12. Особенности осуществления проверок в 2022 - 2023 годах

12. Особенности осуществления проверок в 2022 - 2023 годах.

10 марта 2022 года принято постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), которым установлены ограничения (мораторий) на осуществление плановых и внеплановых проверок соблюдения обязательных требований в рамках видов государственного контроля, которые осуществляются в соответствии с Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ.

В декабре 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 N 2516 до конца 2023 года продлен срок действия моратория на проведение внеплановых проверок соблюдения обязательных требований.

В марте 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2023 N 372 до 2030 года продлен срок действия моратория на проведение плановых проверок соблюдения обязательных требований.

В соответствии с Законом N 248-ФЗ осуществляются: контроль в сфере деятельности субъектов естественных монополий; контроль за соблюдением законодательства о рекламе, а также контроль в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

В соответствии с Законом N 294-ФЗ осуществляются: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и контроль в сфере государственного оборонного заказа.

Требования Постановления N 336 не распространяются на осуществление государственного контроля в сфере осуществления иностранных инвестиций, государственного контроля в сфере закупок по Закону о контрактной системе и Закону N 223-ФЗ, а также на возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, ограничения, установленные Постановлением N 336, не распространяются на организацию и проведение (осуществление) государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 11 Постановления N 336).

В соответствии с пунктом 113 Постановления N 336 плановые проверки обязательных требований в рамках видов государственного контроля, которые осуществляются в соответствии с Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ до 2030 года проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

Вместе с тем плановые проверки в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства до 31 декабря 2023 года не проводятся, так как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 N 213 антимонопольный контроль осуществляется только в отношении объектов контроля с категориями умеренного и среднего риска.

Внеплановые проверки обязательных требований в рамках видов государственного контроля, которые осуществляются в соответствии с Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ, согласно пункту 3 Постановления N 336, проводятся только по поручениям Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или по поручению его заместителя (согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации), а также по требованию прокурора.

Положения Закона N 294-ФЗ до 31 декабря 2024 года включительно применяются к осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства (подпункт "е" пункта 1 части 1 статьи 263 Закона N 294-ФЗ).

Таким образом, требования, установленные Постановлением N 336, распространяются на осуществление антимонопольным органом государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

При этом в силу пункта 4 части 3, части 3.3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства, а также не распространяются на государственный контроль за экономической концентрацией.

В соответствии с главой 9 Закона о защите конкуренции производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства состоит, в том числе из следующих этапов:

- рассмотрение заявления о нарушении антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 39, статья 44 Закона о защите конкуренции);

- принятие решения по результатам рассмотрения заявления, в том числе решения о выдаче предупреждения (статья 39.1, пункт 3 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции) или о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 1 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции);

- рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства (статья 45 Закона о защите конкуренции);

- принятие решения (статья 49 Закона о защите конкуренции) и выдача предписания по итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции).

В силу изложенного положения Постановления N 336 не ограничивают право антимонопольных органов рассматривать заявления о нарушении антимонопольного законодательства, возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе в рамках рассмотрения дела запрашивать информацию в соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции), а также выдавать на основании принятых решений предписания по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и осуществлять контроль за исполнением предписаний.

Пунктом 10 Постановления N 336 допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом и профилактических мероприятий, включая объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в установленных законом случаях, в связи с чем не ограничивается возможность направления ФАС России и ее территориальными органами предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в порядке статьи 25.7 Закона о защите конкуренции.

В рамках возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с осуществлением контроля за соблюдением антимонопольного законодательства необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 9 Постановления N 336 в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Закона N 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.

Ограничения, установленные пунктом 9 Постановления N 336, не распространяются на возбуждение дел об административных правонарушениях, связанных с осуществлением контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Также положения пункта 9 Постановления N 336 не ограничивают право антимонопольных органов возбуждать дела об административных правонарушениях, если оценка соблюдения требований, нарушение которых образует событие правонарушения, не относится к предмету видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (например, неисполнение предписания антимонопольного органа, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.5 КоАП, неисполнение административного наказания, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.25 КоАП и др.).