Приложение

ОТВЕТЫ

НА ПОСТУПИВШИЕ ОБРАЩЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПЛАТНЫХ

МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11.05.2023 N 736

Министерство здравоохранения Российской Федерации информирует о вступлении в силу с 01.09.2023 постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 N 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006" (далее соответственно - постановление, Правила).

Правила утверждены в соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и статьей 39.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).

Постановление направлено прежде всего на обеспечение разграничения условий предоставления платных медицинских услуг и оказания медицинской помощи гражданам бесплатно в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) и, следовательно, соблюдение прав как пациентов, так и медицинских работников. Так, Правилами регламентированы условия предоставления платных медицинских услуг (раздел II Правил), определена информация об исполнителе и предоставляемых им платных медицинских услугах, доводимая исполнителем до сведения потребителей (раздел III Правил), установлены порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг (раздел IV Правил), порядок предоставления платных медицинских услуг (раздел V Правил), особенности оказания медицинских услуг (выполнения работ) при заключении договора дистанционным способом (раздел VI Правил), а также ответственность исполнителя при предоставлении платных медицинских услуг (раздел VII Правил).

С учетом многочисленных обращений, поступающих в адрес Минздрава России, касающихся реализации отдельных положений Правил, направляем ответы на поступившие обращения.

1. Следует отметить, что Правила (пункт 8) в соответствии с частью 5 статьи 84 Федерального закона N 323-ФЗ устанавливают право медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальные программы), оказывать платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий, территориальными программами и (или) целевыми программами, в следующих случаях:

назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлены жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также не закупаемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не закупаемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и не подлежащих оплате в рамках программы государственных гарантий и территориальной программы;

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях при отсутствии медицинских показаний к установлению индивидуального поста медицинского наблюдения;

б) анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, которые предусмотрены статьей 21 Федерального закона N 323-ФЗ, а также за исключением оказания медицинской помощи в экстренной форме.

2. Медицинская помощь при предоставлении платных медицинских услуг организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи (пункт 10 Правил).

В соответствии с пунктом 2.1 части 1 статьи 79 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские организации обязаны обеспечивать оказание медицинскими работниками медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, а также создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи. Указанное рекомендуется зафиксировать в локальном акте медицинской организации, регламентирующем порядок и условия предоставления платных медицинских услуг в медицинской организации.

В случае превышения объема выполняемого стандарта медицинской помощи и увеличения размера оплаты медицинских услуг, установленного договором, на каждую дополнительную платную медицинскую услугу, оказываемую сверх объема выполняемого стандарта медицинской помощи, так же, как и в случае необходимости предоставления на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, медицинской организации необходимо заключить дополнительное соглашение к договору либо оформить новый договор с указанием конкретных дополнительных медицинских услуг и их стоимости, если иное не оговорено в основном договоре (абзац второй пункта 27 Правил).

3. Медицинским организациям, в том числе предоставляющим платные медицинские услуги, расходы, связанные с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме, возмещаются в порядке и размерах, которые установлены территориальными программами (пункт 10 части 2 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ).

4. Пунктом 11 Правил предусмотрено, что платные медицинские услуги должны соответствовать номенклатуре медицинских услуг, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации, и могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, а также в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи, по письменному согласию потребителя и (или) заказчика.

Следует отметить, что номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н, является нормативным правовым актом, который прошел процедуру государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (07.11.2017, регистрационный N 48808) (далее - Номенклатура).

Кроме того, Номенклатура в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" включена в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467, что также указывает на то, что Номенклатура в настоящее время содержит обязательные требования и должна соблюдаться при оказании медицинскими организациями медицинских услуг.

В случае, если медицинская услуга является комплексной, то возможно указание несколько кодов медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре.

5. Договор может быть заключен посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (дистанционный способ заключения договора) (пункт 42 Правил, пункт 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации). Чтобы заключить такой договор, исполнитель (медицинская организация) должен ознакомить потребителя и (или) заказчика с предложенным описанием медицинской услуги. Информация, которую нужно разместить на главной странице сайта исполнителя в сети "Интернет" (или ссылку на нее) для возможности ознакомления с ней потребителя при заключении договора дистанционным способом, перечислена в пункте 43 Правил.

Договор с потребителем и (или) заказчиком считается заключенным со дня оформления потребителем и (или) заказчиком соответствующего согласия (акцепта), в том числе путем совершения действий по выполнению условий договора, включая внесение частично или полностью оплаты по договору с учетом положений статей 16.1 и 37 Закона N 2300-1 (пункт 45 Правил).

Идентификация потребителя (заказчика) в целях заключения и (или) исполнения договора, заключенного дистанционным способом, может осуществляться в том числе с помощью федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (абзац первый пункта 47 Правил).

Свое согласие (акцепт) потребитель и (или) заказчик подписывает электронной подписью (простой, усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной). Уполномоченное лицо медицинской организации подписывает договор усиленной квалифицированной электронной подписью (абзац второй пункта 47 Правил).

Потребитель и (или) заказчик может отказаться от исполнения договора, заключенного дистанционным способом, тем же способом, который использовали при его заключении (пункт 49 Правил). То есть в этом случае медицинская организация не вправе требовать у потребителя и (или) заказчика предоставления собственноручного заявления об отказе от исполнения договора.

Информацию о том, по какой форме и каким способом можно направить обращение (жалобу) в органы государственной власти и организации, необходимо разместить на сайте медицинской организации в сети "Интернет", а также указать почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба). В случае если такая информация не предоставлена, потребитель и (или) заказчик вправе направить обращение (жалобу) в любой форме и любым способом (пункт 21 Правил).

При этом следует учитывать, что при заключении договора дистанционным способом потребитель и (или) заказчик могут направить исполнителю в любой форме и любым, включая дистанционный, способом требования, в том числе при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной платной медицинской услуги), а медицинская организация обязана принять эти требования, в том числе в электронном виде (дистанционным способом) (пункт 50 Правил).

При предъявлении потребителем и (или) заказчиком требований, в том числе при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной платной медицинской услуги), исполнитель рассматривает и удовлетворяет заявленные требования (направляет отказ в удовлетворении заявленных требований) в сроки, установленные для удовлетворения требований потребителя Законом N 2300-1 (пункт 21 Правил).

Медицинской организации следует хранить договор в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об архивном деле (Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации") (пункт 25 Правил).

При предоставлении платных медицинских услуг анонимно рекомендуется либо разработать отдельную форму договора с потребителями и (или) заказчиками, которым платные медицинские услуги предоставляются анонимно, либо в стандартном договоре фиксировать сведения о потребителе с его слов (подпункт "б" пункта 23 Порядка).

Следует учитывать, что исходя из закрепленного частью 2 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ права родителей и иных законных представителей давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 Федерального закона N 323-ФЗ, при даче информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство может потребоваться предъявление паспорта пациента для определения его возраста, а также предъявление документа, подтверждающего статус законного представителя несовершеннолетнего, которому предполагается оказание медицинской услуги.

6. Использование медицинскими организациями, участвующими в реализации программы государственных гарантий и территориальных программ, для оказания платных медицинских услуг материально-технической базы, в том числе медицинского оборудования, приобретенного за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетных средств, не должно приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в рамках программы и территориальных программ (пункт 9 Правил).

7. Частью 1 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Информация, которую необходимо предоставить потребителю и (или) заказчику при оказании платных медицинских услуг, определена в разделе III Правил.

При предоставлении платных медицинских услуг исполнителю следует предоставить потребителю и (или) заказчику информацию о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи (подпункт "в" пункта 13 и подпункт "д" пункта 14 Правил).

При этом, согласно Правилам, указанная информация должна быть предоставлена в наглядной и доступной форме.

Доступность информации обеспечивается путем размещения информации на информационных стендах (стойках) медицинских организаций и на сайтах медицинских организаций в сети "Интернет" (при его наличии). Размещаются в том числе ссылки на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальный сайт Минздрава России, на котором размещен рубрикатор клинических рекомендаций, в целях доведения до сведения потребителя и (или) заказчика информации о стандартах медицинской помощи и клинических рекомендациях, с учетом и на основании которых (соответственно) медицинская организация оказывает медицинские услуги, также до сведения потребителя и (или) заказчика доводятся в том числе образцы договоров, перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг, в случае их установления учредителем медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения и (или) руководителем медицинской организации частной системы здравоохранения (подпункты "в", "ж" и "з" пункта 17 Правил).

Обращаем особое внимание, что за неинформирование граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий и территориальных программ предусмотрена административная ответственность, установленная статьей 6.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в частности:

невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

8. В целях защиты прав потребителя в Правилах конкретизирован перечень документов, которые медицинская организация обязана выдавать по обращению потребителя, чтобы подтвердить фактические расходы на оказанные медицинские услуги и (или) приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, например, рецептурный бланк с проставленным штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика", заверенный подписью и личной печатью врача, печатью медицинской организации (пункт 33 Правил).

9. Федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности осуществляет Росздравнадзор (статья 87 Федерального закона N 323-ФЗ). В рамках указанного контроля проводятся в том числе проверки соблюдения порядка и условий предоставления платных медицинских услуг, за исключением обязательных требований, отнесенных к предмету федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (подпункт "г" части 2). Кроме того, соблюдение Правил является лицензионным требованием (подпункт "в" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852).

Контроль за предоставлением платных медицинских услуг осуществляет также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

10. Ввиду вступления в силу Правил органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, рекомендуется установить условия использования материально-технической базы и привлечения медицинских работников для оказания платных медицинских услуг, а также порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги. При этом в порядке определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги в целях урегулирования вопроса соотношения тарифа на оплату медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования и в рамках предоставления платных медицинских услуг рекомендуется предусмотреть следующий подход: в случае, если медицинская организация является участником территориальных программ обязательного медицинского страхования, соотношение тарифов на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и соответствующей медицинской услуги, предоставляемой на платной основе, возможно обеспечить включением в структуру затрат, формирующих стоимость платной медицинской услуги (медицинской помощи), наименований затрат, входящих в тариф на оплату соответствующей услуги за счет средств обязательного медицинского страхования, установленный тарифным соглашением в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.

Кроме того, порядок может предусматривать возможность медицинской организации при установлении размера цены (тарифа) на платные медицинские услуги учитывать отдельные условия, влияющие на стоимость (например - прием/посещение/консультация врача-специалиста с указанием его квалификационной категории, ученой степени, ученого звания, вида используемого контрастного вещества и т.д.).

Медицинским организациям рекомендуется:

обеспечить доступ пациентов к информации, содержащейся в программе государственных гарантий, территориальной программе к памятке для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи (прилагается), а также к Правилам;

обеспечить ведение раздельного статистического и бухгалтерского учета и предоставление отчетности об оказанных платных медицинских услугах гражданам, в том числе гражданам иностранных государств (нерезидентам) в соответствии с указаниями Центрального банка Российской Федерации от 16.02.2023 N 6363-У "О формировании и утверждении статистической методологии, перечня респондентов, форм федерального статистического наблюдения и порядка составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам в Центральный банк Российской Федерации для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж";

актуализировать информацию, которую медицинская организация должна довести до сведения потребителя и (или) заказчика способами, определенными Правилами;

обновить формы договоров о предоставлении платных медицинских услуг, в том числе уточнить информацию в тексте договоров по новым требованиям к информированию потребителя и (или) заказчика;

актуализировать локальные нормативные акты, регулирующие предоставление платных медицинских услуг в медицинской организации, например, положение о предоставлении платных медицинских услуг;

обеспечить соответствие наименования платной медицинской услуги (например, в прейскуранте) наименованию соответствующей медицинской услуги, указанной в Номенклатуре;

разработать форму договора с потребителями и (или) заказчиками, которым платные медицинские услуги предоставляются анонимно, предусмотрев возможность информирования пациентов о том, что в целях определения возраста пациента для дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ может быть запрошен паспорт, а также о том, что при получении платных медицинских услуг анонимно имеет место риск для потребителя и (или) заказчика в дальнейшем в полной мере защитить свои права в досудебном и судебном порядке, получить налоговые вычеты и т.п.;

разработать форму договора, заключаемого дистанционным способом, разместить соответствующую информацию о дистанционном способе заключения договора на главной странице сайта медицинской организации в сети "Интернет", а также информацию о том, по какой форме и каким способом потребитель и (или) заказчик может направить обращение (жалобу) в органы государственной власти и организации по вопросу об оказанной платной медицинской услуге, почтовый адрес или адрес электронной почты медицинской организации) (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба).