1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены во исполнение пункта 10 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы", и направлены на оказание консультативной и методической помощи по вопросам выявления и минимизации коррупционных рисков, указанных в пункте 1.3 настоящих Методических рекомендаций (далее - коррупционные риски), при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - межбюджетный трансферт) федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, местными администрациями (исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления) (далее - главный распорядитель бюджетных средств).

Методические рекомендации в том числе направлены на оказание консультативной и методической помощи структурным подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) главных распорядителей бюджетных средств.

1.2. Под принятием решения о предоставлении межбюджетного трансферта понимается деятельность главного распорядителя бюджетных средств по:

разработке проектов нормативных правовых актов, утверждающих правила предоставления и распределения межбюджетного трансферта (далее - правила) или предусматривающих внесение изменений в правила, проектов иных правовых актов, предусмотренных правилами (например, правил конкурсного отбора заявок на получение межбюджетного трансферта, положения о конкурсной комиссии);

разработке проектов правовых актов, утверждающих распределение общего объема межбюджетного трансферта между получателями межбюджетного трансферта, внесению изменений в правовые акты, утверждающие распределение общего объема межбюджетного трансферта между получателями межбюджетного трансферта, в течение текущего финансового года, включая распределение дополнительных объемов межбюджетного трансферта.

1.3. Под коррупционным риском понимается возможность совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации, муниципальными служащими (далее - служащие), работниками, замещающими должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы (далее - работники), главного распорядителя бюджетных средств коррупционного правонарушения. В частности, коррупционные риски при принятии решения о предоставлении межбюджетного трансферта включают следующие виды:

необоснованное завышение (оказание предпочтения) или ограничение круга возможных получателей межбюджетного трансферта;

необоснованное завышение (оказание предпочтения) либо занижение объема межбюджетного трансферта, распределяемого отдельным получателям;

использование служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников.

1.4. Выявление коррупционных рисков и разработка мер по их минимизации осуществляются главным распорядителем бюджетных средств в рамках проведения оценки коррупционных рисков. Под оценкой коррупционных рисков понимается общий процесс идентификации, анализа и ранжирования коррупционных рисков.

Оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить по каждому решению о предоставлении межбюджетного трансферта после наступления критической точки процесса принятия решения о предоставлении межбюджетного трансферта. При этом критическими точками процесса принятия решения о предоставлении межбюджетного трансферта являются:

разработка проектов нормативных правовых актов, утверждающих правила, и иных правовых актов, предусмотренных правилами;

разработка проектов правовых актов, утверждающих распределение общего объема межбюджетного трансферта между получателями межбюджетного трансферта;

разработка проектов нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в правила;

разработка проектов правовых актов, предусматривающих внесение изменений в правовые акты, утверждающие распределение общего объема межбюджетного трансферта между получателями межбюджетного трансферта, в течение текущего финансового года, включая распределение дополнительных объемов межбюджетного трансферта.

Сроки выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств самостоятельно, с учетом порядка и сроков составления проекта федерального бюджета, проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и проектов местных бюджетов.

1.5. Ответственным за проведение оценки коррупционных рисков руководителю главного распорядителя бюджетных средств рекомендуется определить структурное подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

Альтернативный способ проведения оценки коррупционных рисков заключается в том, чтобы определить ответственной за проведение оценки коррупционных рисков специально сформированную комиссию. В указанном случае руководитель главного распорядителя бюджетных средств в целях проведения оценки коррупционных рисков формирует комиссию по оценке коррупционных рисков (далее - комиссия), определяет ее состав, порядок работы и полномочия. Целью деятельности комиссии является оценка коррупционных рисков по всем решениям о предоставлении межбюджетных трансфертов, принимаемым главным распорядителем бюджетных средств.

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который может повлиять на принимаемые комиссией решения.

В частности, в состав комиссии не рекомендуется включать служащих (работников) главного распорядителя бюджетных средств, в должностные обязанности которых входит подготовка решения о предоставлении межбюджетного трансферта, в том числе разработка проекта нормативного правового акта, утверждающего правила, разработка проекта нормативного правового акта, утверждающего распределение общего объема межбюджетного трансферта между получателями межбюджетного трансферта, взаимодействие с получателями межбюджетного трансферта по вопросам предоставления межбюджетного трансферта. В состав комиссии рекомендуется включать служащих (работников) главного распорядителя бюджетных средств, обладающих в соответствии с должностным регламентом профессиональными знаниями, умениями, навыками, компетенциями по вопросам общей методологии предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В перечень полномочий комиссии рекомендуется включать:

проведение оценки коррупционных рисков при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов главным распорядителем бюджетных средств;

подготовку рекомендаций по принятию мер по минимизации коррупционных рисков при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов главным распорядителем бюджетных средств;

представление руководителю главного распорядителя бюджетных средств (иному уполномоченному лицу) отчета об оценке коррупционных рисков и мерах по их минимизации (далее - отчет) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям);

представление руководителю главного распорядителя бюджетных средств (иному уполномоченному лицу) предложений по внесению изменений и дополнений в план проведения оценки коррупционных рисков, иных предложений по организации работы комиссии;

получение от структурного подразделения главного распорядителя бюджетных средств, в полномочия которого входит подготовка решения о предоставлении межбюджетного трансферта: проекта нормативного правового акта, утверждающего правила, проектов иных правовых актов, предусмотренных правилами, проектов нормативных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в правила, проекта правового акта, утверждающего распределение общего объема межбюджетного трансферта между получателями межбюджетного трансферта, исходных данных для расчетов межбюджетных трансфертов и результатов расчетов распределения межбюджетных трансфертов, проектов правовых актов, предусматривающих внесение изменений в правовой акт, утверждающий распределение общего объема межбюджетного трансферта между получателями межбюджетного трансферта, исходные данные и результаты расчетов межбюджетных трансфертов;

получение от структурного подразделения главного распорядителя бюджетных средств, в полномочия которого входит подготовка решения о предоставлении межбюджетного трансферта, разъяснений по вопросам разработки и применения правил распределения общего объема межбюджетного трансферта между получателями межбюджетного трансферта.

1.6. Структурное подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) либо комиссия, определенное(ая) ответственным(ой) за проведение оценки коррупционных рисков в соответствии с пунктом 1.5 настоящих Методических рекомендаций, проводит оценку коррупционных рисков в соответствии с планом проведения оценки коррупционных рисков, утвержденным руководителем главного распорядителя бюджетных средств (иным уполномоченным лицом).

План проведения оценки коррупционных рисков включает в себя сроки проведения мероприятия, ответственных лиц, этапы проведения оценки (при необходимости), промежуточные доклады. В течение финансового года в план проведения оценки коррупционных рисков могут быть внесены изменения и дополнения.

В случае, если разработка проектов правовых актов, указанных в пункте 1.4 настоящих Методических рекомендаций, предусматривается срочными и (или) оперативными поручениями Президента Российской Федерации (высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования), Правительства Российской Федерации (высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации), руководитель главного распорядителя бюджетных средств (иное уполномоченное лицо) может принять решение о непроведении оценки коррупционных рисков в отношении соответствующих межбюджетных трансфертов и об их невключении в план проведения оценки коррупционных рисков. Указанное решение может быть принято, если оценка коррупционных рисков не может быть проведена без нарушения предельного срока реализации срочного и (или) оперативного поручения.

В целях экономии временных и трудовых ресурсов проведение оценки коррупционных рисков предлагается осуществлять в том числе с использованием служащими (работниками) главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющими подготовку решений о предоставлении межбюджетных трансфертов, механизма самопроверки с последующим направлением полученных результатов в адрес структурного подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) либо комиссии.

По итогам оценки коррупционных рисков структурное подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) либо комиссия представляет руководителю главного распорядителя бюджетных средств (иному уполномоченному лицу) отчет об оценке коррупционных рисков и мерах по их минимизации.

1.7. Руководитель главного распорядителя бюджетных средств (иное уполномоченное лицо) утверждает представленный отчет и на его основании обеспечивает принятие мер по минимизации коррупционных рисков, в том числе определяет структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за реализацию соответствующих мер, и срок реализации таких мер, а также осуществляет контроль за реализацией принятых мер по минимизации коррупционных рисков.

Альтернативный способ проведения оценки коррупционных рисков заключается в утверждении правовым актом главного распорядителя бюджетных средств ведомственного плана по противодействию коррупции при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов, представляющего собой свод мер по минимизации коррупционных рисков по всем принимаемым главным распорядителем бюджетных средств решениям о предоставлении межбюджетных трансфертов.

В указанный ведомственный план рекомендуется включать меры специального характера, разработанные в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Методических рекомендаций.

В ведомственный план также могут быть включены меры общего характера, разработанные в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Методических рекомендаций, однако в этом случае рекомендуется избегать дублирования мер, принимаемых в рамках ведомственного плана по противодействию коррупции.

Ведомственный план по противодействию коррупции при принятии решений о предоставлении межбюджетных трансфертов может изменяться и дополняться в течение финансового года, в том числе по мере реализации плана проведения оценки коррупционных рисков.