4. Подготовительный этап экспертно-аналитического мероприятия

4. Подготовительный этап

экспертно-аналитического мероприятия

4.1. Подготовительный этап экспертно-аналитического мероприятия состоит в предварительном изучении предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия (при необходимости определении, уточнении перечня объектов), определении целей и вопросов экспертно-аналитического мероприятия, критериев аудита в случаях, если необходимость их выбора или разработки предусмотрена соответствующими стандартами внешнего государственного аудита (контроля), методов, применяемых для его проведения.

(в ред. Постановления Коллеги Счетной палаты от 24.12.2021 N 15ПК)

Проведение подготовительного этапа экспертно-аналитического мероприятия направлено на снижение рисков проведения экспертно-аналитического мероприятия за счет:

сбора необходимых фактических данных и информации (материалов, документов) о предмете экспертно-аналитического мероприятия;

определения способов получения фактических данных и информации для формирования доказательств;

определения релевантных методов анализа фактических данных и информации.

Подготовительный этап экспертно-аналитического мероприятия начинается с даты, соответствующей дате начала проведения экспертно-аналитического мероприятия, указанной в поручении члена Коллегии Счетной палаты о проведении экспертно-аналитического мероприятия.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

4.2. Результатом подготовительного этапа экспертно-аналитического мероприятия являются утверждение программы (единой программы) проведения экспертно-аналитического мероприятия, подготовка рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия, направление уведомлений руководителям объектов экспертно-аналитического мероприятия о проведении экспертно-аналитического мероприятия.

(в ред. Постановления Коллегии от 23.04.2019 N 6ПК)

Предварительное изучение предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия должно обеспечить инспекторов и иных сотрудников аппарата Счетной палаты, участвующих в проведении экспертно-аналитического мероприятия, всей необходимой для подготовки программы проведения экспертно-аналитического мероприятия информацией. Предложение исключено. - Постановление Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК.

(в ред. Постановления Коллегии от 06.12.2018 N 17ПК)

4.3. Предварительное изучение предмета экспертно-аналитического мероприятия проводится на основе получаемых в ходе подготовительного этапа экспертно-аналитического мероприятия информации и материалов, а также результатов анализа нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в сфере предмета данного экспертно-аналитического мероприятия.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 14.04.2020 N 9ПК)

Информация о предмете экспертно-аналитического мероприятия при необходимости может быть получена путем направления в установленном порядке в адрес руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия, других государственных органов, иных организаций запросов Счетной палаты о предоставлении информации (в том числе в машиночитаемом виде), а также из информационно-аналитической системы удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации (далее - ИАС УВГА).

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 27.10.2023 N 18ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

Форма запроса Счетной палаты Российской Федерации о предоставлении информации приведена в приложении N 2.1 к Стандарту.

(в ред. Постановления Коллегии от 23.04.2019 N 6ПК)

4.4. Член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия, запрашивает у контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, федеральной территории или муниципального образования информацию о проводившихся ранее в отношении объекта экспертно-аналитического мероприятия контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях (с приложением копий отчетов, а также иных документов, оформленных по их результатам, если такие мероприятия проводились).

(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

При наличии указанной информации в ГИС ЕСГФК у контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, федеральной территории или муниципального образования такая информация не запрашивается.

(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

Форма запроса Счетной палаты Российской Федерации о предоставлении информации контрольно-счетными органами приведена в приложении N 2.2 к Стандарту.

(в ред. Постановления Коллегии от 23.04.2019 N 6ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

4.4(1). Если в процессе предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия выявлены факторы, препятствующие его проведению, указывающие на целесообразность или необходимость изменения перечня объектов (или их наименования) и (или) сроков экспертно-аналитического мероприятия, состава лиц, ответственных за его проведение, подготавливаются соответствующие обоснованные предложения о корректировке плана работы Счетной палаты, которые вносятся членом Коллегии Счетной палаты в порядке, установленном стандартом организации деятельности Счетной палаты СОД 6 "Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации".

(абзац введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

4.5. По результатам предварительного изучения предмета экспертно-аналитического мероприятия проводится анализ гипотез, сформулированных при подготовке годового плана работы Счетной палаты (при необходимости), определяются цели и вопросы программы проведения экспертно-аналитического мероприятия, а также выбираются или разрабатываются критерии аудита в случаях, если необходимость их выбора или разработки предусмотрена стандартами внешнего государственного аудита (контроля), объем необходимых работ (процедур).

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты от 24.12.2021 N 15ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

Цели экспертно-аналитического мероприятия должны формулироваться с учетом следующих требований:

понятность. Цели (их формулировки) ясны, не подвержены различным интерпретациям, содержат однозначно определяемые термины;

конкретность. Цели (их формулировки) позволяют получить однозначное представление об ожидаемых результатах, которые могут быть выражены количественно и (или) качественно;

достижимость. Цели определяются с учетом ресурсных и иных ограничений, рисков, влияющих на возможность их достижения.

Цели экспертно-аналитического мероприятия формулируются с учетом требований, установленных стандартами внешнего государственного аудита (контроля).

(п. введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

Цели экспертно-аналитического мероприятия должны определяться таким образом, чтобы по его результатам можно было сделать соответствующие им выводы и сформулировать предложения (рекомендации).

Состав целей экспертно-аналитического мероприятия определяется с учетом необходимости полного охвата предмета экспертно-аналитического мероприятия, а также целесообразности исследования аспектов предметной области, характеризующихся повышенным уровнем риска.

Формулировка цели должна содержать глагол "оценить", "исследовать", "проанализировать" и т.д. и может содержать часть исследуемого предмета ("оценить результативность...", "оценить соответствие..." и т.д.).

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 27.10.2023 N 18ПК)

По каждой цели экспертно-аналитического мероприятия определяется перечень вопросов, которые необходимо изучить и проанализировать в ходе проведения мероприятия.

Вопросы к каждой цели экспертно-аналитического мероприятия формулируются с учетом следующих требований:

необходимость. Все вопросы направлены на достижение цели экспертно-аналитического мероприятия;

достаточность. Совокупность вопросов обеспечивает возможность получения полной и исчерпывающей информации для достижения конкретной цели экспертно-аналитического мероприятия;

взаимоисключаемость. Отсутствуют вопросы, содержание которых частично или полностью повторяется.

Формулировки и содержание вопросов должны выражать действия ("проанализировать...", "оценить...", "исследовать..." и т.д.), которые необходимо выполнить для достижения целей мероприятия.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

4.5(1). По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия может составляться матрица подготовительного этапа (далее - матрица дизайна) <3(1)>. Решение о необходимости подготовки матрицы дизайна принимается руководителем мероприятия по согласованию с членом Коллегии Счетной палаты, ответственным за проведение мероприятия.

--------------------------------

<3(1)> Матрица дизайна - рабочий документ мероприятия, описывающий и увязывающий между собой гипотезы мероприятия, критерии аудита, методы сбора и анализа и их ограничения, предварительные результаты, выводы и рекомендации в развитие соответствующих целей и вопросов экспертно-аналитического мероприятия.

(сноска введена в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

Матрица дизайна в случае принятия решения о ее подготовке формируется в соответствии с методическим документом Счетной палаты по подготовке дизайна мероприятия и используется для подготовки программы и рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия.

(п. введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

4.5(2). К вопросам экспертно-аналитического мероприятия выбираются или разрабатываются критерии аудита, если необходимость выбора или разработки критериев аудита предусмотрена стандартами внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.

(абзац введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

4.6. По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия подготавливается программа проведения экспертно-аналитического мероприятия, которая подписывается руководителем экспертно-аналитического мероприятия и должна содержать:

основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия (пункт плана работы Счетной палаты);

предмет экспертно-аналитического мероприятия;

перечень объектов экспертно-аналитического мероприятия;

цель (цели) и вопросы экспертно-аналитического мероприятия;

критерии аудита к вопросам экспертно-аналитического мероприятия в случаях, если необходимость включения критериев в программу проведения экспертно-аналитического мероприятия предусмотрена соответствующими стандартами внешнего государственного аудита (контроля);

период, исследуемый в ходе экспертно-аналитического мероприятия;

сроки проведения мероприятия (в том числе сроки выезда на объекты);

состав участников экспертно-аналитического мероприятия (руководитель экспертно-аналитического мероприятия, руководители групп инспекторов, члены групп инспекторов, внешние эксперты (в случае необходимости выполнения внешним экспертом отдельных работ (процедур) непосредственно на объекте экспертно-аналитического мероприятия);

срок представления отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.

До утверждения проект программы проведения экспертно-аналитического мероприятия визируется директором департамента, из числа сотрудников которого определен руководитель экспертно-аналитического мероприятия.

Программу проведения экспертно-аналитического мероприятия утверждает член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия. В отсутствие аудитора Счетной палаты, ответственного за проведение экспертно-аналитического мероприятия, программу проведения экспертно-аналитического мероприятия утверждает заместитель Председателя Счетной палаты, а в его отсутствие - Председатель Счетной палаты.

Особенности утверждения членами Коллегии Счетной палаты программ (единых программ) проведения экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления Счетной палатой предварительного аудита формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и последующего контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также совместных и параллельных экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, экспертно-аналитических мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов, а также экспертно-аналитических мероприятий совместно или параллельно с высшими органами аудита других государств устанавливаются соответствующими стандартами Счетной палаты.

Форма программы проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 3 к Стандарту.

Проект программы проведения экспертно-аналитического мероприятия подготавливается с использованием КПС "ККМ СП-АУДИТ" на основании введенной в указанную систему информации, необходимой для организации проведения экспертно-аналитического мероприятия.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК, Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

4.7. В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более членов Коллегии Счетной палаты, подготавливается единая программа проведения экспертно-аналитического мероприятия, в которой в дополнение к содержанию программы, предусмотренному пунктом 4.6 Стандарта, также указываются:

(часть в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

члены Коллегии Счетной палаты, ответственные за проведение экспертно-аналитического мероприятия;

сроки представления членами Коллегии Счетной палаты материалов по результатам экспертно-аналитического мероприятия члену Коллегии Счетной палаты, отвечающему за организацию, проведение и обобщение результатов экспертно-аналитического мероприятия;

сроки обобщения результатов экспертно-аналитического мероприятия членом Коллегии Счетной палаты, отвечающим за организацию, проведение и обобщение результатов экспертно-аналитического мероприятия.

Подготовку проекта единой программы проведения экспертно-аналитического мероприятия организует член Коллегии Счетной палаты, отвечающий за организацию, проведение и обобщение результатов экспертно-аналитического мероприятия с учетом предложений других членов Коллегии Счетной палаты, ответственных за проведение данного экспертно-аналитического мероприятия.

(в ред. Постановления Коллегии от 08.11.2019 N 17ПК, в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

Единую программу проведения экспертно-аналитического мероприятия утверждает член Коллегии Счетной палаты, отвечающий за организацию, проведение и обобщение результатов данного мероприятия после согласования с другими членами Коллегии Счетной палаты, ответственными за его проведение.

(абзац введен Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

Форма единой программы проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 5 к Стандарту.

4.8. После утверждения программы (единой программы) проведения экспертно-аналитического мероприятия руководитель экспертно-аналитического мероприятия организует подготовку рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 15.12.2023 N 23ПК)

Рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия должен содержать перечень заданий для выполнения программы проведения мероприятия, распределенных между членами группы инспекторов, с указанием содержания работ (процедур) и сроков их исполнения.

Рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия не должен содержать сведений, составляющих государственную тайну.

Рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия подписывается руководителем мероприятия и доводится под расписку до сведения всех участников экспертно-аналитического мероприятия.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия руководитель экспертно-аналитического мероприятия определяет соответствие работы, выполняемой участниками экспертно-аналитического мероприятия, рабочему плану и программе проведения экспертно-аналитического мероприятия.

Форма рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 6 к Стандарту.

4.9. Программа (единая программа) проведения экспертно-аналитического мероприятия представляется в Департамент стратегического развития для регистрации до начала основного этапа экспертно-аналитического мероприятия.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)

При проведении экспертно-аналитического мероприятия, предусматривающего командирование сотрудников Счетной палаты, программа (единая программа) и изменения в программу (единую программу) проведения экспертно-аналитического мероприятия представляются в Департамент стратегического развития для регистрации не позднее 10 рабочих дней до даты выезда на объект экспертно-аналитического мероприятия.

Регистрация программы (единой программы) и изменений в программу (единую программу) проведения экспертно-аналитического мероприятия осуществляется Департаментом стратегического развития в системе автоматизации делопроизводства и электронного документооборота "Дело" не позднее следующего рабочего дня после ее представления в Департамент стратегического развития для регистрации.

(в ред. Постановления Коллегии от 23.04.2019 N 6ПК)

4.10. В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, предусматривающего выезд (выход) на объекты мероприятия, его участникам, включая внешних экспертов и иных привлекаемых к участию в проведении экспертно-аналитического мероприятия лиц, оформляются удостоверения на право проведения экспертно-аналитического мероприятия. Форма удостоверения на право проведения экспертно-аналитического мероприятия и порядок его оформления приведены в приложении N 18 к Стандарту.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты от 24.12.2021 N 15ПК)

4.11. Член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение мероприятия, до начала основного этапа экспертно-аналитического мероприятия уведомляет руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия о его проведении.

В уведомлении указываются наименование мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения мероприятия, состав группы исполнителей мероприятия и предлагается создать необходимые условия для проведения экспертно-аналитического мероприятия.

К уведомлению прилагаются:

копия утвержденной программы (единой программы) проведения экспертно-аналитического мероприятия (или выписка из программы);

перечень документов, которые должностные лица объекта мероприятия должны подготовить для представления лицам, участвующим в проведении мероприятия;

перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта мероприятия;

специально разработанные для данного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.

Форма уведомления о проведении экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 7 к Стандарту.

4.12. Член Коллегии Счетной палаты, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия, в течение трех рабочих дней со дня утверждения программы проведения экспертно-аналитического мероприятия, предусматривающего выезд (выход) на объекты мероприятия, информирует главных администраторов средств федерального бюджета о включении подведомственных им территориальных органов и (или) организаций в перечень объектов экспертно-аналитического мероприятия.

Форма уведомительного письма руководителям главных администраторов средств федерального бюджета о проведении экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении N 8 к Стандарту.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 24.12.2020 N 21ПК)