II. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

II. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,

описание текущего развития профилактической деятельности

контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем,

на решение которых направлена программа профилактики

2.1. В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году не проводились плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 указанного постановления.

2.2. Федеральный государственный метрологический контроль (надзор) осуществляется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

2.3. Сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений определяются в соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

2.4. Проводимые в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора) мероприятия ежегодно характеризуются значительным количеством нарушений установленных требований и недобросовестных подконтрольных субъектов.

2.5. Сведения о результатах федерального государственного метрологического контроля (надзора) за период с 2020 года по I полугодие 2023 года представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели

2020 год

2021 год

2022 год

I полугодие 2023 года

Количество проведенных проверок (тыс. ед.)

1,75

1,91

0,5

0,2

Количество проверок, при которых выявлены нарушения (тыс. ед.)

0,42

(24,0%)

0,46

(24,1%)

0,14

(28,0%)

0,07

(35,0%)

Количество проверенных предприятий (тыс. ед.)

1,34

1,36

0,36

0,16

Количество предприятий, на которых выявлены нарушения (тыс. ед.)

0,39

(29,1%)

0,44

(32,4%)

0,11

(30,5%)

0,07

(43,8%)

Количество выданных предписаний об устранении нарушений (тыс. ед.)

0,36

0,4

0,08

0,04

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях (тыс. ед.)

0,61

0,77

0,23

0,07

Объем наложенных административных штрафов (млн. руб.)

20,4

23,1

5,9

1,21

Вместе с тем проводились внеплановые проверки, основаниями которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.6. При осуществлении надзорных мероприятий применялись необходимые меры предосторожности и ограничения в целях минимизации распространения новой коронавирусной инфекции.

2.7. В течение 2022 года проведено 0,5 тыс. проверок в рамках федерального государственного метрологического контроля (надзора).

Нарушения обязательных требований в области обеспечения единства измерений и обязательных требований к продукции установлены при 0,14 тыс. проверок (28,0%).

2.8. Контрольным (надзорным) мероприятиям подвергнута деятельность 0,36 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, из них нарушения выявлены на 0,11 тыс. субъектах предпринимательской деятельности (30,5%).

2.9. По фактам выявленных нарушений было выдано 0,08 тыс. предписаний об устранении нарушений и возбуждено 0,23 тыс. дел об административных правонарушениях. Сумма наложенных штрафов составила 5 900 000 (пять миллионов девятьсот тысяч) рублей 00 копеек.

2.10. Росстандартом утвержден приказ от 24 ноября 2016 г. N 1728 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности".

В рамках реализации данного приказа на ежегодной основе на официальном сайте ведомства размещается обзор результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в подконтрольной сфере.

2.11. Росстандартом издан и опубликован на официальном сайте приказ от 13 октября 2023 г. N 2171 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации".

2.12. Программа направлена на повышение эффективности предупреждения нарушений обязательных требований и повышение правовой грамотности контролируемых лиц.

2.13. Наиболее значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются:

2.13.1 нарушение прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

2.13.2 причинение или угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

2.14. В целях предотвращения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований проведены профилактические мероприятия, предусмотренные планом-графиком, установленным Программой на 2023 год.

Кроме того, на официальном сайте Росстандарта в разделе "Государственный контроль (надзор)" и сайтах его территориальных органов размещены:

1) приказ Росстандарта, утверждающий перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора);

2) перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;

3) обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росстандарта, утверждаемый приказом Росстандарта;

4) план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контролируемых лиц;

5) информация о результатах контрольных (надзорных) мероприятий;

6) материалы по результатам вебинаров, проведенных с целью разъяснения контролируемым лицам действующего законодательства, устанавливающего обязательные требования.