II. Порядок оформления (прекращения) допуска к государственной тайне

II. Порядок оформления (прекращения) допуска

к государственной тайне

16. Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне (при замещении которых или исполнении полномочий по которым гражданам необходим допуск к государственной тайне), определяется номенклатурой должностей работников, допускаемых к государственной тайне (форма 3) (далее - номенклатура должностей).

17. Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением организации (территориально обособленного подразделения организации) с участием руководителей структурных подразделений организации и подписывается руководителем режимно-секретного подразделения организации (территориально обособленного подразделения организации).

Номенклатура должностей разрабатывается в соответствии со штатом (штатным расписанием) (при наличии) и полученными от руководителей структурных подразделений обоснованными предложениями о необходимости оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме с учетом должностных (специальных, функциональных) обязанностей и (или) характера выполняемых работ со сведениями, составляющими государственную тайну, со ссылкой на пункты действующего в организации развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Номенклатура должностей территориально обособленного подразделения организации, по месту расположения которого осуществляются работы со сведениями, составляющими государственную тайну, разрабатывается в установленном настоящими Правилами порядке отдельно от номенклатуры должностей организации.

18. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей (полномочий), в том числе должности работников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть максимально ограничено.

Форма допуска к государственной тайне руководителя организации, руководителя режимно-секретного подразделения организации (лица, на которого возлагается исполнение функции руководителя режимно-секретного подразделения) должна соответствовать наивысшей степени секретности проводимых в организации работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, содержащихся в документах, на других носителях (изделиях), находящихся на хранении.

19. Номенклатура должностей организации (территориально обособленного подразделения) направляется на согласование в 2 экземплярах в соответствующий орган безопасности по месту проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну. В сопроводительном письме о направлении номенклатуры должностей на согласование в орган безопасности указываются:

а) сведения о лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (дата выдачи, наименование органа безопасности, выдавшего лицензию, срок ее действия и номер (кроме организаций, не подлежащих лицензированию);

б) информация о допуске руководителя организации (и территориально обособленного подразделения) и руководителя режимно-секретного подразделения к государственной тайне (форма допуска к государственной тайне, дата проведения органами безопасности проверочных мероприятий, кем и когда допущены);

в) сведения о согласовании предыдущей номенклатуры должностей (изменений, внесенных в номенклатуру) (номер и дата согласования, наименование органа безопасности, согласовавшего номенклатуру должностей);

г) количество должностей, предусмотренных в предыдущей номенклатуре должностей для оформления допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей формам, причины увеличения или снижения количества указанных должностей в новой номенклатуре должностей;

д) количество работников организации, допущенных к государственной тайне, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, за год.

20. Номенклатура должностей утверждается руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом не позднее месяца со дня ее поступления в организацию после согласования с органом безопасности.

21. Изменения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости в порядке, установленном для подготовки номенклатуры должностей.

Номенклатура должностей перерабатывается и подлежит утверждению в порядке, установленном для ее подготовки, не реже 1 раза в 5 лет.

В обязательном порядке номенклатура должностей перерабатывается и утверждается в следующих случаях:

ввод в действие и получение нового развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию, пункты которого указываются в номенклатуре должностей (при изменении степени секретности сведений, являющихся обоснованием необходимости допуска к государственной тайне);

внесение в номенклатуру должностей значительных (более 30 процентов) изменений.

Изменения в номенклатуру должностей вносятся и направляются на согласование в соответствующий орган безопасности не позднее 2 месяцев со дня наступления одного из указанных случаев.

22. Номенклатура должностей и изменения к ней хранятся в режимно-секретном подразделении не менее 3 лет после утверждения новой номенклатуры должностей.

23. Форма допуска гражданина к государственной тайне должна соответствовать форме допуска к государственной тайне, предусмотренной номенклатурой должностей.

При включении должности в номенклатуру должностей (изменении формы допуска к государственной тайне по должности в номенклатуре должностей) оформление гражданину допуска к государственной тайне (изменение формы допуска к государственной тайне) осуществляется в срок не позднее 2 месяцев со дня утверждения номенклатуры должностей (изменения номенклатуры должностей).

Изменение формы допуска гражданина к государственной тайне оформляется решением должностных лиц, указанных в пунктах 7 и 9 настоящих Правил, о чем проставляется соответствующая отметка в позиции 8 карточки допуска (форма 1). Повышение формы допуска к государственной тайне производится только при наличии в карточке допуска (форма 1) соответствующей отметки о проведении органами безопасности проверочных мероприятий, не прекратившей действие.

В случае изменения формы допуска гражданина к государственной тайне в орган безопасности, осуществляющий проверочные мероприятия, в срок не позднее месяца направляется уведомление о понижении или повышении формы допуска к государственной тайне, в котором указываются фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место его рождения, номер и форма допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий, а также на какую форму допуск к государственной тайне снижен (восстановлен). В случае включения в уведомление нескольких граждан их фамилии указываются в алфавитном порядке.

24. Подготовка материалов для оформления (переоформления) допуска гражданина к государственной тайне осуществляется кадровым подразделением (работником, ведущим кадровую работу) организации (далее - кадровое подразделение).

Направлять гражданина в режимно-секретное подразделение и органы безопасности по вопросам, связанным с оформлением допуска к государственной тайне, запрещается.

25. Гражданин, которому оформляется (переоформляется) допуск к государственной тайне, представляет в кадровое подразделение собственноручно заполненную и подписанную анкету (форма 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие указанные в анкете сведения о себе и близких родственниках (паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, военный билет, трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Форму и порядок получения указанной справки устанавливает Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне при поступлении на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности, вместо анкеты (форма 4) представляют собственноручно заполненную по установленной форме анкету поступающего на военную службу по контракту, в которой указываются сведения, предусмотренные в анкете (форма 4).

26. Кадровое подразделение:

а) сверяет сведения, указанные гражданином в анкете (форма 4), со сведениями, содержащимися в представленных документах;

б) уточняет при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете (форма 4);

в) проверяет, размещены ли на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о гражданине в реестре иностранных агентов, и по результатам производит соответствующую запись в анкете (форма 4);

г) доводит до гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, нормы законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающие ответственность за нарушение указанного законодательства и ограничения его прав, предусмотренные статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", а также знакомит его с положениями статьи 21.2 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", о чем у гражданина берется соответствующая подписка (форма 2).

27. Анкета гражданина, которому оформляется (переоформляется) допуск к государственной тайне, подписывается работником кадрового подразделения, заверяется печатью организации (при наличии печати) и вместе с подпиской (форма 2) и копией справки об отсутствии медицинских противопоказаний передается в режимно-секретное подразделение.

28. Режимно-секретное подразделение:

а) разрабатывает рекомендации для кадрового подразделения по вопросам, связанным с оформлением (переоформлением) допуска граждан к государственной тайне;

б) запрашивает карточки допуска (дубликаты карточек допуска) (форма 1) в режимно-секретных подразделениях тех организаций, в которых оформляемые на работу (службу) граждане работают (служат) (работали (служили) в течение последних 5 лет);

в) анализирует материалы, представляемые кадровым подразделением и полученные из режимно-секретных подразделений с прежних (других) мест работы (службы) граждан, которым оформляется (переоформляется) допуск к государственной тайне, в том числе и на предмет наличия оснований для отказа гражданину в допуске к государственной тайне, и результаты докладывает руководителю организации;

г) оформляет, учитывает и хранит карточки допуска (дубликаты карточек допуска) (форма 1);

д) хранит анкеты (форма 4) граждан, которые в организации допускаются к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, подписки (копии подписок) (форма 2) и копии справок об отсутствии медицинских противопоказаний;

е) осуществляет контроль за исполнением установленных требований по допуску граждан к государственной тайне;

ж) осуществляет учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и справок о допуске (форма 6);

з) проводит инструктаж граждан, допущенных к государственной тайне.

29. Для проведения проверочных мероприятий организация направляет в соответствующий орган безопасности на каждого гражданина следующие документы:

а) письмо с обоснованием необходимости оформления (переоформления) допуска гражданина к государственной тайне, в котором указываются:

должность, на которую оформляется (которую занимает) гражданин, ее порядковый номер в номенклатуре должностей, дата и номер согласования номенклатуры должностей, количество работников, допускаемых к государственной тайне и допущенных к государственной тайне по указанной должности. При оформлении допуска руководителя режимно-секретного подразделения и руководителя организации, впервые допускающейся к работам с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в случае если в организации отсутствует номенклатура должностей), кратко отражается характер планируемых работ или документов, с которыми планируется ознакомление, и указывается степень их секретности со ссылкой на пункты развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию;

причина переоформления допуска к государственной тайне (в случае переоформления допуска к государственной тайне);

информация о представлении гражданином справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну (номер, дата выдачи, организация, ее выдавшая);

обоснование принятия руководителем организации решения об оформлении допуска к государственной тайне гражданина, в отношении которого имеются основания для отказа в допуске к государственной тайне (в этом случае указываются имеющиеся основания и письмо подписывается руководителем организации);

б) анкета (форма 4), заполненная гражданином не ранее чем за месяц до направления материалов в орган безопасности;

в) карточка допуска (форма 1), зарегистрированная в журнале учета карточек допуска (форма 7);

г) учетная карточка (форма 8) (количество экземпляров согласовывается с органом безопасности, проводящим проверочные мероприятия);

д) списки сведений о гражданине, которому оформляется (переоформляется) допуск к государственной тайне, и его родственниках (форма 9) (количество экземпляров согласовывается с органом безопасности, проводящим проверочные мероприятия).

30. В дополнение к документам, указанным в пункте 29 настоящих Правил, в орган безопасности могут направляться анкетные данные гражданина в электронном виде по установленной этим органом безопасности форме.

Документы, не соответствующие требованиям настоящих Правил, возвращаются органом безопасности для доработки. Документы могут быть возвращены органом безопасности также в случае, если анкета гражданина не поддается прочтению. При этом органы безопасности могут запрашивать в организациях дополнительные документы (материалы), необходимые для проведения проверочных мероприятий.

31. Одновременное направление в органы безопасности документов для оформления допуска нескольких лиц к государственной тайне, рассматриваемых на замещение одной должности, не допускается, кроме случая проведения конкурса на замещение вакантной должности, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Организация, проводящая конкурс, в установленном порядке направляет в орган безопасности документы одновременно на всех кандидатов, допущенных к участию в конкурсе. Результаты проверочных мероприятий орган безопасности сообщает руководителю организации, проводящей конкурс. После проведения конкурса по соответствующему запросу орган безопасности высылает карточку допуска (форма 1) на гражданина, ставшего победителем конкурса, с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий. Карточки допуска (форма 1) остальных кандидатов возвращаются без отметок органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и уничтожаются в установленном порядке.

32. Карточка допуска (форма 1) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером допуска к государственной тайне возвращается в организацию.

При простановке органами безопасности отметки о проведении проверочных мероприятий предыдущая отметка (при наличии) становится недействительна.

33. На граждан, которым оформляется допуск к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, оформляется карточка допуска (форма 1), которая регистрируется в журнале учета карточек допуска (форма 7). Регистрация таких карточек может осуществляться отдельно от карточек допуска (форма 1), оформленных на граждан, допущенных к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

34. Решение о допуске гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки допуска (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации (при наличии печати).

Решение о допуске гражданина, назначаемого на должность, предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, вступает в силу при назначении гражданина на указанную должность.

35. После оформления допуска к государственной тайне режимно-секретное подразделение знакомит гражданина с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих обязанности работника, допущенного к сведениям, составляющим государственную тайну, и регламентирующих порядок работы с такими сведениями, о чем гражданин производит в подписке (форма 2) соответствующую запись, и подписка (копия подписки) (форма 2) передается в кадровое подразделение для приобщения к личному делу гражданина.

36. Карточка допуска (форма 1) хранится в режимно-секретном подразделении.

В случае если карточка допуска (форма 1) гражданина не хранится в территориально обособленном подразделении организации, по месту расположения которого гражданин осуществляет работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в адрес этого подразделения направляется письмо (уведомление), заверенное печатью организации (при наличии печати), в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

37. При оформлении карточки допуска (форма 1) гражданам, замещающим должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, в позиции 8 производится запись с указанием номера и даты акта Президента Российской Федерации об утверждении указанного перечня. Оформление и хранение указанной карточки допуска (форма 1) осуществляются организацией, в ведении которой находится организация, где гражданин замещает должность, включенную в перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне.

После оформления гражданам, замещающим должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий в орган безопасности по месту расположения организации, где гражданин замещает такую должность, в срок не позднее месяца направляется учетная карточка (форма 8), на обороте которой указываются номер и дата оформления допуска к государственной тайне.

38. При оформлении карточки допуска (форма 1) сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы, депутату законодательного органа субъекта Российской Федерации, судье, а также главе муниципального образования в позиции 7 производится отметка "В соответствии со статьей 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" проверочные мероприятия не проводились.". Указанная запись удостоверяется подписью руководителя режимно-секретного подразделения и печатью организации (при наличии печати).

После оформления сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы, депутату законодательного органа субъекта Российской Федерации, судье или главе муниципального образования допуска к государственной тайне в орган безопасности по месту их работы в срок не позднее месяца направляется учетная карточка (форма 8), на обороте которой указываются номер и дата оформления допуска к государственной тайне.

Место хранения карточек допуска (форма 1) на глав муниципальных образований определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Место хранения карточек допуска (форма 1) на судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов и мировых судей определяется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

39. При оформлении допуска к государственной тайне адвокату, участвующему в судопроизводстве по делу, содержащему сведения, составляющие государственную тайну, а также гражданину, являющемуся участником уголовного судопроизводства по делу, содержащему сведения, составляющие государственную тайну (далее - участник судопроизводства), карточка допуска (форма 1) не заводится и номер допуска к государственной тайне не присваивается. Решение о допуске адвоката или участника судопроизводства к государственной тайне оформляется после дачи им соответствующей подписки записью в материалах соответствующего дела, которая заверяется подписью должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями, и печатью организации (при наличии печати). Подписка адвоката или участника судопроизводства приобщается к материалам этого дела.

После оформления адвокату или участнику судопроизводства допуска к государственной тайне по первой или второй форме в орган безопасности по месту оформления адвокату или участнику судопроизводства допуска к государственной тайне в срок не позднее месяца направляется учетная карточка (форма 8), на обороте которой указываются дата оформления допуска к государственной тайне, организация, в которой оформлен допуск к государственной тайне, должностное лицо, которое приняло решение о допуске к государственной тайне, а также номер дела, к материалам которого адвокат или участник судопроизводства получил доступ.

40. После оформления (переоформления) гражданину, у которого имеются (возникли) основания для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил, допуска к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий в орган безопасности по месту расположения организации в срок не позднее месяца направляется учетная карточка (форма 8), на обороте которой указываются номер допуска к государственной тайне, дата решения о допуске гражданина к государственной тайне, а также имеющиеся у гражданина основания для отказа в допуске.

41. На гражданина, которому в организации оформляется допуск к государственной тайне, заводится одна карточка допуска (форма 1). В другую организацию указанная карточка пересылается по письменному запросу.

Вместо направленной в другую организацию карточки допуска (форма 1) (дубликата карточки допуска) гражданина, допуск к государственной тайне которого в организации не прекращен, оформляется справка о допуске (форма 6), которая хранится в режимно-секретном подразделении и после возврата карточки допуска (форма 1) (дубликата карточки допуска) уничтожается.

Новая карточка допуска (форма 1) заводится только в случае, если ранее заведенная карточка была уничтожена в установленном настоящими Правилами порядке.

Карточка допуска (форма 1), заведенная на гражданина при оформлении ему допуска к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в другие организации не пересылается.

При отсутствии в позициях карточки допуска (форма 1) места для соответствующих записей в установленном порядке заполняется новый бланк карточки допуска (форма 1), который учитывается как дополнительный лист к имеющейся карточке допуска (форма 1). При этом на новом бланке заполняются позиции 1, 2 и учетный номер, производятся заверяющие записи, указывается номер листа, а в графе "Примечание" журнала учета карточек допуска (форма 7) - количество листов в карточке допуска (форма 1).

42. Организация, оформившая допуск к государственной тайне гражданам, состоящим на воинском учете, направляет в соответствующие военные комиссариаты по их запросам уведомления о форме допуска к государственной тайне, его номере, дате окончания проведения проверочных мероприятий, наименовании органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также сведения о фактах переоформления или прекращения допуска к государственной тайне.

43. Если в течение 6 месяцев после проведения проверочных мероприятий решение о допуске гражданина к государственной тайне не принято, а также в случае, если в течение указанного срока гражданин не был назначен на должность, предусматривающую наличие допуска к государственной тайне, отметка о проведении проверочных мероприятий органами безопасности в карточке допуска (форма 1) становится недействительной (допуск к государственной тайне гражданина прекращается), о чем в позиции 7 карточки допуска (форма 1) руководителем режимно-секретного подразделения производится соответствующая отметка, при этом карточка допуска (форма 1) хранится 5 лет.

В этом случае в орган безопасности, проводивший проверочные мероприятия, в срок не позднее месяца направляется уведомление, в котором указываются фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место его рождения, номер и форма допуска к государственной тайне и дата окончания проведения проверочных мероприятий. В случае включения в указанное уведомление нескольких граждан их фамилии указываются в алфавитном порядке.

44. Допуск к государственной тайне граждан, которые уволились из организации или закончили обучение в образовательной организации (прекратили исполнение обязанностей (полномочий), связанных с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну), переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, должности, которые исключены из номенклатуры должностей (форма 3), прекращается.

В случае завершения организацией работ со сведениями, составляющими государственную тайну (окончания действия договора на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну), допуск к государственной тайне сотрудников такой организации прекращается.

Если в течение 6 месяцев после прекращения допуска гражданина к государственной тайне решение о его допуске не принято вновь, отметка о проведении проверочных мероприятий органами безопасности в карточке допуска (форма 1) становится недействительной, о чем в позиции 7 карточки допуска (форма 1) руководителем режимно-секретного подразделения производится отметка.

45. Уведомление о прекращении допуска гражданина к государственной тайне направляется в соответствующий орган безопасности по месту расположения организации по истечении 6 месяцев после прекращения допуска гражданина к государственной тайне. В случае если карточка допуска (форма 1) была направлена в другую организацию до истечения 6 месяцев после прекращения допуска гражданина к государственной тайне, такое уведомление может быть направлено ранее указанного срока.

В уведомлении о прекращении допуска гражданина к государственной тайне указываются фамилия, имя, отчество гражданина, дата и место его рождения, номер и форма допуска, дата окончания проведения проверочных мероприятий и дата прекращения допуска к государственной тайне, а также информация о недействительности отметки органа безопасности о проведении проверочных мероприятий или о направлении его карточки допуска (форма 1) в другую организацию. В случае включения в указанное уведомление нескольких граждан их фамилии указываются в алфавитном порядке.

Уведомления о прекращении допусков по третьей форме, оформленных без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в органы безопасности не направляются.

46. При получении из органа безопасности уведомления о вынесении заключения о нецелесообразности допуска гражданина к государственной тайне руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом в установленном настоящими Правилами порядке принимается решение об отказе в допуске (прекращении допуска) гражданина к государственной тайне, за исключением случаев, установленных федеральным законом или Президентом Российской Федерации.

Об отказе в допуске (прекращении допуска) к государственной тайне в 10-дневный срок информируется соответствующий орган безопасности по месту расположения организации.

47. В случае возникновения обстоятельств (получения информации о возникновении обстоятельств), которые в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил могут послужить основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне, в установленном порядке принимается решение о прекращении допуска гражданина к государственной тайне или целесообразности допуска гражданина к государственной тайне. До принятия решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

При принятии решения о целесообразности допуска гражданина к государственной тайне допуск к государственной тайне переоформляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

О принятом решении о прекращении допуска гражданина к государственной тайне в связи с возникновением обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в 10-дневный срок информируется соответствующий орган безопасности по месту расположения организации.

48. В случаях, предусмотренных пунктами 46 и 47 настоящих Правил, в позицию 10 карточки допуска (форма 1) гражданина вносятся соответствующая запись и (или) реквизиты уведомления (при наличии).

В указанных случаях при принятии руководителем организации (уполномоченным им должностным лицом) решения о прекращении допуска гражданина к государственной тайне отметка о проведении органами безопасности проверочных мероприятий (при наличии) становится недействительной, о чем в позиции 7 карточки допуска (форма 1) руководителем режимно-секретного подразделения производится отметка.

49. Прекращение допуска гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки допуска (форма 1), которая заверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью организации (при наличии печати).

50. После прекращения допуска к государственной тайне карточка допуска (форма 1) и подписка (копия подписки) (форма 2) хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

Карточка допуска (форма 1), заведенная на гражданина при оформлении ему допуска к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, и подписка (копия подписки) (форма 2) хранятся в режимно-секретном подразделении 1 год после прекращения допуска к государственной тайне, после чего уничтожаются в установленном порядке.

Карточка допуска (форма 1) и подписка (форма 2) граждан, которые умерли, не хранятся и уничтожаются в установленном порядке.

51. В случае если при прекращении допуска гражданина к государственной тайне принято решение об ограничении его в праве на выезд из Российской Федерации, предусмотренное статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", или срок указанного ограничения по ранее принятому в организации такому решению не истек, заполняется позиция 5 карточки допуска (форма 1), где указываются реквизиты принятого решения, наименование организации, должностное лицо которой приняло такое решение, и срок действия ограничения.