2.1. Организация поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения
2.1. Организация поддержания в состоянии постоянной
готовности к использованию систем оповещения населения
Поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения достигается <2> за счет:
--------------------------------
<2> Пункт 15 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения".
обучения уполномоченного на задействование систем оповещения населения дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне";
заблаговременного формирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
регулярного проведения проверок наличия и готовности технических средств оповещения системы оповещения населения в соответствии с проектно-технической документацией;
эксплуатационно-технического обслуживания, ремонта неисправных и замены выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
создания запасов (резервов) средств оповещения населения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств";
осуществления реконструкции систем оповещения населения в случаях, установленных пунктом 6 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения".
Контроль за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения осуществляется в ходе комплексных и технических проверок, проводимых в порядке согласно приложению к Правилам создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769, а также совместному приказу МЧС России и Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 N 60566).
Критерии оценки готовности систем оповещения населения к использованию по предназначению установлены нормативным правовым актом МЧС России <3>.
--------------------------------
<3> Абзац 4 пункта 1 Порядка проведения комплексных и технических проверок готовности систем оповещения населения, прилагаемого к Правилам создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения".
Обучение уполномоченного на задействование систем оповещения населения дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне" рекомендуется осуществлять по:
примерной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, утв. МЧС России от 30.10.2020 N 2-4-71-11-10;
примерной программе курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утв. МЧС России от 20.11.2020 N 2-4-71-29-11.
Информация о программах обучения размещена на официальном портале МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Экстренную информацию необходимо формировать учитывая источники чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера <4>.
--------------------------------
<4> Приказ МЧС России от 05.07.2021 N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2021 N 65025).
Объем экстренных сообщений, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", ограничен количеством символов, передаваемых в различных сетях связи и вещания.
Экстренную информацию об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и выполнении мероприятий по защите необходимо формировать учитывая источники, установленные приказом МЧС России от 27.03.2020 N 216ДСП.
Для адекватного восприятия населением экстренных сообщений, передаваемых по сетям связи и вещания рекомендуется использовать следующий формат сообщений с экстренной информацией:
"ЧТО (указывается информация о фактических и (или) прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан).
ГДЕ (указывается зона фактических и (или) прогнозируемых опасных природных явлений и техногенных процессов, загрязнения окружающей среды, заболеваний, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан).
КОГДА (указывается дата и (или) время возникновения фактических и (или) прогнозируемых опасных природных явлений и техногенных процессов, загрязнений окружающей среды, заболеваний, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан), правила поведения и (или) мероприятия по защите, номер вызова экстренных оперативных служб - 112."
Эксплуатация, в том числе эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения населения систем оповещения населения планируются, организуются и осуществляются в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным совместным приказом МЧС России и Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 579/366 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 N 60566), а также рекомендуемыми государственными стандартами и сводами правил (приложение N 2).
В ходе эксплуатации систем оповещения населения, в том числе в условиях военных конфликтов и в чрезвычайных ситуаций мирного времени информационный обмен между компонентами системы организуется по сетям связи и передачи данных с гарантированной доставкой команд управления и сообщений (информации) <5>.
--------------------------------
<5> Пункты 6 и 10 Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 921 "О приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункт 4 приложения N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России и Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 578/365 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 N 60567), пункт 6.49 "СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90" (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр).
В целях обеспечения максимального охвата населения средствами оповещения, находящегося в зданиях, в том числе жилых, и сооружениях, для передачи экстренных речевых сообщений, связанных с гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями, допускается применять системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 - 5 типов <6>.
--------------------------------
<6> Приказ МЧС России от 31.07.2020 N 582 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (вместе с "СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования").
Также в этих целях рекомендуется дополнительно использовать системы этажного оповещения в многоквартирных жилых зданиях (системы озвучивания помещений в общественных и производственных зданиях), системы уличной звукофикации и системы домофонной связи <7>.
--------------------------------
<7> "СП 134.13330.2022. Свод правил. Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования" (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 23.12.2022 N 1118/пр).
В соответствии с определением "системы оповещения населения" <8> технические средства, предназначенные для приема, обработки и передачи сигналов оповещения и экстренной информации должны в составе систем оповещения населения функционировать в автоматизированном и (или) автоматических режимах.
--------------------------------
<8> Абзац 16 статьи 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Данные режимы в системах оповещения населения реализуются только при обеспечении аппаратно-программного сопряжения технических средств оповещения населения.
Единый протокол сопряжения рекомендован "ГОСТ Р 42.3.05-2023 "Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Протоколы информационного обмена. Общие требования." (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 14 марта 2023 г. N 129-ст) <9>.
--------------------------------
<9> Пункт 6.44 "СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90" (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр).
В ходе эксплуатации муниципальных (региональной) систем оповещения населения для реализации автоматизированного и (или) автоматических режимов функционирования возникает необходимость подключения (присоединения) локальных систем оповещения населения <10>. Организовывать такие работы, с учетом требований абзацев 7 и 8 пункта 7 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения", рекомендуется по техническим условиям органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на региональном и муниципальном уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выдаваемым организациям, создающим и реконструирующим локальные системы оповещения населения.
--------------------------------
<10> Часть 3 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Рекомендуемая форма технических условий на подключение (присоединение) локальной системы оповещения населения к муниципальной (региональной) системе оповещения населения приведена в приложении N 3.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей