Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

II. Порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути

II. Порядок организации плавания судов в акватории

Северного морского пути

2. Организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом") в соответствии с пунктом 3 статьи 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим разделом.

Госкорпорация "Росатом" или подведомственная ей организация (далее - уполномоченный орган) обеспечивает организацию ледокольной проводки судов и проводку судов по маршрутам плавания судов в акватории Северного морского пути, а также разрабатывает маршруты плавания судов и осуществляет расстановку судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В акватории Северного морского пути действует разрешительный порядок плавания судов.

Судно, в отношении которого разрешение на плавание судна в акватории Северного морского пути (далее - разрешение) не получено в порядке, предусмотренном настоящим разделом, не может входить в акваторию Северного морского пути.

Разрешения выдаются уполномоченным органом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

3(1). Подтверждением выдачи разрешения является запись, внесенная уполномоченным органом в реестр разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути (далее - реестр), ведение которого обеспечивается уполномоченным органом.

Сведения, содержащиеся в реестре, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт уполномоченного органа) и являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

(п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

4. Для получения разрешения в уполномоченный орган судовладельцем, представителем судовладельца или капитаном судна (далее - заявитель) подается заявление, оформленное в электронном виде (файл в формате pdf), на русском языке и (или) английском языке (далее - заявление).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

В заявлении указываются данные о заявителе с указанием полного наименования и идентификационного номера судна, присвоенного Международной морской организацией (далее - идентификационный номер судна) (при наличии), а также фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя заявителя - юридического лица, контактного телефона, факса, адреса электронной почты (для юридического лица) либо фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя, контактного телефона, факса, адреса электронной почты (для физического лица, обратившегося с заявлением от собственного имени).

Заявление может подаваться с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая использование федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

5. К заявлению прилагаются следующие документы, оформленные в электронном виде (файл в формате pdf), на русском языке и (или) английском языке:

а) информация о судне и рейсе согласно приложению N 1;

б) копия классификационного свидетельства, выданного в установленном порядке организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов;

в) копия мерительного свидетельства;

г) копия свидетельства о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения с судов, выданного в соответствии с Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года, Протоколом 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) копия свидетельства, выданного организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, одобрившей проект разового перехода (перегона), подтверждающего возможность совершения перегона с указанием условий его совершения (для судна, осуществляющего перегон за пределами установленных для него районов и сезонов плавания);

е) копия руководства по штатной буксировке или проекта буксировки, одобренного организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (для буксируемых плавучих объектов в установленном для них районе плавания, включая буксируемые плавучие буровые установки);

ж) копия свидетельства судна полярного плавания, предусмотренного Международным кодексом для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярным кодексом) (для судов, к которым применятся указанный Международный кодекс);

з) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650;

(см. текст в предыдущей редакции)

и) копия договора на предоставление услуг по ледокольной проводке (для судов, в отношении которых такая проводка является обязательной согласно критериям допуска судов в акваторию Северного морского пути, предусмотренным приложением N 2 (далее - критерии допуска);

к) копия общего чертежа судна.

(пп. "к" введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

6. Для прогулочных яхт, маломерных судов, спортивных парусных судов дополнительно к заявлению и документу, указанному в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, прилагается копия судового билета (для прогулочных яхт, маломерных судов, спортивных парусных судов, плавающих под иностранным флагом, - копия документа, аналогичного судовому билету, выданного администрацией государства флага такого судна или признанной ею организацией).

7. Заявление с прилагаемыми в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящих Правил документами направляется заявителем не ранее чем за 120 календарных дней и не позднее чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты входа судна в акваторию Северного морского пути.

8. Заявление принимается к рассмотрению в день его поступления в уполномоченный орган, а если заявление поступило в выходной или нерабочий праздничный день, - в первый рабочий день, следующий за этим выходным или нерабочим праздничным днем.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней после принятия заявления к рассмотрению размещает информацию о нем (с указанием даты принятия заявления к рассмотрению) на официальном сайте уполномоченного органа.

(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Рассмотрение заявления с прилагаемыми к нему документами и принятие решения о выдаче разрешения (отказ в выдаче разрешения) осуществляются уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению.

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения в случае наличия одного либо нескольких из следующих оснований:

а) несоответствие судна критериям допуска;

б) непредставление заявителем копии договора на предоставление услуг по ледокольной проводке, если такая проводка является обязательной согласно критериям допуска;

в) в заявлении или приложенных к нему документах представлены неполные или недостоверные сведения;

г) заявление не подписано заявителем;

д) планируемый маршрут плавания судна (район работ) в акватории Северного морского пути и (или) период навигации находятся вне пределов районов и (или) сезонов эксплуатации судна, установленных организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов;

е) к заявлению приложен неполный комплект документов, предусмотренных настоящими Правилами, либо представлены недействительные документы.

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Утратил силу с 1 сентября 2023 года. - Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650.

(см. текст в предыдущей редакции)

13(1). В случае принятия уполномоченным органом решения о выдаче разрешения уполномоченный орган в день принятия такого решения вносит запись в реестр, которая содержит следующие сведения:

а) номер реестровой записи;

б) название судна, в отношении которого выдано разрешение;

в) флаг судна, в отношении которого выдано разрешение;

г) идентификационный номер судна (при наличии), в отношении которого выдано разрешение;

д) даты начала и окончания срока действия разрешения с учетом предполагаемых дат начала и окончания плавания судна в акватории Северного морского пути (срок действия разрешения не может превышать 365 календарных дней);

е) маршрут плавания (район работ) судна в акватории Северного морского пути;

ж) информация о необходимости ледокольной проводки судна в тяжелых, средних и легких типах ледовых условий с указанием периода (срока) навигации и района (районов) акватории Северного морского пути, в которых судно должно осуществлять плавание под проводкой ледокола согласно критериям допуска.

(п. 13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

14. В случае наличия оснований для отказа в выдаче разрешения, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, в срок, указанный в пункте 10 настоящих Правил, уполномоченным органом направляется на адрес электронной почты заявителя, указанный в заявлении, уведомление об отказе в выдаче разрешения, в котором указываются основания такого отказа.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявитель вправе повторно подать заявление в соответствии с пунктами 4 - 7 настоящих Правил после устранения явившихся основанием для отказа выдачи разрешения недостатков.

15. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Уполномоченный орган не позднее 2 рабочих дней после направления уведомления об отказе в выдаче разрешения размещает соответствующую информацию на официальном сайте уполномоченного органа.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Судно, в отношении которого выдано разрешение, не должно входить в акваторию Северного морского пути ранее даты начала действия этого разрешения и должно покинуть акваторию Северного морского пути не позднее даты окончания срока действия этого разрешения.

Если судно не может покинуть акваторию Северного морского пути до окончания срока действия разрешения, капитан судна немедленно информирует об этом уполномоченный орган с пояснением причин, по которым не может быть выполнено требование, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, и действует в соответствии с полученными указаниями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

17(1). Уполномоченный орган не позднее 72-го часа после получения им сведений, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "б" настоящего пункта, принимает решение о приостановлении действия разрешения, выданного в отношении судна, находящегося вне акватории Северного морского пути, на срок до 30 дней в следующих случаях:

а) фактические или прогнозируемые оценки типов ледовых условий, учитывающие требования положения о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с Госкорпорацией "Росатом", полученные уполномоченным органом от организаций Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с бортовых измерительных комплексов судов или на основании информации от капитанов судов, находящихся в районах маршрута судна, подтвержденной данными объективного контроля (дистанционное зондирование Земли, судовые и авиационные радиолокационные станции), посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", телефонной связи, а также связи, предусмотренной пунктом 31 настоящих Правил (далее - оценки типов ледовых условий), тяжелее типа ледовых условий, указанного в разрешении;

б) при фактических или прогнозируемых оценках типов ледовых условий ледокольная проводка судна возможна только методом буксировки "вплотную", а судно обладает особенностями конструкции корпуса (наличие носового бульба, форма носовых образований, выступающих элементов корпуса или конструкций, соотношение водоизмещений проводимого судна и ледокола), которые препятствуют буксировке таким методом.

(п. 17(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

17(2). Уполномоченный орган не позднее 72-го часа после получения им сведений, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "б" настоящего пункта, принимает решение о возобновлении действия разрешения, действие которого приостановлено в соответствии с пунктом 17(1) настоящих Правил, в следующих случаях:

а) при улучшении оценки типа ледовых условий до уровня, позволяющего судну безопасно следовать через указанные в разрешении районы акватории Северного морского пути способами ледового плавания, указанными в разрешении;

б) при улучшении оценки типа ледовых условий до уровня, позволяющего осуществлять ледокольную проводку судна способом, отличным от метода буксировки "вплотную".

(п. 17(2) введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

17(3). Уполномоченный орган не позднее 72-го часа после получения им сведений, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "б" настоящего пункта, принимает решение о внесении изменений в разрешение, выданное в отношении судна, находящегося в акватории Северного морского пути, в следующих случаях:

а) фактические или прогнозные оценки типов ледовых условий тяжелее типа ледовых условий, указанного в разрешении;

б) при фактических или прогнозируемых оценках типов ледовых условий ледокольная проводка судна возможна только методом буксировки "вплотную", а судно обладает особенностями конструкции корпуса (наличие носового бульба, форма носовых образований, выступающих элементов корпуса или конструкций, соотношение водоизмещений проводимого судна и ледокола), которые препятствуют буксировке таким методом.

(п. 17(3) введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

17(4). Уполномоченный орган по истечении 30 дней со дня принятия решения о приостановлении действия разрешения в соответствии с пунктом 17(1) настоящих Правил принимает решение о прекращении действия такого разрешения, если не имеется оснований для возобновления действия указанного разрешения.

(п. 17(4) введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

17(5). Уполномоченный орган в течение 2 часов после принятия решения о приостановлении, возобновлении, прекращении действия разрешения, о внесении в него изменений направляет капитану судна по адресу электронной почты, указанному в заявлении, уведомление о принятии такого решения, а в случае принятия решения о приостановлении действия разрешения - также информацию о причине принятия такого решения, предполагаемых сроках возобновления действия разрешения и указания о действиях, которые необходимо предпринять в целях обеспечения безопасности судна.

(п. 17(5) введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

17(6). Утратил силу с 1 сентября 2023 года. - Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650.

(см. текст в предыдущей редакции)

17(7). В случае принятия уполномоченным органом решения о приостановлении, возобновлении, прекращении действия разрешения, о внесении в него изменений соответствующая информация размещается уполномоченным органом в реестре в день принятия такого решения.

(п. 17(7) введен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

18. При следовании судна в акваторию Северного морского пути с запада за 48 часов до подхода к западной границе проливов Карские Ворота, Маточкин Шар или Югорский Шар либо до подхода к меридиану 68 градусов 35 минут восточной долготы (далее - западная граница), а при следовании судна в акваторию Северного морского пути с востока за 48 часов до подхода к параллели 66 градусов 05 минут северной широты и (или) к меридиану 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы (далее - восточная граница) или сразу после отхода из морского порта, расположенного вне акватории Северного морского пути (если время плавания судна после отхода из морского порта до западной или восточной границы составляет менее 48 часов), капитан судна сообщает уполномоченному органу о планируемом времени (московском) прибытия судна соответственно к западной или восточной границе, а также направляет следующую информацию:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) название судна;

б) идентификационный номер судна (при наличии);

в) порт (место) отхода судна, фактические дата и время (московское) отхода;

г) порт (место) назначения судна, предполагаемые дата и время (московское) прибытия;

д) осадка судна максимальная (в метрах);

е) тип и количество (в метрических тоннах) перевозимого груза (информация о буксируемом плавучем объекте);

ж) класс и количество (в метрических тоннах) перевозимого опасного груза (при наличии);

з) запас топлива с указанием типа топлива в метрических тоннах и количество суток, в течение которых судно может следовать без пополнения топлива, на момент направления информации;

и) запас пресной воды с учетом пополнения пресной воды от опреснительной установки судна (при наличии) на момент направления информации (указывается количество суток, в течение которых судно может следовать без пополнения запаса пресной воды);

к) запас продовольствия и других видов судового снабжения на момент направления информации (указывается количество суток, в течение которых судно может следовать без пополнения запаса продовольствия и других видов судового снабжения);

л) количество членов экипажа и пассажиров на судне;

м) сведения о повреждениях корпуса судна, неисправностях судовых машин, механизмов и (или) технических средств, иные факты, которые могут препятствовать безопасному плаванию и (или) ледокольной проводке судна в ледовых условиях (при наличии);

(пп. "м" в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

н) название, идентификационный номер буксируемых (толкаемых) судов (при наличии), иных плавучих объектов, тип и количество груза, количество членов экипажа и пассажиров на них (при наличии);

о) предполагаемые дата и время (московское) входа судна в акваторию Северного морского пути с указанием географических координат планируемого места пересечения границы Северного морского пути и планируемая дата окончания плавания в акватории Северного морского пути.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. При выходе судна из морского порта Российской Федерации, находящегося в акватории Северного морского пути (отходе от места совершения грузовых операций вне акваторий морских портов), капитан судна направляет в уполномоченный орган информацию, предусмотренную пунктом 23 настоящих Правил, с указанием планируемого времени (московского) выхода из акватории Северного морского пути, включая вход во внутренние водные пути, или планируемого времени прихода в морской порт, находящийся в акватории Северного морского пути (подхода к месту совершения грузовых операций вне акваторий морских портов), в зависимости от того, какое событие наступит раньше.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. При входе судна в акваторию Северного морского пути из внутренних водных путей Российской Федерации капитан судна направляет в уполномоченный орган информацию о дате и фактическом времени (московском) входа судна в акваторию Северного морского пути, географических координатах, а также информацию, предусмотренную пунктом 23 настоящих Правил, с указанием планируемого времени (московского) выхода из акватории Северного морского пути, включая вход во внутренние водные пути, или планируемого времени (московского) прихода в морской порт, находящийся в акватории Северного морского пути (подхода к месту совершения грузовых операций вне акваторий морских портов), в зависимости от того, какое событие наступит раньше.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. При входе судна в акваторию Северного морского пути капитан судна направляет в уполномоченный орган информацию о названии судна, идентификационном номере судна (при наличии), дате и фактическом времени (московском) входа судна в акваторию Северного морского пути, географических координатах, курсе и скорости судна на момент направления информации, а также о планируемом времени (московском) выхода из акватории Северного морского пути, включая вход во внутренние водные пути, или планируемом времени (московском) прихода в морской порт, находящийся в акватории Северного морского пути (подхода к месту совершения грузовых операций вне акваторий морских портов), в зависимости от того, какое событие наступит раньше.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. При выходе судна из акватории Северного морского пути, включая вход во внутренние водные пути, капитан судна направляет в уполномоченный орган информацию о названии судна, идентификационном номере судна (при наличии), фактической дате и времени (московском) выхода судна из акватории Северного морского пути, географических координатах, курсе и скорости судна на момент направления информации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. При приходе судна в морской порт Российской Федерации, находящийся в акватории Северного морского пути (подходе к месту совершения грузовых операций вне акваторий морских портов), капитан судна направляет в уполномоченный орган информацию о названии судна, идентификационном номере судна (при наличии), дате и времени (московском) прихода судна в морской порт с указанием названия морского порта (места совершения грузовых операций вне акваторий морских портов).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. При следовании судна в акватории Северного морского пути после пересечения западной или восточной границы и до выхода из акватории Северного морского пути один раз в сутки в 12.00 (московское время) капитан судна направляет в уполномоченный орган следующую информацию по состоянию на момент направления информации:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) название судна;

б) идентификационный номер судна (при наличии);

в) географические координаты судна (широта, долгота);

г) планируемые дата и время (московское) выхода судна из акватории Северного морского пути или планируемое время (московское) прихода судна в морской порт, находящийся в акватории Северного морского пути (подхода к месту совершения грузовых операций вне акваторий морских портов), в зависимости от того, какое событие наступит раньше;

д) курс судна (с точностью до одного градуса);

е) скорость судна (с точностью до одного узла);

ж) запас топлива с указанием типа топлива (в метрических тоннах);

з) запас пресной воды с учетом пополнения пресной воды от опреснительной установки судна (в метрических тоннах);

и) сведения о происшествиях с членом экипажа судна или пассажиром (при наличии);

к) сведения о повреждениях корпуса, неисправностях судовых машин, механизмов и (или) технических средств (при наличии);

л) иные сведения, относящиеся к безопасности мореплавания и защите морской среды от загрязнения с судов (при наличии);

м) температура воздуха в градусах Цельсия с точностью до градуса;

н) атмосферное давление (в миллибарах);

о) направление и скорость ветра с точностью до 10 градусов и одного метра в секунду;

п) видимость в морских милях с точностью до одной мили;

р) явления погоды (туман, дымка, дождь, снег и пр.);

с) температура забортной воды в градусах Цельсия с точностью до одного градуса;

т) наличие айсбергов, обломков и кусков айсбергов с указанием их координат, линейных размеров и направления дрейфа;

у) общая сплоченность льда по 10-балльной шкале, возраст льда с указанием частной сплоченности (для припайного льда указывается кодовое слово "припай");

ф) сжатие льдов (в баллах);

х) торосистость льда (в баллах);

ц) разрушенность льда (в баллах);

ч) наличие обледенения судна;

ш) ледовые явления как интенсивный дрейф, ледовая река;

щ) обнаружение неисправности или отсутствия средств навигационного оборудования, указанного на навигационной карте или в навигационном пособии.

25. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650.

(см. текст в предыдущей редакции)

26. В целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также в целях защиты морской среды в акватории Северного морского пути осуществляется ледовая лоцманская проводка судов.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 N 1650.

(см. текст в предыдущей редакции)