1. Особенности организации ППЭ и аудиторий

1. В ППЭ, организованных на базе образовательной организации, медицинской организации, определяется специализированная (отдельная) аудитория(-и) для проведения экзаменов для участников экзаменов.

Возможно создание отдельных "опорных" ППЭ с оптимальными условиями проведения экзамена для участников экзаменов по определенным нозологическим группам или ограничениям по здоровью, оборудованных соответствующими специальными техническими средствами.

2. Рекомендуется организовывать специализированные (отдельные) аудитории для участников экзаменов следующих категорий нозологических групп:

а) слепых, поздноослепших, слабовидящих, владеющих шрифтом Брайля;

б) слабовидящих;

в) глухих;

г) слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных;

д) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

е) с расстройствами аутистического спектра;

ж) с тяжелыми нарушениями речи (при проведении ГИА-9);

з) с задержкой психического развития (при проведении ГИА-9);

и) иных категорий участников экзамена, которым требуется создание особых условий (диабет, онкология, астма и др.).

Особенности распределения участников экзаменов по аудиториям при проведении ГИА-9 в форме ГВЭ и при проведении ГИА-11 в форме ГВЭ по русскому языку представлены в Методических рекомендациях по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2024 году, Методических рекомендациях по организации и проведению государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования в 2024 году.

Допускается нахождение в одной аудитории участников экзаменов, относящихся к разным нозологическим группам <1>.

--------------------------------

<1> Например, в одной аудитории могут находиться слабослышащие участники экзамена и участники экзамена с тяжелыми нарушениями речи, слабослышащие участники экзамена и участники экзамена с расстройствами аутистического спектра.

3. Специализированные (отдельные) аудитории для проведения экзаменов оборудуются средствами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять видеозапись без трансляции проведения экзаменов в сети "Интернет" (в режиме "офлайн") <2>.

--------------------------------

<2> При проведении ГИА-9: в случае если ОИВ было принято решение об оборудовании ППЭ средствами видеонаблюдения.

При проведении ГИА-11: аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения без трансляции проведения экзаменов в сети "Интернет" по согласованию с Рособрнадзором. Информацию о количестве и характеристике таких аудиторий ОИВ направляет в Рособрнадзор для последующего согласования.

4. ППЭ и аудитории, предоставляемые для проведения экзаменов, должны быть оборудованы в соответствии с нозологической группой участников экзаменов и в соответствии с условиями, учитывающими состояние их здоровья, особенности психофизического развития, в том числе в соответствии с рекомендациями ПМПК:

а) для участников экзаменов, выполняющих по желанию письменную ЭР на компьютере, - компьютерами, не имеющими выхода в сеть "Интернет" и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету;

б) для глухих, слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных - звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования <3>;

--------------------------------

<3> Например, собственными индивидуальными средствами слухопротезирования.

в) для слепых, поздноослепших, слабовидящих, владеющих шрифтом Брайля, - специальными принадлежностями для оформления ЭР рельефно-точечным шрифтом Брайля;

г) для слабовидящих участников экзамена - устройствами для копирования ЭМ в увеличенном размере <4>, увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство), индивидуальным равномерным освещением не менее 300 люкс <5>;

--------------------------------

<4> Копирование ЭМ в увеличенном размере осуществляется в день экзамена в присутствии члена(-ов) ГЭК.

<5> Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки.

д) с нарушениями опорно-двигательного аппарата - специализированная (отдельная) аудитория в ППЭ должна находиться на первом этаже <6>. В специализированной (отдельной) аудитории должны быть специальные кресла, медицинские лежаки - для участников экзаменов, которые не могут долго сидеть (при необходимости), специальными периферическими устройствами ввода (ножная мышь, роллер, джойстик, головная мышь и др.) (при необходимости).

--------------------------------

<6> В ППЭ, организованных на базе образовательных организаций, имеющих доступную среду для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (подъемники, лифты), специализированная (отдельная) аудитория может быть организована выше первого этажа.

5. Количество рабочих мест в каждой аудитории определяется в зависимости от категории нозологической группы, в том числе в зависимости от используемых участниками экзаменов специальных технических средств.

6. В аудиториях должны быть предусмотрены места для ассистентов.

7. Рекомендуется размещать в аудитории не более 5 участников экзамена, сдающих экзамен с помощью ассистента. В случае распределения в аудиторию более 5 участников экзамена, сдающих экзамен с помощью ассистента, должны быть обеспечены условия проведения экзамена с учетом того, что ассистенты не будут мешать и (или) отвлекать других участников экзамена от выполнения ЭР.

8. При проведении экзаменов по нескольким учебным предметам в один день в соответствии с единым расписанием ГИА допускается рассадка в одну специализированную (отдельную) аудиторию участников экзаменов не более чем по двум разным учебным предметам <7>.

--------------------------------

<7> При этом количество участников экзамена по каждому учебному предмету определяется исходя из общей площади аудитории и с учетом того, что участники экзаменов и (или) их ассистенты не будут мешать и (или) отвлекать других участников экзаменов от выполнения ими ЭР.

9. Необходимо подготовить в нужном количестве напечатанные Инструкции для участников экзаменов, зачитываемые организаторами в аудиториях перед началом экзамена <8>, и Правила по заполнению бланков для глухих, позднооглохших, слабослышащих, кохлеарно имплантированных участников экзаменов, участников экзаменов с расстройствами аутистического спектра.

--------------------------------

<8> Предварительно следует заполнить отдельные пропуски по тексту указанной инструкции (например, плановая дата ознакомления с результатами и др.).

10. ОИВ принимает решение об организации работы Комиссии тифлопереводчиков в аудитории проведения экзамена в ППЭ после окончания экзамена или РЦОИ <9>.

--------------------------------

<9> В соответствии с организационно-технологической схемой проведения ГИА, принятой в субъекте Российской Федерации.

В ППЭ, в котором проводится экзамен для слепых, поздноослепших, слабовидящих участников экзаменов, владеющих шрифтом Брайля, а также осуществляет свою работу Комиссия тифлопереводчиков, количество членов ГЭК должно быть увеличено.

11. ППЭ может быть организован на дому по месту жительства участников экзаменов или на базе медицинской организации, в том числе санаторно-курортной, в которой проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Основанием для организации экзаменов на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации <10> и рекомендации ПМПК <11>.

--------------------------------

<10> О наличии заболевания, дающего право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому в соответствии с приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому" (зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2016, регистрационный N 42916).

<11> О необходимости организовать проведение ГИА-9, ГИА-11 на дому, а также поименованные специальные условия (при необходимости).

При организации ППЭ на дому, медицинской организации должны быть выполнены минимальные требования к процедуре и технологии проведения экзаменов.

В день проведения экзамена в ППЭ, организованном на дому, в медицинской организации, присутствуют руководитель ППЭ, организатор, член ГЭК, ассистент (при необходимости).

По решению ГЭК руководитель ППЭ, организатор, член ГЭК, ассистент (при необходимости) могут осуществлять:

а) при проведении ГИА-9: функциональные обязанности технического специалиста, специалиста по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экзаменатора-собеседника, эксперта, оценивающего выполнение лабораторных работ (например, член ГЭК может также выполнять функционал руководителя ППЭ, организатор может одновременно выполнять функции технического специалиста, ассистент может одновременно выполнять функции специалиста по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экзаменатора-собеседника);

б) при проведении ГИА-11: функциональные обязанности технического специалиста, экзаменатора-собеседника (например, организатор, который может одновременно выполнять функции технического специалиста, экзаменатора-собеседника).

Лица, привлекаемые к проведению экзаменов в ППЭ на дому, в медицинской организации, прибывают в указанный ППЭ не ранее 09:00 по местному времени.

Для участников экзаменов необходимо организовать рабочие места с учетом состояния их здоровья, а также рабочие места для всех работников ППЭ, организованного на дому, в медицинской организации.

При проведении ОГЭ, ЕГЭ по учебным предметам "Иностранные языки" (устная часть), КЕГЭ в связи с тем, что данные экзамены являются высокотехнологичными и предполагают обязательное использование компьютерной техники со специализированным программным обеспечением для демонстрации КИМ и записи устных ответов участников экзаменов необходимо обеспечить следующий минимальный набор оборудования:

а) компьютер (ноутбук), имеющий выход в сеть "Интернет", с настроенным доступом к личному кабинету ППЭ, отвечающий требованиям к такому компьютеру, указанным в Методических рекомендаций по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2024 году;

б) компьютер (ноутбук), не имеющий выхода в сеть "Интернет", с установленным программным обеспечением "Станция записи ответов" и подключенной гарнитурой (для ЕГЭ по учебным предметам "Иностранные языки", устная часть), Станция КЕГЭ (для КЕГЭ) и "Станция организатора" актуальной версии с подключенным лазерным принтером;

в) в случае если в ППЭ на дому/в медицинской организации производится сканирование материалов экзамена, на компьютер, не имеющий выхода в сеть "Интернет", также должна быть установлена станция Штаба ППЭ и подключен сканер.

Для данного ППЭ необходимо провести процедуры технической подготовки и контроля технической готовности в установленные сроки. Указанные процедуры допустимо провести по месту расположения той организации, которой принадлежит используемая техника.

В качестве канала доступа к сети "Интернет" рекомендуется использовать USB-модем.