13.2.1. Данные о результатах осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства

13.2.1. Данные о результатах осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства.

Ключевые результаты деятельности антимонопольных органов за соблюдением антимонопольного законодательства отражаются в ежегодном Докладе о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2022 год размещен на официальном сайте ФАС России в сети "Интернет" по ссылке: https://fas.gov.ru/documents/689041.

Общее количество нарушений антимонопольного законодательства в 2022 году снизилось на 9,8% в сравнении с 2021 годом, при этом в 1 полугодии 2023 года по сравнению с 1 полугодием 2022 года также снизилось число нарушений на 13%.

При этом количество нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции за указанный период снизилось на 17,6%.

Количество нарушений антимонопольного законодательства, выявленных в ходе рассмотрения дел по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, субъектами естественных монополий в 2022 году по сравнению с 2021 годом снизилось на 2%.

Также наблюдается снижение количества нарушений статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции в 2022 году по сравнению с 2021 годом на 2,2% и статей 11 - 11.1 Закона о защите конкуренции - на 11,2% за указанный период.

За 2022 год антимонопольными органами было выдано 2 019 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, из которых 89% исполнено. За 1 полугодие 2023 года антимонопольными органами выдано 994 предупреждения.

Кроме того, в целях обобщения практики антимонопольного законодательства и разъяснения его применения в 2022 году были утверждены разъяснения Президиума ФАС России от 29.09.2022 N 22 "Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за предоставлением государственных или муниципальных преференций".

Разъяснения призваны оказать содействие подконтрольным субъектам в организации эффективной деятельности по предупреждению нарушений обязательных требований, а также обеспечить формирование одинакового понимания положений антимонопольного законодательства у всех участников контрольно-надзорной деятельности.

Всего за 2022 год юридическим и физическим лицам дано 4294 разъяснения антимонопольного законодательства, за 6 месяцев 2023 года - 1820.

Следует отметить, что в 2022 - 2023 годах наблюдается активное развитие института антимонопольного комплаенса.

Целями антимонопольного комплаенса являются:

- предупреждение нарушений антимонопольного законодательства;

- ослабление степени мер административного воздействия, применимого к подконтрольному субъекту;

- достижение идеального соответствия деятельности подконтрольного субъекта нормам антимонопольного законодательства;

- следование принципам законности и прозрачности ведения хозяйственной деятельности.

В 2022 году ФАС России продолжена работа по совершенствованию практики применения антимонопольного комплаенса.

В государственном секторе в 29 федеральных органов исполнительной власти приняты акты об антимонопольном комплаенсе, при этом в 85 субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти приняты соответствующие акты. В 82 субъектах Российской Федерации ведется работа по утверждению карт комплаенс-рисков.

В 78 субъектах Российской Федерации в 2022 году органами местного самоуправления в инициативном порядке приняты акты о внедрении антимонопольного комплаенса, а также в 76 субъектах Российской Федерации органами местного самоуправления проводится работа по разработке и утверждению карт комплаенс-рисков и планов мероприятий по снижению комплаенс-рисков.

В 2022 году с момента внедрения этого института (в марте 2020 года) в ФАС России поступило 97 заявлений о согласовании комплаенса от компаний, ведущих предпринимательскую деятельность практически на всех товарных рынках.

Проведенный анализ поступивших обращений за период действий антимонопольного комплаенса показывает стабильную заинтересованность хозяйствующих субъектов в его внедрении, вместе с тем также фиксируются типовые проблемы при разработке и внедрении программ антимонопольного комплаенса.

Наиболее часто акты (проекты актов) об антимонопольном комплаенсе не соответствуют общим требованиям антимонопольного законодательства (более 20% от числа нарушений). Также отмечается отсутствие требований к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства (пункт 1 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции) - более 19,6%; лиц, ответственных за функционирование системы антимонопольного комплаенса (пункт 5 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции) - 17,7%; конкретных мер, направленных на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции) - 17,6%.

Меньшее количество нарушений хозяйствующие субъекты допускают в части определения порядка ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом (внутренними актами) (пункт 4 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции), при этом не указывая меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием антимонопольного комплаенса (пункт 3 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции).

При этом в ряде актов (проектах актов) выявляются два и более нарушений.

В 2022 и 2023 годах приняты следующие нормативные правовые акты, подготовленные ФАС России:

1) Федеральный закон от 16.02.2022 N 11-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Законом предусмотрено расширение "иммунитетов" в рамках применения антимонопольных запретов на субъекты малого и среднего предпринимательства, согласно которому хозяйствующий субъект не может быть признан доминирующим, если его годовая выручка не превышает 800 млн руб.

Аналогичные изменения внесены в закон, регулирующий торговую деятельность.

2) Федеральный закон от 06.03.2022 N 41-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий возможность уплаты административного штрафа в половинном размере за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.

Благодаря внесенным изменениям обеспечено стимулирование добровольной уплаты административных штрафов, назначенных в качестве наказания за заключение и участие в антиконкурентных соглашениях, а также предупреждение совершения таких нарушений в будущем.

3) Федеральный закон от 01.04.2022 N 82-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Водного кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О защите конкуренции", предусматривающий изменение порядка осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных ресурсов.

Закреплена норма о том, что государственный контроль за экономической концентрацией в области использования водных объектов осуществляется в соответствии с Законом о защите конкуренции, предусматривающим общие правила осуществления государственного контроля за экономической концентрацией для всех видов деятельности, в том числе в области использования водных объектов.

4) Федеральный закон от 05.12.2022 N 500-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", направленный на повышение эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий.

В Законе о защите конкуренции теперь прямо предусмотрено право антимонопольного органа при проведении проверок получать объяснения, установлен порядок получения таких объяснений.

Также установлен порядок подачи хозяйствующими субъектами заявления о заключении ограничивающих конкуренцию соглашений или об осуществлении ими ограничивающих конкуренцию согласованных действий в целях смягчения административной ответственности или освобождения от административной ответственности.

5) Также во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 618 и поручений Правительства Российской Федерации внесены изменения в Закон о защите конкуренции и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (пятый антимонопольный пакет).

Федеральным законом от 10.07.2023 N 301-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" внесены изменения, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики, установлены специальные механизмы защиты потребителей и бизнеса от злоупотреблений со стороны цифровых монополий.

До принятия данного закона в антимонопольном законодательстве отсутствовали специальные нормы и критерии, при наличии которых хозяйствующий субъект, владеющий цифровой платформой, признавался занимающим доминирующее положение.

Теперь в Законе о защите конкуренции установлена совокупность условий, при наличии которых владелец цифровой платформы должен соблюдать запреты статьи 10 Закона о защите конкуренции. Одним из таких условий является установление антимонопольным органом того обстоятельства, что сетевые эффекты дают цифровой платформе возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара.

В частности, в Закон о защите конкуренции введено новое понятие "сетевой эффект", под которым понимается свойство товарного рынка, отражающее изменение потребительской ценности цифровой платформы в зависимости от количества продавцов и покупателей, пользующихся такой платформой. Сетевые эффекты служат серьезным барьером для входа на рынок новых цифровых платформ.

При этом положения указанного федерального закона не распространяются на небольшие цифровые платформы (малый и средний бизнес), поскольку прямо устанавливается неприменение антимонопольных запретов к компаниям с выручкой до 2 млрд. руб.

Кроме того, усовершенствован порядок принятия антимонопольным органом решений при рассмотрении сделок в рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией:

- введено очное рассмотрение ходатайств о совершении сделок с участием заинтересованных сторон;

- для заявителей по сделкам установлено право заявлять о добровольных обязательствах для обеспечения конкуренции на рынке. Подобный механизм в настоящее время уже реализуется на практике, например, в виде обязательств по сдерживанию уровня наценок в торговых сетях.

Также благодаря внесенным в антимонопольное законодательство изменениям расширен институт экспертизы: возможность привлечь эксперта теперь предусматривается при рассмотрении сделок экономической концентрации, а также в рамках контроля за исполнением предписаний.

Изменения были также внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сложившаяся практика выявления сговоров на торгах демонстрирует возрастающую роль информационных систем, цифровых инструментов и информации, содержащей цифровые "следы", при доказывании ограничивающих конкуренцию соглашений, в связи с чем Федеральным законом от 04.08.2023 N 426-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено усиление административной ответственности за заключение соглашений, реализуемых с использованием "цифровых" алгоритмов.

Так, примечание к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнено новым обстоятельством, отягчающим административную ответственность - использование лицом, совершившим административное правонарушение, в целях исполнения ограничивающего конкуренцию соглашения, ответственность за заключение которого предусмотрена частями 1 и 2 настоящей статьи, программы для электронных вычислительных машин, позволяющей осуществлять принятие решений (совершение действий), направленных на исполнение такого соглашения, в автоматическом режиме (без участия человека).

Кроме того, введена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа в случае, если ранее лицо было привлечено к административной ответственности за невыполнение этого решения, предписания и антимонопольным органом были установлены новые сроки исполнения решения, предписания.

Указанные изменения в Закон о защите конкуренции и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вступили в силу с 1 сентября 2023 года и позволят повысить эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных "цифровых" рынков, создать правовые механизмы противодействия злоупотреблениям рыночной властью "цифровыми монополиями".