Данный документ подлежит обязательному применению с 1 января 2024 года (Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2024 N ИС-аудит-69, Информация СРО ААС).

Необходимость дальнейших действий

11.18.Т. Аудитор должен оценить уместность ответных действий со стороны руководства клиента и, если применимо, со стороны лиц, отвечающих за его корпоративное управление.

11.18.П1. К числу факторов, которые следует принять во внимание при оценке уместности ответных мер со стороны руководства клиента и, если применимо, со стороны лиц, отвечающих за его корпоративное управление, относятся:

а) были ли ответные меры своевременными;

б) были ли факты несоблюдения или подозрения в несоблюдении НПА надлежащим образом расследованы;

в) предприняты или предпринимаются ли меры, направленные на то, чтобы устранить, исправить или уменьшить последствия несоблюдения НПА;

г) совершены или совершаются ли действия, направленные на то, чтобы остановить несоблюдение НПА, если оно еще не имело место;

д) приняты или принимаются ли меры, направленные на снижение риска повторного возникновения, например, дополнительные средства контроля или проведение обучения;

е) когда применимо, была ли информация о несоблюдении или подозрениях в несоблюдении НПА доведена до соответствующих уполномоченных органов, и, если доведена, было ли раскрытие информации надлежащим.

11.19.Т. С учетом ответных мер со стороны руководства клиента и, если применимо, лиц, отвечающих за его корпоративное управление, аудитор должен рассмотреть необходимость дальнейших действий в общественных интересах.

11.19.П1. Установление необходимости дальнейших действий, а также характер и масштаб таких действий обусловлены такими факторами, как:

- нормативно-правовая база;

- неотложный характер ситуации;

- распространенность ситуации в масштабах организации клиента;

- сохраняет ли аудитор уверенность в честности руководства клиента и, если применимо, лиц, отвечающих за его корпоративное управление;

- возможность повторного возникновения фактов несоблюдения или подозрений в несоблюдении НПА;

- существование надежных доказательств нанесения фактического или потенциального ущерба интересам организации, инвесторов, кредиторов, работников клиента или общественности.

11.19.П2. См. пункт 11.5.П1 Кодекса о соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации.

1.19.П3. Примерами обстоятельств, которые могут заставить аудитора усомниться в честности руководства клиента и, если применимо, лиц, отвечающих за его корпоративное управление, являются:

а) аудитор подозревает или имеет доказательства их участия или предполагаемого участия в несоблюдении НПА;

б) аудитор осведомлен о том, что они знают о таком несоблюдении НПА и в нарушение требований нормативных правовых актов не довели или не санкционировали доведение данной ситуации до сведения соответствующих уполномоченных органов в разумные сроки.

11.20.Т. При установлении необходимости, характера и масштаба дальнейших действий аудитор должен использовать профессиональное суждение. При этом аудитор должен рассмотреть вероятность того, что действующее рационально и осведомленное третье лицо, скорее всего, придет к выводу о том, что аудитор действовал надлежащим образом в общественных интересах.

11.20.П1. К дальнейшим действиям со стороны аудитора относятся:

а) доведение информации о ситуации до соответствующих уполномоченных органов даже в отсутствие требований нормативных правовых актов о таком действии;

б) если это не запрещено нормативными правовыми актами <6>, отказ от выполнения задания и от профессиональных взаимоотношений с клиентом.

--------------------------------

<6> В случае оказания услуги в соответствии с законодательством иностранных государств.

11.20.П2. Отказ от выполнения задания и от профессиональных взаимоотношений с клиентом не является заменой других действий, которые могут потребоваться для достижения целей аудитора в соответствии с положениями настоящего раздела. Однако аудитору следует определить, не установлены ли ограничения в отношении дальнейших действий, доступных аудитору. Если такие ограничения установлены, то отказ от выполнения задания может быть единственным возможным действием.

11.21.Т. Если аудитор отказался от профессиональных взаимоотношений с клиентом согласно пунктам 11.19.Т и 11.20.П1 Кодекса, то он должен по запросу предполагаемого аудитора в соответствии с пунктом 6.7.Т Кодекса предоставить все имеющие отношения к вопросу факты и иную информацию в отношении выявленного или подозреваемого несоблюдения НПА. За исключением случаев, когда это запрещено нормативными правовыми актами <7>, предшествующий аудитор должен представить указанную информацию даже в обстоятельствах, приведенных в подпункте "б" пункта 6.7.Т Кодекса, а именно, когда клиент не предоставляет или отказывается предоставить предшествующему аудитору разрешение на обсуждение дел клиента с предполагаемым аудитором.

--------------------------------

<7> В случае оказания услуги в соответствии с законодательством иностранных государств.

11.21.П1. Факты и иная информация к предоставлению - это те факты и иная информация, о которых, по мнению предшествующего аудитора, следует знать предполагаемому аудитору до решения вопроса о принятии аудиторского задания. В разделе 6 Кодекса рассматриваются вопросы взаимодействия с предполагаемым аудитором.

11.22.Т. Если предполагаемый аудитор не имеет возможности взаимодействовать с предшествующим аудитором, то он должен предпринять доступные и достаточные действия, чтобы получить информацию об обстоятельствах смены аудитора другими способами.

11.22.П1. Другие способы получения информации об обстоятельствах смены аудитора включают направление запросов третьим сторонам или сбор и изучение информации о высшем руководстве клиента или лицах, отвечающих за его корпоративное управление.

11.23.П1. Поскольку рассмотрение ситуации может потребовать комплексного анализа и суждений, аудитор может счесть необходимым:

а) провести внутренние консультации в своей организации;

б) получить консультацию юриста в целях понимания возможных профессиональных или правовых последствий совершения им определенных действий;

в) проконсультироваться на конфиденциальной основе с саморегулируемой организацией аудиторов или с уполномоченным федеральным органом в сфере аудита, Банком России.