III. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

19. Государственный строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

20. При осуществлении государственного строительного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

выездная проверка;

документарная проверка.

21. Сведения об организуемых документарных и выездных проверках в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, оператором которого в соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ является Генеральная прокуратура Российской Федерации, не вносятся.

22. Срок проведения документарной или выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

В случае проведения документарной проверки в указанный срок не включается период с момента направления инспекторами контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в ОКУ ФСО России, а также период с даты направления инспекторами контролируемому лицу информации о выявлении ошибки (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в ОКУ ФСО России документах и (или) полученным при осуществлении государственного строительного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме по дату представления указанных пояснений в ОКУ ФСО России.

Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен начальником Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации на основании мотивированного представления инспекторов, уполномоченных на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок осуществления экспертиз или испытаний, а также в случае проведения охранных мероприятий на объектах надзора - на период проведения охранных мероприятий.

23. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

24. Отбор проб (образцов) применяемых строительных материалов (изделий) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами. Выборка проб (образцов) продукции (товаров) по количеству проб (образцов) должна обеспечивать принятие обоснованных решений о соответствии продукции (товаров) установленным требованиям.

Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемых лиц или их представителей с применением фотосъемки и (или) видеозаписи.

25. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

26. Инспекторы при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, в том числе имеют право:

беспрепятственно по предъявлении контролируемым лицам служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны посещать объекты капитального строительства и (или) территории, на которых указанные объекты расположены;

привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению контрольных (надзорных) мероприятий;

привлекать к совершению отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для совершения указанных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

27. Должностным лицом ФСО России, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является начальник Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации.

28. Каждое контролируемое лицо информируется инспектором не позднее чем за 24 часа до начала проведения проверки путем направления информации о принятии решения и (или) копии решения (выписки из решения) о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, на электронный почтовый ящик, по факсу или иным доступным способом, обеспечивающим получение контролируемым лицом информации о принятом решении.

29. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся ОКУ ФСО России при осуществлении государственного строительного надзора по следующим основаниям:

наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление несоответствия объекта капитального строительства обязательным требованиям или отклонения от них;

поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения решения об устранении контролируемым лицом выявленного нарушения обязательных требований;

наступление события, указанного в программе проверок.

30. Программа проверок утверждается начальником Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации.

31. Программа проверок формируется не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:

вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;

событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства, срок (не более 10 рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

должности представителей контролируемого лица, присутствие которых является необходимым при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

32. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции.

33. Программа проверок (изменения, вносимые в нее) формируется в двух экземплярах, один из которых не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения программы проверок направляется контролируемому лицу почтовым отправлением либо вручается под расписку представителю контролируемого лица.

34. Изменение в программу проверок вносится ОКУ ФСО России в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного программой проверок.

35. По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт проверки) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

36. В случае выявления фактов нарушений обязательных требований контролируемому лицу выдается (направляется) предписание об устранении нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (далее - предписание) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).

37. Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок тем контролируемым лицом, которому оно выдано.

Об устранении выявленных нарушений контролируемое лицо извещает ОКУ ФСО России путем направления извещения об устранении выявленных нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, с приложением актов и документов, подтверждающих факт их устранения.

По истечении срока исполнения предписания контролируемым лицом либо при получении до истечения указанного срока извещения контролируемого лица об устранении выявленных нарушений (далее - извещение) инспекторы оценивают исполнение предписания.

Если контролируемое лицо не известило ОКУ ФСО России об устранении выявленных нарушений обязательных требований или на основании сведений, содержащихся в извещении, невозможно сделать вывод об исполнении предписания, уполномоченный орган оценивает исполнение предписания путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных настоящим Порядком.

В случае если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия уполномоченным органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание с указанием новых сроков его исполнения.

38. Акт проверки и предписание (при выявлении фактов нарушений обязательных требований) оформляются на бумажных носителях в течение 5 рабочих дней с даты окончания проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

39. Указанные документы составляются в таком количестве экземпляров, которое соответствует числу контролируемых лиц.

40. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия и контроль за исполнением предписаний (при наличии) осуществляются инспекторами.

41. При проведении выездных проверок инспекторами в целях фиксации доказательств соблюдения или нарушения обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Решение о фиксации доказательств нарушения обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспекторами самостоятельно.

42. При осуществлении видеозаписи на ней фиксируются дата, время и место ее осуществления, а также характеристика выявленных нарушений обязательных требований и (или) признаков их нарушений.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, иные способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Решение о приобщении электронных носителей информации, содержащих фотографии, аудио- и видеофайлы, к акту проверки принимается инспекторами.

43. Применение фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований при проведении инспекторами контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.

44. Документы, составляемые в рамках осуществления государственного строительного надзора, в том числе при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, документы (их копии), полученные от контролируемого лица и из иных источников, приобщенные электронные носители информации, содержащие фотографии, аудио- и видеофайлы, подлежат учету в ОКУ ФСО России в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об архивном деле.

45. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства ОКУ ФСО России проводится выездная проверка в связи с истечением срока исполнения предписания или на основании программы проверок, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (далее - заключение о соответствии) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку) либо решение об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (далее - решение об отказе в выдаче заключения о соответствии) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку).

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается инспекторами, осуществлявшими выездную проверку, и утверждается начальником Организационно-контрольного управления Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче заключения о соответствии не позднее 10 рабочих дней после дня утверждения направляется застройщику или техническому заказчику почтовым отправлением (вручается представителю застройщика или технического заказчика).

Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в досудебном или судебном порядке.

Заключение о соответствии отзывается ОКУ ФСО России на основании вступившего в законную силу решения суда.