II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона

II. Описание цифровой инновации, которая планируется

к созданию, использованию или введению в употребление

в рамках экспериментального правового режима в сфере

цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2

статьи 2 Федерального закона

2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:

"авиационная безопасность", "авиационные работы", "беспилотная авиационная система", "беспилотное воздушное судно", "внешний пилот", "воздушное судно" и "пилотируемое воздушное судно" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;

"воздушное движение", "воздушное пространство класса C", "воздушное пространство класса G", "временный режим", "использование воздушного пространства", "маршрут полета", "местный режим", "нижнее воздушное пространство" и "пользователи воздушного пространства" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";

"руководство по летной эксплуатации", "руководство по производству полетов" - в значениях, определенных в Федеральных авиационных правилах "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128.

Для целей настоящей Программы также используются следующие понятия:

"дронопорт" - специальное техническое устройство, позволяющее в автоматизированном режиме выполнять операции взлета и посадки, подготовки к полету и послеполетного обслуживания беспилотного воздушного судна;

"линия C2" - радиолиния контроля и управления беспилотным воздушным судном, связывающая беспилотное воздушное судно с пультом дистанционного управления (внешним пилотом);

"линия C3" - радиолиния связи, контроля и управления, связывающая беспилотное воздушное судно с пультом дистанционного управления (внешним пилотом), эксплуатантом экспериментального правового режима и органами обслуживания воздушного движения;

"оператор экспериментального правового режима" - юридическое лицо, обеспечивающее в ходе реализации настоящей Программы координацию создания и эксплуатации инфраструктуры района экспериментального правового режима, внедрение и эксплуатацию цифровой платформы полетно-информационных сервисов беспилотных воздушных судов, допуск эксплуатантов беспилотных авиационных систем, указанных в подпункте "б" пункта 28 настоящей Программы, к полетам в районе экспериментального правового режима;

"район экспериментального правового режима" - территория, в рамках которой в соответствии с разделом VII настоящей Программы, устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Иннополисе (Республика Татарстан) (далее - экспериментальный правовой режим);

"реестр эксплуатантов экспериментального правового режима" - перечень эксплуатантов экспериментального правового режима, допущенных к выполнению предусмотренных настоящей Программой авиационных работ и воздушной перевозки грузов в рамках экспериментального правового режима;

"сертификат эксплуатанта беспилотных авиационных систем для экспериментального правового режима в г. Иннополисе (Республика Татарстан)" - документ, подтверждающий соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям настоящей Программы, выдаваемый оператором экспериментального правового режима с учетом положений специального регулирования, подлежащих обязательному применению в рамках экспериментального правового режима, установленных разделом IX настоящей Программы;

"система управления безопасностью полетов" - обеспечиваемая оператором экспериментального правового режима система, предназначенная для сбора и анализа данных о факторах опасности, оценки степени риска, хранения этих данных, формирования рекомендаций по улучшению безопасности полетов беспилотных воздушных судов на основании анализа собранных данных;

"экспертная организация" - юридическое лицо, осуществляющее техническое освидетельствование беспилотной авиационной системы на предмет наличия и функционирования оборудования наблюдения, идентификации и связи, обязательного для применения в районе экспериментального правового режима, в соответствии с требованиями согласно приложению N 1, контроль наличия учетного номера, нанесенного в установленном порядке на борт беспилотного воздушного судна, а также оценку годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации и выдачу акта допуска беспилотной авиационной системы к эксплуатации в районе экспериментального правового режима (далее - акт допуска беспилотной авиационной системы к эксплуатации) по форме согласно приложению N 2;

"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие на законных основаниях беспилотной авиационной системой;

"эксплуатант экспериментального правового режима" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов экспериментального правового режима.

3. В настоящее время авиационные работы и коммерческие воздушные перевозки грузов с применением беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее с использованием дронопортов, не осуществляются по следующим причинам:

наличие перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима (далее - цифровая инновация);

отсутствие нормативно-правового и нормативно-технического регулирования в сфере применения дронопортов, а именно требований, указанных в подпункте "з" пункта 21 настоящей Программы.

4. Цифровая платформа полетно-информационных сервисов (далее - цифровая платформа) представляет собой комплекс программно-аппаратных средств, интегрированных при наличии возможности с системой предоставления планов полетов по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и телефонной сети связи общего пользования, внедренной федеральным государственным унитарным предприятием "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", содержащий набор интерфейсов для ведения реестра эксплуатантов экспериментального правового режима, формирования перечней субъектов экспериментального правового режима, их беспилотных авиационных систем, заявок на выполнение полетов и фактически выполненных полетов, осуществления анализа планируемых и совершенных полетов, фиксации операций с беспилотными воздушными судами и возможностью использования электронной подписи. Цифровая платформа осуществляет информационное обеспечение и координацию полетов беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве с помощью следующих сервисов:

сервис информирования об эксплуатации беспилотных авиационных систем;

картографический сервис;

сервис обеспечения безопасности перемещения беспилотных воздушных судов;

сервис маршрутной информации;

метеорологический сервис;

подсистема симуляции полетов и предиктивной отработки сценариев полетов;

аэронавигационное обслуживание.

5. В рамках настоящей Программы субъектами экспериментального правового режима в районе экспериментального правового режима применяются беспилотные авиационные системы в составе с беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее для выполнения авиационных работ и воздушной перевозки грузов в интересах органа местного самоуправления - Мэрии города Иннополиса Республики Татарстан (далее - Мэрия г. Иннополиса), иных заказчиков на территории г. Иннополиса (Республика Татарстан) (далее - г. Иннополис).

6. Цифровой инновацией является применение современных беспилотных авиационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, применяемых в бортовом оборудовании беспилотных воздушных судов и в наземных системах управления в составе беспилотных авиационных систем. Полетное задание формируется внешним пилотом.

Для создания цифровой инновации планируется:

организация сети распределенных дронопортов;

управление одним внешним пилотом группой беспилотных воздушных судов, выполняющих взлет и посадку на распределенные дронопорты и другие оборудованные площадки;

организация полетов беспилотных воздушных судов между распределенными дронопортами и другими оборудованными площадками, а также одиночных полетов с применением цифровой платформы;

интеграция информации, получаемой от бортовых систем беспилотных воздушных судов и пульта дистанционного управления беспилотных авиационных систем, в цифровую платформу для создания цифрового двойника беспилотных воздушных судов с целью разработки средств анализа и повышения безопасности;

удаленная идентификация беспилотных воздушных судов и пульта дистанционного управления, определение их местоположения в ходе выполнения полета, организация взаимодействия уполномоченных органов, Мэрии г. Иннополиса с внешним пилотом с использованием цифровой платформы для согласования и мониторинга заявок на использование воздушного пространства и полетов;

создание нового вида транспортного сервиса с применением беспилотных авиационных систем и распределенной сети дронопортов, который дополнит существующую схему выполнения авиационных работ и доставки грузов.

7. Выполнение аэрофотосъемочных работ с применением беспилотных авиационных систем является крайне востребованным сервисом. Преимущества, связанные с оперативностью и высокой точностью получаемых данных, высоко ценятся при выполнении таких работ, как обследование трубопроводов, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов. Использование беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, расширит возможности по предоставлению указанных работ за счет повышения автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.

Целевое состояние сервисов с применением беспилотных авиационных систем и распределенной сети дронопортов позволит сделать коммерчески привлекательным осуществление авиационных работ и воздушную перевозку грузов.

Выполнение указанных сервисов будет доступно непосредственно сразу после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску к эксплуатации беспилотных авиационных систем.

8. Применение цифровой инновации в рамках настоящей Программы осуществляется согласно следующему сценарию:

а) для выполнения авиационных работ и воздушных перевозок грузов с применением дронопортов эксплуатантом экспериментального правового режима размещается соответствующее стационарное оборудование на территории г. Иннополиса;

б) в цифровой платформе обществом с ограниченной ответственностью "РУСДРОНОПОРТ" отмечаются все точки базирования дронопортов, а также место (места) расположения центрального пульта дистанционного управления для управления сетью дронопортов;

в) основными задачами внешнего пилота являются дистанционная диагностика систем и агрегатов беспилотного воздушного судна, оценка его готовности к полету и выполнению конкретного вида авиационной работы с применением соответствующей полезной нагрузки, контроль за выполнением полета и корректировка полетного задания при изменениях воздушной обстановки или в особых случаях. Полетное задание для каждого беспилотного воздушного судна, базирующегося на дронопорте, формируется внешним пилотом с использованием программно-аппаратных средств пульта дистанционного управления. Внешним пилотом также вводится информация о предварительно сформированном полетном задании на цифровую платформу;

г) цифровая платформа в автоматическом или автоматизированном режиме обеспечивает процедуру получения разрешения Мэрии г. Иннополиса на выполнение полета беспилотного воздушного судна, авиационных работ и воздушных перевозок грузов над населенным пунктом в соответствии с требованиями пункта 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", а также процедуру получения разрешения на выполнение полетов от органов обслуживания воздушного движения. Цифровая платформа фиксирует и сохраняет результаты процедуры получения указанных разрешений и выдает их на пульт дистанционного управления по запросу внешнего пилота;

д) полетное задание, необходимые разрешения на выполнение которого получены, передается средствами беспроводной связи от пульта дистанционного управления на соответствующий дронопорт для его загрузки в беспилотное воздушное судно и на цифровую платформу;

е) в процессе выполнения полетного задания информация, поступающая от бортовых систем беспилотных воздушных судов и пульта дистанционного управления, передается на цифровую платформу, которая обеспечивает создание цифровых двойников беспилотных воздушных судов с целью выполнения предиктивного анализа конфликтов полетных заданий беспилотных воздушных судов, а также обеспечивает идентификацию беспилотных воздушных судов в полете в интересах Мэрии г. Иннополиса, уполномоченных органов. При необходимости организации взаимодействия Мэрии г. Иннополиса и уполномоченных органов с внешним пилотом такое взаимодействие также обеспечивается через цифровую платформу в виде уведомлений в личном кабинете внешнего пилота или уведомлений по электронной почте.

9. Внедрение указанной цифровой инновации позволит оптимизировать операции с применением беспилотных авиационных систем в городской среде, повысить безопасность полетов, сделать коммерчески привлекательными сервисные услуги по выполнению авиационных работ, связанных с обследованием инфраструктурных объектов, и воздушных перевозок грузов за счет повышения автономности и эффективности подготовки к полетам и обслуживания беспилотных воздушных судов, оптимизации планирования полетов, сокращения сроков получения необходимых разрешений.

Заказчики авиационных работ и воздушных перевозок грузов получат необходимое информационное обеспечение, позволяющее при необходимости осуществлять мониторинг хода выполнения операций.