6. Организация доступа пользователей к архивным документам

192

Архив должен организовывать доступ к документам в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе Порядком использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации

п. 45.1 Правил 2020

В соответствии с Порядком использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации архивы должны обеспечить пользователям равные права на изучение дел, документов, находящихся на хранении в архивах, справочно-поисковых средств к ним, печатных изданий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании Порядка архивы, являющиеся учреждениями, могут разрабатывать локальные акты, регламентирующие работу пользователей с делами, документами, справочно-поисковыми средствами к ним, печатными изданиями в читальных залах архивов с учетом специфики документов архива, особенностей его работы.

При организации доступа пользователей к документам архив должен руководствоваться пп. 1.3, 1.4 "Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации" (утвержден приказом Росархива от 01.09.2017 N 143, зарегистрирован Минюстом России 01.11.2017, регистрационный N 48765 (далее - Порядок использования).

193

Не допускаются ограничения со стороны архива использования правомерно полученной информации, содержащейся в архивных документах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации или оговоренных в договоре архива с собственником или владельцем архивных документов

п. 45.2 Правил 2020

Архив не вправе выдвигать требования об использовании правомерно полученной пользователем информации, кроме:

- запрета на копирование пользователем архивных документов, в отношении которых действуют авторские и смежные права, если у него нет соответствующего разрешения правообладателя в связи с ограничениями, установленными ст. 1345, 1363 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (см. также: Методические рекомендации по отнесению архивных документов к объектам авторского и смежного прав, доступу и порядку использования таких документов (Росархив, ВНИИДАД. М., 2017) (https://archives.gov.ru/documents/methodics/2018-metod-rekomendacii-avtorskoe-pravo.shtml)

- предоставления экземпляра издания, а также библиографических данных публикаций, адресов Интернет-ресурсов, подготовленных с использованием дел, документов, справочно-поисковых средств к ним, печатных изданий, находящихся на хранении в архиве;

- обязательного указания архивных шифров при публикации дел, документов;

- запрета на копирование и модификацию электронных ресурсов, загрузку и установку программ, изменение файловой структуры, структуры расположения папок компьютеров читального зала архива, использование их для передачи информации через информационно-телекоммуникационные сети, выгрузку с них информации на съемные носители;

- заключение договора на самостоятельное копирование дел, документов, печатных изданий собственным техническим средством или арендуемым техническим средством архива и осуществление копирования в соответствии с пп. 4.2.23, 4.2.24 Порядка использования;

- запрета на самостоятельное копирование подлинников дел, документов, печатных изданий: имеющих копии фонда пользования; отнесенных к категории особо ценных; признанных находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии в соответствии с Порядком признания документов Архивного фонда Российской Федерации находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии; с угасающим текстом, при наличии пигментных пятен, коррозии железо-галловых чернил, нарушения связи красочного слоя с основой (растрескивание, осыпи, порошение), на ломкой бумаге, на кальке, имеющих сургучные и восковые печати, повреждение переплета (раскол блока, нарушение шитья, выпадение листов), корешок, который не позволяет раскрыть дело на ровной поверхности, не причиняя при этом повреждений переплету и самому делу, в соответствии с пп. 4.1.18, 4.2.22, 4.2.26, 4.2.27 Порядка использования.

194

Архив должен уведомлять пользователя о соблюдении режима конфиденциальности в отношении ставшей ему известной информации, использование и распространение которой ограничено законодательством Российской Федерации

п. 45.3 Правил 2020

Архив обязан предупредить пользователя о соблюдении режима конфиденциальности в отношении ставшей ему известной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с:

- международным договором Российской Федерации;

- законодательством Российской Федерации, в частности, содержащим сведения, составляющие государственную, служебную тайну (служебная информация ограниченного распространения) (документы с пометкой "Для служебного пользования" ("ДСП")); профессиональная тайна (врачебная, нотариальная, налоговая, адвокатская, банковская, аудиторская и другие тайны); коммерческую тайну, сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни и сведения, создающие угрозу для его безопасности, к объектам интеллектуальной собственности;

- распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Собственник или владелец архивных документов, передавая документы в архив, может установить свои условия ограничения доступа к ним только в том случае, если это не противоречит нормам федерального законодательства. Доступ к таким документам предоставляется в соответствии с условиями договора между собственником (владельцем) и архивом или на основании письменного разрешения собственника (владельца), его наследников, доверенных лиц (при предъявлении соответствующих документов).

Факт уведомления фиксируется в обязательстве-соглашении, входящем в анкету пользователя, работающего в читальном зале. Подписывая его, пользователь принимает на себя ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений на использование и распространение информации, полученной им из архивных документов; в договорах об оказании услуг архивом - в случае заключения таких договоров (путем включения в текст договора соответствующих условий); в ответах на запросы социально-правового характера - при подготовке и направлении таких ответов (путем включения в текст ответа уведомления о необходимости соблюдения режима конфиденциальности в отношении ставшей ему известной информации, использование и распространение которой ограничено законодательством Российской Федерации).

Уведомление о соблюдении режима конфиденциальности должно содержаться в анкетах пользователей, в ответах архива на запрос пользователя или в договорах об оказании услуг архивом.

Архив должен руководствоваться следующими нормативными актами:

Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"; ст. 9 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"); ст. 1345, 1363 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

195

Архив должен организовать прием запросов непосредственно в архиве, по почте, с использованием официального сайта архива или сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления

п. 46.2 Правил 2020

Архив может организовывать прием запросов следующим образом:

1) непосредственно в архиве;

2) по почте;

3) с использованием:

- официального сайта архива;

- официального сайта уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела;

- официального сайта органа местного самоуправления;

- федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

- регионального портала государственных и муниципальных услуг;

4) по информационно-телекоммуникационным сетям.

Прием запросов по телефону не осуществляется, однако при такой форме обращения проводится консультирование пользователя: указываются данные, необходимые для оформления запроса, требуемые документы, а также осуществляется предварительное обсуждение сроков и условий исполнения запросов (например, объем работы и примерная стоимость исполнения тематического запроса). Факт консультирования отмечается работником архива, проводившим консультацию, в соответствующем журнале (базе данных).

Запросы, поступившие при непосредственном личном обращении пользователя в письменной форме или по почте, принимаются к исполнению при наличии в них данных, необходимых для исполнения запроса. В случае отсутствия таких данных пользователю при личной встрече указывается необходимость их предоставления, при наличии запроса, присланного по почте, направляется информационное письмо с просьбой сообщить недостающую информацию.

196

Запрос пользователя должен быть рассмотрен и исполнен архивом при наличии необходимых реквизитов

п. 46.4 Правил 2020

Запрос пользователя рассматривается и исполняется архивом при наличии в запросе:

- для юридических лиц - полного наименования юридического лица, содержащего указание на организационно-правовую форму или указание на вид юридического лица;

- для физических лиц - фамилии, имени и отчества (при наличии) в соответствии с основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в соответствии с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина в Российской Федерации или документом, удостоверяющим личность лица без гражданства в Российской Федерации;

- почтового и/или электронного адреса пользователя с обязательным указанием почтового индекса;

- указания темы (вопроса), хронологического периода запрашиваемой информации.

В случае недостаточности сведений для исполнения запроса архиву рекомендуется в ответном письме запросить у пользователя дополнительную информацию.

При рассмотрении и исполнении запросов архив должен руководствоваться пунктом 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

197

Запрос пользователя не должен рассматриваться архивом в случаях, предусмотренных п. 46.5 Правил 2020

п. 46.5 Правил 2020

Запрос пользователя не подлежит рассмотрению в следующих случаях:

- если запрос не поддается прочтению, в том числе архив вправе не рассматривать запросы, написанные на иностранном языке (во избежание при переводе возможных ошибок в транслитерации фамилий, имен, географических названий и др.);

- если ответ по существу указанной в запросе темы (вопроса) не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (указанная информация может быть предоставлена только при наличии у пользователя документально подтвержденных прав на получение таких сведений, содержащих государственную тайну и (или) конфиденциальную информацию);

- если запрос касается темы (вопроса), в отношении которой пользователю ранее многократно давались письменные ответы по существу, и при этом не приводятся новые доводы или обстоятельства (руководитель архива или уполномоченное им должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного запроса и прекращении переписки по данному вопросу при условии, что указанный запрос и ранее направляемые запросы направлялись в один и тот же архив);

- если в запросе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц архива, а также членов их семей;

- если у пользователя отсутствуют документы, подтверждающие его полномочия выступать от имени третьих лиц, в отношении которых сделан запрос (в случае, если не истек срок ограничения, установленный пунктом 3 статьи 25 125-ФЗ).

Архив должен сообщить пользователю, направившему запрос, о причинах отказа в рассмотрении запроса, если его фамилия и почтовый (электронный адрес) поддаются прочтению.

Письмо архива с информацией о том, что запрос не принят к исполнению по причинам, указанным выше, готовится руководителем профильного структурного подразделения или назначенным им сотрудником, подписывается руководителем архива или уполномоченным им должностным лицом и направляется пользователю в установленные сроки.

Архив должен руководствоваться следующими нормативными актами:

ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера";

ст. 9 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

ст. 1345, 1363 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

198

Архивы должны на безвозмездной основе исполнять: запросы социально-правового характера; тематические запросы органов государственной власти и местного самоуправления, направляемые в целях исполнения ими своих полномочий

п. 46.6 Правил 2020

На безвозмездной основе архивом в течение 30 календарных дней со дня регистрации исполняются запросы социально-правового характера в соответствии с частью 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Безвозмездно архивом исполняются тематические запросы органов государственной власти и местного самоуправления, если информация запрашивается в целях исполнения ими своих полномочий. Порядок и сроки исполнения такого рода запросов устанавливаются законодательством о прокуратуре (ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", о полиции (ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"), о Следственном комитете Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"), Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) либо согласовываются непосредственно с этими органами.

Архив также должен руководствоваться Административным регламентом по предоставлению Федеральным архивным агентством государственной услуги "Организация информационного обеспечения граждан, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов" (утвержден приказом Росархива от 09.01.2017 N 1, зарегистрирован Минюстом России 28.04.2017, регистрационный N 46535), с изменениями, внесенными приказом Росархива от 09.10.2017 N 157 (зарегистрирован Минюстом России 16.11.2017, регистрационный N 48924).

199

Архив должен оформлять ответы на запросы в виде архивной справки, архивной выписки, архивной копии, информационного письма

пп. 46.8, 46.14 Правил 2020

Архив оформляет ответы на запросы в виде архивной справки, архивной выписки, архивной копии, информационного письма, а также по согласованию с пользователем, в иных формах, указанных в пункте 46.14 Правил 2020 (систематизированного краткого или аннотированного перечня заголовков архивных документов или единиц хранения (единиц учета) по определенной теме с указанием их дат и архивных шифров; тематического обзора архивных документов; родословного древа, генеалогической росписи или таблиц).

По результатам запроса о рассекречивании архивных документов архив оформляет только информационное письмо. Все информационные документы оформляются на государственном языке Российской Федерации в соответствии с современной орфографией и пунктуацией. Информационные документы высылаются по почте простыми письмами или посредством информационно-телекоммуникационных сетей (по согласованию с пользователем).

При оформлении ответов на запросы в виде архивной справки, архивной выписки, архивной копии, информационного письма архив должен руководствоваться пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации".

200

Архивная справка должна оформляться в установленном порядке

п. 46.9 Правил 2020

Архивная справка оформляется в соответствии с Приложением N 11 к Правилам 2020 на бланке архива с обозначением названия ("Архивная справка"), заверяется руководителем архива или органа местного самоуправления либо уполномоченным им лицом полистно, (последний лист) подписывается руководителем архива или уполномоченным им должностным лицом (в муниципальном архиве, не являющемся юридическим лицом, - руководителем органа местного самоуправления или уполномоченным им должностным лицом) и заверяется: печатью архива (для муниципального архива, не являющегося юридическим лицом - печатью, определенной правовым актом соответствующего органа местного самоуправления) для использования на территории Российской Федерации; гербовой печатью, а при ее отсутствии - печатью, определенной уставом архива (для муниципального архива, не являющегося юридическим лицом - печатью, определенной правовым актом соответствующего органа местного самоуправления) для направления за пределы Российской Федерации.

В архивной справке, объем которой превышает один лист, все листы должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены подписью и печатью. Текст архивной справки содержит документную информацию по теме запроса с указанием архивных шифров и номеров листов единиц хранения тех архивных документов, на основании которых она составлена, данные воспроизводятся так, как они изложены в архивных документах, а расхождения, несовпадения и неточности названия, отсутствие имени, отчества, инициалов или наличие одного из них оговариваются в тексте справки в скобках ("Так в документе", "Так в тексте оригинала"). В примечаниях по тексту архивной справки оговариваются неразборчиво написанные, исправленные автором (создателем документа), не поддающиеся прочтению места текста документа ("Так в тексте оригинала", "В тексте неразборчиво"), а также наличие или отсутствие отметки о заверении документов, послуживших основанием для составления ответа.

В тексте архивной справки не допускаются изменения, исправления, комментарии, собственные выводы архива по содержанию архивных документов, на основании которых составлена архивная справка.

201

Архивная выписка должна оформляться и составляться в установленном порядке

п. 46.10 Правил 2020

Архивная выписка оформляется на бланке архива с обозначением названия ("Архивная выписка"), заверяется руководителем архива или органа местного самоуправления либо уполномоченным им лицом полистно, (последний лист) подписывается руководителем архива или уполномоченным им должностным лицом (в муниципальном архиве, не являющемся юридическим лицом, - руководителем органа местного самоуправления или уполномоченным им должностным лицом) и заверяется: печатью архива (для муниципального архива, не являющегося юридическим лицом - печатью, определенной правовым актом соответствующего органа местного самоуправления) для использования на территории Российской Федерации; гербовой печатью, а при ее отсутствии - печатью, определенной уставом архива (для муниципального архива, не являющегося юридическим лицом - печатью, определенной правовым актом соответствующего органа местного самоуправления) для направления за пределы Российской Федерации. В архивной выписке, объем которой превышает один лист, все листы должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены подписью и печатью. Архивная выписка дословно воспроизводит часть текста архивного документа, относящийся к определенному факту, событию, лицу, с указанием архивного шифра и номеров листов единицы хранения, имеющий юридическую силу. Начало и конец каждого извлечения из архивного документа, а также пропуски в его тексте отдельных слов обозначаются в архивной выписке многоточием. Особенности текста архивного документа, воспроизводимого в архивной выписке, оговариваются так же, как к тексту архивной справки. Извлечения из текстов архивных документов должны быть исчерпывающими и включать все имеющиеся данные по запросу.

В примечаниях по тексту архивной выписки делаются соответствующие оговорки о частях текста оригинала, неразборчиво написанных, исправленных автором, не поддающихся прочтению вследствие повреждения текста и т.д. Отдельные слова и выражения оригинала, вызывающие сомнения в их точности, оговариваются словами. Примеры: "В тексте неразборчиво", "Так в документе".

Многоточием в архивной выписке обозначаются начало и конец каждого извлечения из архивного документа, пропуски в его тексте отдельных слов.

202

Архивная копия должна оформляться в установленном порядке

п. 46.11 Правил 2020

Архивная копия заверяется руководителем архива или органа местного самоуправления либо уполномоченным им лицом. При этом архивный шифр каждого листа архивного документа должен быть проставлен на обороте соответствующего листа архивной копии. В случае изготовления архивной копии в виде изображения архивного документа на бланке архива составляется сопроводительное письмо, в котором указывается количество изображений, составляющих архивную копию, и ее название. Письмо подписывается руководителем архива или уполномоченным им должностным лицом.

Архивная копия может также оформляться в форме электронной копии документа, подписанной электронной подписью руководителя архива или уполномоченного им должностного лица (в муниципальном архиве, не являющемся юридическим лицом, - руководителя органа местного самоуправления или уполномоченного им должностного лица). Архивный шифр документа при этом вносится в имя файла электронной копии документа и/или в текст сопроводительного письма.

203

Архивная справка, архивная выписка и архивная копия в случае личного обращения гражданина или его доверенного лица в архив должны быть выданы ему под расписку при предъявлении паспорта или иного удостоверяющего документа; доверенному лицу - при предъявлении доверенности, в случае проставления на документах апостиля - при предъявлении квитанции о проставлении апостиля

п. 46.12 Правил 2020

Архивная справка, архивная выписка и архивная копия в случае личного обращения гражданина или его доверенного лица в архив выдаются ему под расписку при предъявлении паспорта или иного удостоверяющего документа (удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, военный билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации).

Иностранному гражданину данные документы выдаются при предъявлении паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

лицу без гражданства - при предъявлении удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения его заявления о признании гражданином Российской Федерации, содержащий указанные пользователем его персональные данные и фотографию, свидетельства, удостоверяющего личность лица, ходатайствующего о признании беженцем, удостоверения личности лица, признанного беженцем, свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Доверенному лицу архивная справка выдается при предъявлении доверенности, оформленной в установленном порядке и при предъявлении квитанции об уплате государственной пошлины за проставление апостиля. Представителю физического лица ответ на запрос выдается при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и доверенности в простой письменной форме, подтверждающей его полномочия на получение таких документов.

Заверенная апостилем архивная справка, архивная выписка и архивная копия в случае личного обращения гражданина или его доверенного лица в архив должна быть выдана ему на руки при предъявлении квитанции об уплате государственной пошлины за проставление апостиля.

Получатель архивной справки, архивной выписки и архивной копии расписывается на их копиях или на обороте сопроводительного письма к ним либо в учетной форме (книге, журнале), указывая дату их получения.

При выдаче архивной справки, архивной выписки, архивной копии пользователю архив должен руководствоваться также административными регламентами по предоставлению соответствующих государственных услуг.

204

Архивная справка, направляемая в государство, подписавшее Конвенцию, заключенную в г. Гааге 5 октября 1961 г., отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, за исключением государства, с которым Российская Федерация заключила договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также государства - участника СНГ, подписавшего Соглашение о принципах и формах взаимодействия в области использования архивной информации, или с которым имеется двустороннее соглашение о сотрудничестве в этой области должна заверяться с проставлением и заполнением апостиля

п. 46.12 Правил 2020

Архивная справка, направляемая в государство, подписавшее Конвенцию, заключенную в г. Гааге 5 октября 1961 г., отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, за исключением государства, с которым Российская Федерация заключила договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также в государство - участник СНГ, подписавшее Соглашение о принципах и формах взаимодействия в области использования архивной информации, или с которым имеется двустороннее соглашение о сотрудничестве в этой области, заверяется соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти в сфере архивного дела проставлением и заполнением апостиля.

При заверении архивной справки, направляемой в государство, подписавшее Конвенцию, заключенную в г. Гааге 5 октября 1961 г., отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, за исключением государства, с которым Российская Федерация заключила договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также в государство - участник СНГ, уполномоченный орган исполнительной власти в сфере архивного дела должен руководствоваться административным регламентом по предоставлению соответствующей государственной услуги.

205

Информационное письмо должно составляться и оформляться в установленном порядке

п. 46.13 Правил 2020

Информационное письмо оформляется на бланке архива, подписывается руководителем архива или уполномоченным им должностным лицом (в муниципальном архиве, не являющемся юридическим лицом, - руководителем органа местного самоуправления или уполномоченным им должностным лицом). Текст письма содержит ответ о наличии (отсутствии) в архиве архивных документов по теме запроса или сведения об их местонахождении, или о пересылке запроса по принадлежности в соответствующую организацию, или по вопросам оказания возмездных услуг, или о рассекречивании архивных документов, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну.

Информационное письмо может включать следующие сведения по теме запроса:

- наличие (отсутствие) в архиве архивных документов по теме запроса;

- местонахождение запрашиваемых архивных документов;

- сообщение о пересылке запроса по принадлежности в соответствующую организацию;

- информацию о порядке оказания возмездных услуг;

- информацию о порядке и результатах рассекречивания архивных документов, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну.

В информационном письме в случае невозможности исполнения запроса указываются причины, по которым запрашиваемые сведения не были выявлены, и, по возможности, предлагается алгоритм дальнейшего поиска. Если документально подтверждены факты утраты архивных документов, содержащих запрашиваемые сведения, в информационном письме конкретно указываются причины отсутствия запрашиваемой информации со ссылкой на учетные документы архива. Информацию о просмотренных фондах и делах целесообразно проставлять на втором экземпляре документа, который остается в деле в архиве.

Информационное письмо оформляется на бланке архива и подписывается руководителем архива или уполномоченным им должностным лицом (в муниципальном архиве, не являющемся юридическим лицом, - руководителем органа местного самоуправления или уполномоченным им должностным лицом).

Информационное письмо подписывается руководителем архива или уполномоченным им должностным лицом (в муниципальном архиве, не являющемся юридическим лицом, - руководителем органа местного самоуправления или уполномоченным им должностным лицом).

206

Архив должен осуществлять прием заказов на копирование архивных документов (изготовление изображений, воспроизводящих внешний вид и содержание архивного документа, перезапись кино-, фоно-, видеодокументов)

п. 47.1 Правил 2020

Архив организует прием заказов на копирование архивных документов:

- непосредственно в архиве;

- по почте;

- с использованием официального сайта архива или официального сайта уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела, официального сайта органа местного самоуправления;

- по информационно-телекоммуникационным сетям.

207

Копирование архивных документов должно осуществляться: по заказу пользователей техническими средствами архива; самостоятельно пользователями арендуемыми техническими средствами архива или собственным техническим средством в соответствии с Порядком использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации и локальными актами архивов

п. 47.2 Правил 2020

Копирование архивных документов осуществляется:

- по заказу пользователей техническими средствами архива;

- самостоятельно пользователями арендуемыми техническими средствами архива или собственным техническим средством в соответствии с пп. 4.2.21 - 4.2.25 Порядка использования и локальными актами архивов.

208

Работник архива должен обеспечивать контроль за сохранностью копируемых дел, документов, печатных изданий и соблюдением условий договора в процессе самостоятельного копирования пользователем собственным техническим средством или арендуемыми техническими средствами архива

п. 47.3 Правил 2020

Работник архива обеспечивает соблюдение мер контроля за сохранностью копируемых дел, документов, печатных изданий и условий договора в процессе самостоятельного копирования пользователем собственным техническим средством или арендуемыми техническими средствами архива, указанных в пп. 4.2.23 - 4.2.25 Порядка использования.

209

Архив должен изготавливать копии архивных документов по заказам органов государственной власти и местного самоуправления, направленным в целях исполнения ими своих полномочий, на безвозмездной основе

п. 47.4 Правил 2020

Копирование архивных документов по заказам органов государственной власти и местного самоуправления в целях исполнения ими своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на безвозмездной основе на основании письменного официального мотивированного обращения.

210

Копирование архивных документов, находящихся в неудовлетворительном физическом состоянии, должно производиться в соответствии с порядком признания документов Архивного фонда Российской Федерации находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии

п. 47.5 Правил 2020

Копирование архивных документов, находящихся в неудовлетворительном физическом состоянии, производится в соответствии с Порядком признания документов Архивного фонда Российской Федерации находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии, утвержденным приказом Росархива от 25.06.2020 N 75 (зарегистрирован Минюстом России 04.08.2020, регистрационный N 59164) и соответствующими нормативными правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела

211

При оформлении копии рассекреченного архивного документа в месте расположения соответствующего грифа секретности на копии должен быть проставлен штамп "Рассекречено". Такой же штамп должен проставляться на электронной копии рассекреченного архивного документа

п. 47.6 Правил 2020

При оформлении копии рассекреченного архивного документа в месте расположения соответствующего грифа секретности работник архива, осуществляющий копирование, на копии проставляет штамп "Рассекречено". Штамп на электронной копии рассекреченного архивного документа проставляется с использованием программных средств или заставки "Рассекречено".

212

При самостоятельном копировании пользователем рассекреченного архивного документа работник архива, обеспечивающий контроль, должен разместить в месте расположения соответствующего грифа секретности заставку со штампом "Рассекречено"

п. 47.6 Правил 2020

При самостоятельном копировании пользователем рассекреченного архивного документа работник архива, обеспечивающий контроль, размещает в месте расположения соответствующего грифа секретности заставку со штампом "Рассекречено".

213

Архив должен вести учет заказов на копирование на бумажном носителе или в электронном виде

п. 47.8 Правил 2020

В журнале (базе данных) учета заказов на копирование указывается фамилия пользователя, структурное подразделение архива, направившего заказ, количество листов, кадров микроформ, поисковые данные документа(ов), количество заказанных экземпляров, дата поступления заказа. После исполнения фиксируются: дата исполнения заказа; пользователю передано: листов, кадров микроформ, другое; отметка о получении (подпись, дата); примечание.

214

Организация работы пользователей в читальном зале архива должна определяться в соответствии с Порядком использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации

п. 48.1 Правил 2020

Организация работы пользователей в читальном зале архива определяется:

- "Порядком использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации" (в ред. приказа Росархива от 09.06.2021 N 51, зарегистрирован Минюстом России 19.08.2021, регистрационный N 64708));

- локальными актами архива.

Архивы могут разрабатывать на основе Порядка использования локальные акты, регламентирующие работу пользователей с делами, документами, справочно-поисковыми средствами к ним, печатными изданиями в читальных залах архивов с учетом специфики документов архива, особенностей его работы. Эти локальные акты не должны противоречить Порядку использования.

215

Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных музеях, библиотеках, научных организациях должен определяться ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства

п. 48.2 Правил 2020

Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных музеях, библиотеках, научных организациях не должен противоречить "Порядку использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации" (в ред. приказа Росархива от 09.06.2021 N 51, зарегистрирован Минюстом России 19.08.2021, регистрационный N 64708).

216

Работник читального зала архива должен осуществлять контроль за работой пользователей по изучению дел, документов, справочно-поисковых средств к ним, печатных изданий в читальном зале архива

п. 48.3 Правил 2020

Работник читального зала архива должен осуществлять контроль, в том числе посредством системы видеонаблюдения, за работой пользователей по изучению дел, документов, справочно-поисковых средств к ним, печатных изданий в читальном зале архива. Контроль над работой пользователей работник читального зала архива осуществляет с учетом прав и обязанностей пользователей, изложенных в Порядке. Работник читального зала контролирует сохранность документов, оборудования, соблюдение противопожарного режима пользователем.

217

В читальном зале архива должны вестись личные дела пользователей на бумажном носителе или в электронном виде и журнал учета посещений читального зала пользователями

п. 48.4 Правил 2020

В читальном зале архива ведутся личные дела пользователей на бумажном носителе или в электронном виде. В личное дело пользователя включаются:

- заявление пользователя на работу в читальном зале или письмо направившего его органа или организации;

- анкета пользователя, заполненная в установленном порядке;

- требования на выдачу архивных дел, документов;

- заказы на копирование;

- заверенные архивом копии подлинных документов, подтверждающих право пользователя на доступ к архивным документам, содержащим информацию о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности.

Учитывая срок хранения (25 лет ЭПК), личное дело подлежит полному оформлению. На лицевой стороне обложки дела указывается фамилия, имя, отчество пользователя в именительном падеже, а также порядковый номер дела в соответствии с порядковым номером регистрации дела в журнале регистрации пользователей и их личных дел. При последующем добавлении документов в личное дело пользователя работник читального зала вносит сведения об изменении количества листов в деле в лист - заверитель дела.

В читальном зале ведется журнал (база данных) учета посещаемости читального зала, в котором фиксируется: дата посещения, количество выданных единиц хранения и номер фонда, фамилия, инициалы пользователя. В конце каждого года работник читального зала суммирует данные (цифрами и прописью) о количестве посещений пользователями читального зала.

218

В читальном зале должен вестись журнал учета посещений читального зала пользователями

п. 48.5 Правил 2020

В читальном зале ведется журнал (база данных) учета посещаемости читального зала пользователями, в котором фиксируется: дата посещения, количество выданных единиц хранения и номер фонда, фамилия, инициалы пользователя. В конце каждого года работник читального зала суммирует данные (цифрами и прописью) о количестве посещений пользователями читального зала.

219

В случае выявления факта нарушения пользователем Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации работник читального зала архива должен составить докладную записку на имя руководителя архива с изложением обстоятельств

п. 48.6 Правил 2020

В случае выявления факта нарушения пользователем Порядка использования работник читального зала архива составляет докладную записку на имя руководителя архива с изложением обстоятельств нарушения и с приложением доказательств (фотографий поврежденных документов), показаний очевидцев (при возможности), объяснительной записки пользователя (при наличии). На основании докладной записки руководитель архива принимает решение о подаче заявления об административном правонарушении, либо заявления о преступлении в правоохранительные органы и прекращении выдачи подлинных архивных дел, документов, справочно-поисковых средств, печатных изданий с даты подачи архивом заявления.

В случае выявления факта нарушения пользователем Порядка использования архивных документов или общественного порядка в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации работнику архива, работающему с пользователями, рекомендуется действовать в соответствии с разработанной архивом для таких случаев служебной инструкцией.

Архив должен руководствоваться следующими нормативными актами:

П. 3.7 "Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации" (утвержден приказом Росархива от 01.09.2017 N 143, зарегистрирован Минюстом России 01.11.2017, регистрационный N 48765 (в ред. приказа Росархива от 09.06.2021 N 51, зарегистрирован Минюстом России 19.08.2021, регистрационный N 64708);

ст. 7.13, 13.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;

ст. 167, 168, 325 Уголовного кодекса Российской Федерации.

220

В день подачи архивом заявления об административном правонарушении либо преступлении, совершенном пользователем, в правоохранительные органы пользователю должно быть направлено уведомление о прекращении выдачи подлинных архивных документов, справочно-поисковых средств, печатных изданий

п. 48.6 Правил 2020

В день подачи заявления в правоохранительные органы пользователю направляется уведомление о прекращении выдачи подлинных архивных документов, справочно-поисковых средств, печатных изданий. Уведомление направляется любым доступным архиву способом (по почте, через текстовое сообщение на телефон и др.)

Выдача подлинных архивных дел, документов, справочно-поисковых средств, печатных изданий прекращается до даты вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении либо вынесения решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении или даты вступления в законную силу приговора суда по уголовному делу либо вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

221

При экспонировании подлинников архивных документов, их копий и электронных образов вне зависимости от формы их публичного представления, они должны быть снабжены аннотацией, соответствующей требованиям, установленным п. 49.2 Правил 2020

п. 49.2 Правил 2020

Экспонируемые подлинники архивных документов, их копии и электронные образы вне зависимости от формы их публичного представления должны быть снабжены аннотацией с названием документа, датой создания, краткой информацией, включающей в случае необходимости расшифровку текста документа или его части, сведений о рассекречивании и архивным шифром.

В аннотации указывается заголовок документа и легенда. Заголовок состоит из указания: разновидности документа, автора и адресата документа, краткого содержания и даты создания и места создания (при необходимости).

Легенда содержит справочные сведения о документе:

- поисковые данные (архивный шифр с указанием названия архива);

- подлинность;

- способ воспроизведения.

При необходимости дополнительно указываются сведения об особенностях внешнего вида документа.

Если часть элементов заголовка невозможно установить достоверно, они могут быть представлены предположительно и заключены в квадратные скобки. В заголовках к фотодокументам указывается название документа, дата, место и автор съемки. При невозможности определения автора фотодокумента и места съемки эта часть опускается. В заголовке к групповой фотографии, если известен один или несколько персонажей, их местонахождение на снимке сообщается, а остальные изображенные сообщаются обобщенно.

К иноязычным документам дается перевод или развернуто излагается их содержание.

В аннотации к графическому документу указываются его разновидность (схема, диаграмма), название объекта, автор и дата создания документа.

При необходимости дополнительно указываются сведения о рассекречивании документа.

222

Информационные мероприятия в помещениях архива должны проводиться с учетом ограничений, установленных пунктами 5.1, 5.3, 5.16, 5.20, 5.21 Правил 2020, по соблюдению нормативных режимов хранения в целях обеспечения сохранности архивных документов

п. 50.2 Правил 2020

Руководству архива следует осуществлять проведение информационных мероприятий в помещениях архива, организуя контроль за соблюдением норм обеспечения сохранности архивных документов, установленных действующими Правилами.

Противопожарный режим в архиве регламентируется законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы пожарной безопасности. Охранный режим в архиве устанавливается в соответствии с инструкцией о пропускном и внутриобъектовом режимах, утверждаемой локальным актом архива и согласованной с организацией, осуществляющей охрану архива на основании договора. В помещениях архива с нерегулируемым температурно-влажностным режимом допускается временное (до 2 месяцев) хранение архивных документов при температуре 20 +/- 5 °C и относительной влажности воздуха 50 +/- 20% при использовании. Архивные документы должны быть защищены от светового воздействия при использовании. Санитарно-гигиенический режим в архиве должен соответствовать требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При соблюдении противопожарного и санитарно-гигиенического режима архив должен руководствоваться следующими нормативными актами:

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";

СанПиН 2.2.4.1294-03. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.04.2003 N 64.

223

Архив должен информировать общественность о своей деятельности и хранящихся архивных документах через средства массовой информации, а также путем размещения и актуализации сведений, относящихся к его деятельности, в информационно-телекоммуникационных сетях

п. 50.3 Правил 2020

Архив осуществляет информирование общественности о своей деятельности и хранящихся архивных документах через средства массовой информации, а также путем размещения и актуализации сведений, относящихся к его деятельности, в информационно-телекоммуникационных сетях.

Руководству архива рекомендуется размещать сведения о своей деятельности и хранящихся в нем документах в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет. Желательно размещать и актуализировать информацию на интернет-портале "Архивы России", интернет-сайтах федеральных архивных учреждений и архивных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в состав которых в качестве структурных подразделений входят муниципальные архивы.

При подготовке информационного мероприятия рекомендуется разместить на сайте архива, уполномоченного органа в области архивного дела и делопроизводства (Росархива), уполномоченного органа в области архивного дела субъекта Российской Федерации информацию о предстоящем мероприятии с указанием его названия, формы, даты и места проведения. Размещается также приглашение к участию в мероприятии с формой анкеты для заявки, адресом электронной почты получателя заявки.

После того, как определены состав участников конференций, вебинаров, круглых столов и названия выступлений, в Интернете публикуется полная программа мероприятия.

По результатам мероприятия могут издаваться сборник тезисов докладов и сообщений, сборник статей с их одновременной публикацией на сайте архива.

По окончании мероприятия в Интернете рекомендуется размещать отчет о мероприятии, включающий освещение основных вопросов, обсуждавшихся в ходе мероприятия, перечень участников и аннотации их выступлений, фотоотчет, видеозаписи выступлений, дискуссий, экскурсий.

Для информирования общественности о мероприятиях рекомендуется вести страницы архива в социальных сетях.

Расценки на подготовку публикаций о проведенных информационных мероприятиях в печатных и электронных средствах массовой информации, на проведение теле- и радиопередач с использованием документов архива рекомендуется устанавливать на основе договора между архивом и средством массовой информации.

224

Архив должен вести учет использования архивных документов раздельно по формам использования на бумажном носителе и (или) в электронном виде

п. 51.1 Правил 2020

Архив должен вести раздельный учет форм использования архивных документов, в том числе заказов на копирование архивных документов, поступающих запросов, на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Учету подлежат все формы использования: исполнение запросов пользователей, копирование архивных документов, организация работы пользователей в читальном зале, публикация архивных документов, экспонирование архивных документов, организация информационных мероприятий. Каждая форма использования учитывается отдельно. По окончании года сведения первичных учетных форм по использованию документов анализируются и суммируются. Эта информация учитывается в годовых отчетах архива и при планировании работы архива на будущий год.