Приложение N 2

к приказу Минэкономразвития России

от 20 сентября 2023 г. N 661

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОСОБОГО РЕЖИМА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ,

СОЗДАННОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 10 ЯНВАРЯ

2006 Г. N 16-ФЗ "ОБ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ

В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий, подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления льгот резидентам Особой экономической зоны в Калининградской области (далее соответственно - резиденты ОЭЗ в Калининградской области, ОЭЗ в Калининградской области), связанных с применением специального правового режима ОЭЗ в Калининградской области, исходя из целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в ОЭЗ в Калининградской области.

2. Настоящая Методика используется в отношении следующих налоговых расходов, в том числе связанных с налогом на прибыль организаций (далее - налог на прибыль):

1) пониженные тарифы страховых взносов для резидентов ОЭЗ в Калининградской области (льгота, обусловливающая налоговый расход в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

2) освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость резидентов ОЭЗ в Калининградской области (льгота, обусловливающая налоговый расход в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 151 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

3) пониженная ставка налога на прибыль для резидентов ОЭЗ в Калининградской области при зачислении в бюджет субъекта Российской Федерации (льгота, обусловливающая налоговый расход в соответствии с пунктом 6, подпунктом 1 пункта 7 статьи 288.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

4) пониженная ставка налога на прибыль для резидентов ОЭЗ в Калининградской области при зачислении в федеральный бюджет (льгота, обусловливающая налоговый расход в соответствии с пунктом 6, подпунктом 2 пункта 7 статьи 288.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

5) пониженная ставка налога на имущество организаций для резидентов ОЭЗ в Калининградской области (льгота, обусловливающая налоговый расход в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 385.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации);

6) освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины резидентов ОЭЗ в Калининградской области (льгота, обусловливающая налоговый расход в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");

7) освобождение от уплаты утилизационного сбора транспортных средств, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории ОЭЗ в Калининградской области резидентами ОЭЗ в Калининградской области (льгота, обусловливающая налоговый расход в соответствии с абзацем четвертым пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

3. Оценка эффективности налоговых расходов включает в себя оценку целесообразности налоговых расходов и оценку результативности налоговых расходов.

4. При проведении оценки эффективности налоговых расходов, указанных в пункте 2 настоящей Методики, необходимо исходить из того, что такие налоговые расходы носят стимулирующий характер.

5. Оценка целесообразности налоговых расходов осуществляется по следующим критериям:

1) соответствие налоговых расходов целям государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 311 (далее - государственная программа);

2) востребованность плательщиками предоставленных льгот характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, имеющих право на их применение, за 5-летний период.

Налоговые расходы (льготы), указанные в пункте 2 настоящей Методики, способствуют достижению цели государственной программы - устойчивое функционирование организаций и предприятий региона и стабильность рынка труда в целях роста среднедушевых денежных доходов населения на уровне до 39,5 тыс. рублей к 2025 году (далее - цель). Для достижения цели государственной программы предусмотрено решение задачи по улучшению экономических условий для организаций и предприятий региона.

Востребованность плательщиками предоставления льгот (Вт) рассчитывается по формуле:

00000004.wmz

где:

Плл - численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, единиц;

Плп - общая численность плательщиков, имеющих право на применение льготы, единиц;

i - период расчета от 1 до 5 лет.

6. К общему количеству плательщиков с целью использования настоящей Методики в отношении налоговых расходов, указанных:

- в подпунктах 1 - 5 пункта 2 настоящей Методики, относится количество плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы с учетом реализуемого резидентом ОЭЗ в Калининградской области инвестиционного проекта. Общее количество плательщиков определяется на основании сведений из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области;

- в подпункте 6 пункта 2 настоящей Методики, относится количество плательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и имеющих право на получение льгот;

- в подпункте 7 пункта 2 настоящей Методики, относится количество плательщиков в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производств и потребления".

В случае если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 лет.

При проведении оценки эффективности налоговых расходов пороговое значение, при котором льгота является востребованной, не должно быть менее 50 процентов.

7. Налоговые расходы признаются целесообразными при одновременном соответствии обоим критериям целесообразности, указанным в пункте 5 настоящей Методики.

Если налоговые расходы не соответствуют хотя бы одному из критериев целесообразности, куратор налоговых расходов представляет в Минфин России предложения о сохранении (уточнении, отмене) льготы, обусловливающей налоговый расход, согласно информации, определенной пунктом 23 Правилами формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила).

8. В рамках настоящей Методики целевая категория налоговых расходов определена как стимулирующая. Налоговые расходы направлены на развитие предпринимательской, инвестиционной, инновационной деятельности и последующий рост поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

9. Оценка результативности налоговых расходов состоит из:

1) оценки вклада налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход, в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы;

2) оценки бюджетной эффективности;

3) оценки совокупного бюджетного эффекта.

10. Оценка вклада налоговой льготы, обусловливающей налоговый расход, для достижения цели государственной программы проводится агрегированно.

Для оценки вклада налоговой льготы в решение задачи по улучшению экономических условий для организаций и предприятий региона сопоставляется значение показателя "Инвестиции резидентов ОЭЗ в Калининградской области в основной капитал" со значением в аналогичном периоде, которое могло бы быть на территории Калининградской области, в случае если бы отсутствовали действующие льготы для резидентов ОЭЗ в Калининградской области.

Для сравнения значений показателей используется следующая формула:

В = Iс учетом льгот - Iбез учета льгот,

где:

В - вклад налоговых льгот в достижение показателя государственной программы, тысяч рублей;

Iс учетом льгот - общий объем капитальных вложений на территории Калининградской области, где расположена ОЭЗ в Калининградской области, с учетом льгот (за исключением капитальных вложений, осуществленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), получателей льготы в отчетном году, тысяч рублей;

Iбез учета льгот - общий объем капитальных вложений на территории Калининградской области, где расположена ОЭЗ в Калининградской области, с учетом льгот (за исключением капитальных вложений, осуществленных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), получателей льготы в случае отсутствия соответствующей льготы, тысяч рублей.

Значение Iбез учета льгот рассчитывается по формуле:

00000005.wmz

где:

Iбез учета льгот - объем осуществленных резидентами ОЭЗ в Калининградской области капитальных вложений в случае отсутствия налоговых льгот в отчетном году, тысяч рублей;

Ii - объем осуществленных i-м резидентом ОЭЗ в Калининградской области капитальных вложений по проекту в отчетном году, тысяч рублей;

di - сравнительный коэффициент рентабельности:

00000006.wmz

где:

Ai - показатель рентабельности (по операционной прибыли за вычетом всех налогов) для i-го резидента ОЭЗ в Калининградской области в случае отсутствия налоговых льгот в отчетном году, %;

AОКВЭД - показатель рентабельности (по операционной прибыли за вычетом всех налогов) по сопоставимому коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (к которому относится i-й резидент ОЭЗ в Калининградской области по основному виду деятельности) в среднем по Российской Федерации в отчетном году, %.

Оценка вклада налоговых льгот в достижение критерия результативности налоговых расходов эффективна, если вклад налоговых льгот в достижение критерия результативности налоговых расходов имеет положительное значение.

11. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы.

В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к государственной программе, учитываются субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки.

Оценка бюджетной эффективности налоговых расходов проводится агрегированно.

Показатель бюджетной эффективности налогового расхода (налоговой льготы) (Bj) рассчитывается как прирост показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов по следующей формуле:

Bj = Nj - Aj,

где:

Bj - соответствующий налоговый расход (налоговая льгота), тысяч рублей;

Nj - общий объем налоговых льгот по j-му налоговому расходу, полученный плательщиками, обеспечившими достижение показателя в отчетном году, тысяч рублей;

Aj - сумма средств федерального бюджета (государственная поддержка), направленная получателям по альтернативному для j-го налогового расхода (налоговой льготы) механизму поддержки, обеспечившим достижение показателя в отчетном году, тысяч рублей. Объем государственной поддержки может определяться как объем предоставленных налоговых льгот, скорректированный на коэффициент, учитывающий расходы на администрирование предоставления мер государственной поддержки.

Бюджетная эффективность налоговых расходов признается положительной при достижении Bj отрицательного или нулевого значения.

12. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов направлена на определение окупаемости налоговых расходов посредством увеличения налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от лиц, применивших налоговые льготы, обусловливающие налоговые расходы.

Расчет оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов производится в соответствии с пунктами 20 - 21 Правил.

13. По итогам оценки эффективности налоговых расходов куратором формируются выводы:

- о достижении целевых характеристик (критериев целесообразности) налоговых расходов;

- о вкладе налоговых расходов в достижение цели государственной программы;

- о наличии или отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы.

14. По результатам оценки эффективности налоговых расходов куратором формируется отчет, содержащий сведения о результатах оценки эффективности налоговых расходов, а также рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Минфину России о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленной плательщикам налоговых льгот.

Отчет представляется в виде электронной таблицы, содержащей данные из паспорта налоговых расходов, краткое описание результатов оценки эффективности налоговых расходов и рекомендации по результатам оценки эффективности налоговых расходов.

В соответствии с пунктом 23 Правил указанные сведения совместно с паспортами налоговых расходов Российской Федерации направляются в Минфин России ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта).

15. Все результаты оценки эффективности налоговых расходов должны соответствовать требованиям, определенным Правилами. Рекомендации по результатам оценки налоговых расходов включают обоснование необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговых льгот.