПРАВЛЕНИЯ
БЕСПИЛОТНЫМИ АВИАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ И КОНТРОЛЯ БЕСПИЛОТНЫХ
АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ, СРЕДСТВАМИ КРИПТОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ИНФОРМАЦИИ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫМИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
К ОСНАЩЕНИЮ ПИЛОТИРУЕМЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И БЕСПИЛОТНЫХ
АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБОРУДОВАНИЕМ СВЯЗИ, НАВИГАЦИИ,
НАБЛЮДЕНИЯ, АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ,
К ОСНАЩЕНИЮ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБОРУДОВАНИЕМ
УДАЛЕННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОБОРУДОВАНИЕМ ЛИНИЙ УПРАВЛЕНИЯ
БЕСПИЛОТНЫМИ АВИАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ И КОНТРОЛЯ БЕСПИЛОТНЫХ
АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ, СРЕДСТВАМИ КРИПТОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ИНФОРМАЦИИ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫМИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Настоящий документ устанавливает требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
КонсультантПлюс: примечание.
Оснащение пилотируемых ВС и беспилотных авиационных систем, произведенных в РФ или ввезенных на территорию РФ до 01.03.2025, осуществляется в соответствии с п. 2, 3 требований до 01.03.2026.
2. Пилотируемые воздушные суда и беспилотные авиационные системы должны быть оснащены оборудованием связи, поддерживающим двустороннюю радиосвязь с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и между экипажами воздушных судов, в случаях, предусмотренных Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Федеральные правила использования воздушного пространства).
3. Пилотируемые воздушные суда и беспилотные авиационные системы должны быть оснащены оборудованием навигации, обеспечивающим выполнение полета воздушного судна в соответствии с его эксплуатационной документацией.
КонсультантПлюс: примечание.
Об оснащении самолетов Сухой Суперджет, осуществляемых в соответствие с абз. 2 п. 3 требований см. п. "д" п. 2.
В оборудовании навигации пилотируемых воздушных судов и входящих в состав беспилотных авиационных систем беспилотных воздушных судов, производимых на территории Российской Федерации, принимающем и обрабатывающем сигналы навигационной спутниковой системы, должны использоваться сигналы глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 4 применяется к пилотируемым воздушным судам, произведенным в РФ или ввезенным на территорию РФ после 01.03.2027.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 4 вступает в силу с 01.03.2027.
4. Пилотируемые сверхлегкие воздушные суда с максимальной взлетной массой более 115 килограммов наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены оборудованием наблюдения, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию такого воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения.
5. Пилотируемые воздушные суда с максимальной взлетной массой более 495 килограммов наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены:
КонсультантПлюс: примечание.
П. "а" и "б" п. 5 применяются к пилотируемым воздушным судам, произведенным в РФ или ввезенным на территорию РФ после 01.03.2027.
КонсультантПлюс: примечание.
П. "а" и "б" п. 5 вступают в силу с 01.03.2027.
а) оборудованием наблюдения, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию такого воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением N 10 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (далее - Конвенция), или приемоответчиками, взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "в" п. 5 применяется к пилотируемым воздушным судам, произведенным в РФ или ввезенным на территорию РФ до 01.03.2025.
в) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением N 10 к Конвенции, или приемоответчиками, взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов по приборам при осуществлении коммерческих воздушных перевозок.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 6 применяется к пилотируемым воздушным судам, произведенным в РФ или ввезенным на территорию РФ до 01.03.2025.
6. Пилотируемые воздушные суда с максимальной взлетной массой более 15000 килограммов и газотурбинными двигателями или пилотируемые воздушные суда, на борту которых разрешен провоз более 30 человек, наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены:
а) оборудованием наблюдения, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию такого воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением N 10 к Конвенции, или приемоответчиками, взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства и для выполнения полетов по приборам при осуществлении коммерческих воздушных перевозок;
в) бортовой системой предупреждения столкновений, обеспечивающей определение взаимного расположения, траектории полета, скорости сближения по горизонтали и по вертикали и автоматическое уклонение от другого воздушного судна, оборудованного бортовой системой предупреждения столкновений и находящегося в опасной близости, - для выполнения полетов в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 7 применяется к беспилотным авиационным системам, произведенным в РФ или ввезенным на территорию РФ после 01.03.2027.
КонсультантПлюс: примечание.
П. 7 вступает в силу с 01.03.2027.
7. Беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 0,25 килограмма, для выполнения визуальных полетов должны быть оснащены аппаратно-программными средствами, не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства, в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства.
8. Беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, для выполнения визуальных полетов наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены:
КонсультантПлюс: примечание.
П. "а" п. 8 применяется к беспилотным авиационным системам, произведенным в РФ или ввезенным на территорию РФ после 01.03.2027.
КонсультантПлюс: примечание.
П. "а" п. 8 вступает в силу с 01.03.2027.
а) аппаратно-программными средствами, не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства, в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;
б) оборудованием удаленной идентификации, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию такого воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения;
КонсультантПлюс: примечание.
Оснащение беспилотных авиационных систем, произведенных в РФ или ввезенных на территорию РФ до 01.03.2025, осуществляется в соответствии с п. "в" - "д" п. 8 требований до 01.03.2026.
КонсультантПлюс: примечание.
П. "в" - "д" п. 8 вступают в силу с 01.03.2026.
в) системой экстренного прекращения полета, обеспечивающей принудительную посадку, или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета, или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;
г) бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками) и аэронавигационными огнями, обеспечивающими световое излучение для идентификации такого воздушного судна;
д) оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета, по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме) и имеющим средства криптографической защиты информации, сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
9. Беспилотные авиационные системы, включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и более, для выполнения полетов за пределами прямой видимости наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены:
КонсультантПлюс: примечание.
П. "а" п. 9 применяется к беспилотным авиационным системам, произведенным в РФ или ввезенным на территорию РФ после 01.03.2027.
КонсультантПлюс: примечание.
П. "а" п. 9 вступает в силу с 01.03.2027.
а) аппаратно-программными средствами, не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства, в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "б" п. 9 вступает в силу с 01.03.2026.
б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением N 10 к Конвенции, или приемоответчиками, взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "в" п. 9 вступает в силу с 01.03.2026.
в) оборудованием удаленной идентификации, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию данного воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения, - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "г" п. 9 вступает в силу с 01.03.2026.
г) системой экстренного прекращения полета, обеспечивающей принудительную посадку, или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета, или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "д" п. 9 вступает в силу с 01.03.2026.
д) бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками) и аэронавигационными огнями, обеспечивающими световое излучение для идентификации беспилотного воздушного судна;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "е" п. 9 вступает в силу с 01.03.2026.
е) оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета, по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме) и имеющим средства криптографической защиты информации, сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
10. Беспилотные авиационные системы для выполнения полетов беспилотных воздушных судов, входящих в их состав, на аэродромы и посадочные площадки совместно с пилотируемыми воздушными судами наряду с оборудованием, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа, должны быть оснащены:
КонсультантПлюс: примечание.
П. "а" п. 10 применяется к беспилотным авиационным системам, произведенным в РФ или ввезенным на территорию РФ после 01.03.2027.
КонсультантПлюс: примечание.
П. "а" п. 10 вступает в силу с 01.03.2027.
а) аппаратно-программными средствами, не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства, в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "б" п. 10 вступает в силу с 01.03.2026.
б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением N 10 к Конвенции, или приемоответчиками, взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "в" п. 10 вступает в силу с 01.03.2026.
в) оборудованием удаленной идентификации, обеспечивающим формирование и передачу информации, содержащей опознавательный индекс, категорию такого воздушного судна, высоту его полета и координаты его местоположения, - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "г" п. 10 вступает в силу с 01.03.2026.
г) системой экстренного прекращения полета, обеспечивающей принудительную посадку, или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета, или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "д" п. 10 вступает в силу с 01.03.2026.
д) бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками) и аэронавигационными огнями, обеспечивающими световое излучение для идентификации беспилотного воздушного судна;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "е" п. 10 вступает в силу с 01.03.2026.
е) оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета, по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме) и имеющим средства криптографической защиты информации, сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "ж" п. 10 применяется к беспилотным авиационным системам, произведенным в РФ или ввезенным на территорию РФ после 01.03.2030.
КонсультантПлюс: примечание.
П. "ж" п. 10 вступает в силу с 01.03.2030.
ж) бортовой системой предупреждения столкновений, обеспечивающей автоматическое уклонение беспилотного воздушного судна от иного воздушного судна, находящегося в опасной близости, передачу данных о координатах и траектории полета беспилотного воздушного судна, скорости сближения беспилотного воздушного судна по горизонтали и по вертикали с иным воздушным судном, находящимся в опасной близости, передачу сигналов внешнему пилоту об опасном сближении с воздушным судном и рекомендаций по устранению опасного сближения;
КонсультантПлюс: примечание.
П. "з" п. 10 применяется к беспилотным авиационным системам, произведенным в РФ или ввезенным на территорию РФ после 01.03.2030.
КонсультантПлюс: примечание.
П. "з" п. 10 вступает в силу с 01.03.2030.
з) бортовой системой записи параметрической информации, обеспечивающей запись и энергонезависимое сохранение всех параметров полета, информации о работе бортовых устройств и агрегатов, полученных управляющих команд и формализованных сообщений в цифровом виде с момента включения беспилотного воздушного судна для выполнения полета до момента считывания этих данных и (или) получения команды о возможности их стирания, а также оборудованием записи речевой информации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей