1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного надзора в области гражданской обороны

Федеральный государственный надзор в области гражданской обороны (далее - федеральный государственный надзор) осуществляется в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ <1> "О гражданской обороне".

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2021, N 24, ст. 4188; 2023, N 16, ст. 2768.

МЧС России и его территориальные органы (далее - надзорные органы) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области гражданской обороны и требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021) (далее - обязательные требования).

Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1007 <2>, с учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5394; 2021, N 49, ст. 8295; 2023, N 35, ст. 6650.

а) к категории высокого риска:

деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 1 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 2 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;

б) к категории значительного риска:

деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 3 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 4 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих объекты, отнесенные в установленном порядке к объектам оборонно-промышленного комплекса;

в) к категории среднего риска:

деятельность граждан и организаций, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 5 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты 6 категории опасности;

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости;

деятельность граждан и организаций, владеющих и (или) пользующихся (в том числе имеющих на своем балансе) защитными сооружениями гражданской обороны;

деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федеральных органов исполнительной власти;

деятельность граждан и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне;

деятельность граждан и организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы);

г) к категории низкого риска - деятельность иных граждан и организаций.

По состоянию на 30 сентября 2023 г. к категории высокого риска отнесено 2667 объектов надзора, к категории значительного риска - 4834 объекта, к категории среднего риска - 28934 объекта, к категории низкого риска - 82229 объектов.

Данные за 9 месяцев 2022 года и 9 месяцев 2023 года о результатах осуществления федерального государственного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении федерального государственного надзора, представленные территориальными органами МЧС России по форме 25-ГОЧС приказа МЧС России от 22 декабря 2021 г. N 900 "О предоставлении отчетности по деятельности, осуществляемой органами государственного пожарного надзора МЧС России", приведены ниже.

Надзорными органами МЧС России в плановом периоде 2023 года в области гражданской обороны запланировано 1285 контрольных (надзорных) мероприятий (в плановом периоде 2022 г. - 1019, увеличение на 26,1%).

Всего за 9 месяцев 2023 года проведено 1614 контрольных (надзорных) мероприятий (9 месяцев 2022 г. (далее - АППГ) - 1130, увеличение на 42,8%), из них:

а) 811 - плановых (АППГ - 761, увеличение на 6,5%);

б) 803 - внеплановых (АППГ - 369, увеличение на 117,6%).

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились в соответствии со следующими основаниями:

а) в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленных нарушений обязательных требований - 244 контрольных (надзорных) мероприятия (АППГ - 367, уменьшение на 33,5%);

б) в соответствии с наличием сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - 93 контрольных (надзорных) мероприятия (АППГ - 2, увеличение в 46 раз);

в) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации - 291 контрольное (надзорное) мероприятие (АППГ - 0);

г) в соответствии с требованием прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия - 149 контрольных (надзорных) мероприятий (АППГ - 0);

д) в соответствии с выявлением соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, - 26 контрольных (надзорных) мероприятий (АППГ - 0).

В ходе проведенных контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 13761 нарушение обязательных требований (АППГ - 4113, увеличение в 3,3 раза).

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий вручено 927 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 487, увеличение на 90,3%).

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений обязательных требований составил 49,44% (АППГ - 61,15%, уменьшение на 11,71%).

По результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлен 1051 протокол об административных правонарушениях (АППГ - 559, увеличение на 88%), из них на должностных лиц 525 (АППГ - 305, увеличение на 72,1% и на юридических лиц 526 (АППГ - 254, увеличение на 107%), в том числе по статье 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны) - 788 протоколов (АППГ - 335, увеличение на 135,2%), по статье 19.5 КоАП РФ - 254 протокола (АППГ - 221, увеличение на 14,9%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 600 лиц (АППГ - 376, увеличение на 59,5%), из них должностных - 373 лица (АППГ - 204, увеличение на 82,8%) и юридических - 227 лиц (АППГ - 172, увеличение на 31,9%), в том числе по статье 20.7 КоАП РФ - 460 лиц (АППГ - 225, увеличение на 104,4%), по статье 19.5 КоАП РФ - 138 лиц (АППГ - 149, уменьшение на 7,3%).

Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 10203,860 тыс. руб. (АППГ - 5716,610 тыс. руб., увеличение на 78,5%).