13.2.2. Данные о результатах осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)

13.2.2. Данные о результатах осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов).

В сфере тарифного регулирования ФАС России проведена активная работа по выявлению нарушений в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в целях недопущения необоснованного роста тарифов как для потребителей регулируемых услуг, так и в целях обеспечения собираемости необходимой валовой выручки в обоснованном размере для регулируемых организаций, что благоприятно сказалось на обеспечении бесперебойности и качества предоставляемых ими услуг.

Доклад о правоприменительной практике в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) в 2022 году размещен на официальном сайте ФАС России по ссылке: https://fas.gov.ru/documents/688983.

В рамках совершенствования тарифного регулирования ФАС России осуществляется активная законотворческая и нормотворческая работа.

Так, в 2022 году принят Федеральный закон от 07.10.2022 N 391-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", разработанный ФАС России.

Законом введена процедура досудебного рассмотрения споров по установленным регулируемыми органами тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по аналогии с другими сферами, в которых осуществляется государственное регулирования цен (тарифов).

Потребность введения указанной процедуры в сфере обращения с ТКО обусловлена большим количество жалоб на обоснованность тарифов в данной сфере, поступающих в ФАС России (100 в 2020 г., 75 в 2021 г.).

Указанный закон позволит повысить эффективность восстановления прав регулируемых организаций и их потребителей, нарушенных ввиду установления экономически необоснованных цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО.

Также Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.02.2023 N 163 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543", разработанное ФАС России, которым Положение о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) изложено в новой редакции, существенно изменяющей порядок указанного контроля.

Положение содержит детальную регламентацию порядка осуществления контроля (надзора). Так, новое положение содержит подробное описание контрольных мероприятий (документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований) и действий (осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов), определяет сроки проведения контрольных мероприятий, а также подробно раскрывает каждый этап контрольного мероприятия (от приказа о проведении контрольного мероприятия до акта по итогам контрольного мероприятия). Указанное Положение существенно повлияет на качество и эффективность контрольно-надзорных мероприятий в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

ФАС России усилен контроль за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), в том числе во взаимодействии с правоохранительными органами.

После снятия моратория на контрольно-надзорные мероприятия, действовавшего большую часть 2022 года, ФАС России в короткие сроки проведена активная работа в данном направлении, что отражено в нижеследующих статистических данных:

- проведены 8 проверок;

- выдано 48 предписаний об устранении региональными органами регулирования нарушений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и 8 приказов об отмене решений об установлении тарифов.

Общий объем финансовых средств, исключенных в соответствии с предписаниями и приказами ФАС России в 2022 году, составил 3 584 532,91 тыс. руб. При этом часть предписаний 2022 года региональным органам тарифного регулирования необходимо было исполнить при установлении тарифов на 2023 год. Сумма исключения при регулировании на 2023 год составила 9,2 млрд. рублей экономически необоснованных денежных средств.