Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве

Анализ текущего состояния осуществления федерального

государственного контроля (надзора) на автомобильном

транспорте, городском наземном электрическом

транспорте и в дорожном хозяйстве

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 (далее - постановление Правительства РФ N 990).

Программа профилактики определяет виды профилактических мероприятий, предусмотренные Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043 "О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве" (далее - Положение о виде контроля) и направлена на предупреждение нарушений соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами при осуществлении своей деятельности в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и в дорожном хозяйстве.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение:

а) обязательных требований, установленных статьями 6 и 7, частями 1 и 2 статьи 8, частями 1 и 2 статьи 18 и статьями 21.1 и 27 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";

б) лицензионных требований к деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами;

в) обязательных требований к перевозкам опасных и скоропортящихся грузов;

г) обязательных требований к осуществлению:

проезда по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весового и габаритного контроля);

проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства;

эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;

д) обязательных требований в области организации регулярных перевозок:

к наличию карт маршрутов регулярных перевозок у перевозчиков и водителей транспортных средств;

к соответствию характеристик транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок;

к порядку посадки пассажиров в транспортные средства и высадки пассажиров из транспортных средств;

к оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров межрегиональных маршрутов регулярных перевозок (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов);

к выполнению предусмотренных расписанием рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок;

к выполнению установленных ограничений к организации перевозок пассажиров и багажа по заказу в целях беспрепятственного осуществления регулярных перевозок;

е) обязательных требований в области международных автомобильных перевозок:

к транспортным средствам, используемым для осуществления международных автомобильных перевозок;

к наличию и соответствию оформления (заполнения) документов, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (разрешений, учетных талонов, уведомлений, товарно-транспортных накладных и других документов);

к отличительным знакам государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство;

к перевозке пассажиров автобусами;

к работе экипажей транспортных средств, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, а также соответствия контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов);

к транзитным перевозкам, в том числе перевозкам отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и отдельных видов товаров;

ж) обязательных требований к использованию средств навигации при осуществлении перевозок пассажиров и грузов;

з) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств:

к организации работы водителей транспортных средств в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности дорожного движения путем проведения стажировки водителей, проведения соответствующих инструктажей водителей в целях обеспечения их оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки и повышения квалификации и профессионального мастерства водителей;

к организации мероприятий по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, проверяемого в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;

к организации проведения мероприятий по устранению причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

к организации мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

к осуществлению технического обслуживания транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей транспортных средств;

к организации мероприятий по оснащению принадлежащих им транспортных средств тахографами в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверяемых в стационарных и передвижных контрольных пунктах, в местах посадки и (или) высадки пассажиров, установленных законодательством Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, международных автомобильных перевозок, а также по месту нахождения контролируемых организаций;

и) обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями):

к соблюдению правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

к созданию условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, в том числе работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

к обеспечению стоянки транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах);

к осуществлению технического обслуживания и ремонта транспортных средств, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;

к обеспечению соответствия работников, а также индивидуального предпринимателя при осуществлении им перевозок самостоятельно профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок;

к организации мероприятий по проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств;

к соблюдению правил технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта при осуществлении перевозок пассажиров трамваями;

к) обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг;

л) обязательных требований к обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу;

м) обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

н) изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных пунктами 12 - 24.19 технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" ТР ТС 014/2011, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в части ремонта и содержания автомобильных дорог.

Объектами государственного контроля (надзора) федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (далее - объект контроля) являются:

а) в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":

деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (за исключением международных автомобильных перевозок), в том числе деятельность по организованной перевозке группы детей автобусами, деятельность по перевозке опасных грузов, а также деятельность по перевозке пассажиров и грузов для собственных нужд (за исключением деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами);

деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, подлежащая лицензированию;

деятельность по оказанию услуг автовокзалами, автостанциями;

деятельность по осуществлению международных автомобильных перевозок;

деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;

деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

б) в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":

внесение платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, платным участкам таких автомобильных дорог;

внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

дорожно-строительные материалы, указанные в приложении N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);

дорожно-строительные изделия, указанные в приложении N 2 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);

в) в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":

остановочный пункт, в том числе расположенный на территории автовокзала или автостанции;

транспортное средство;

автомобильная дорога общего пользования федерального значения и искусственные дорожные сооружения на ней;

примыкания к автомобильным дорогам федерального значения, в том числе примыкания объектов дорожного сервиса;

объекты дорожного сервиса, расположенные в границах полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

придорожные полосы и полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

По состоянию на 1 июля 2023 года общее количество контролируемых лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, которая подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю со стороны государственного автомобильного и дорожного надзора составляет 147 731.

Ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год сформирован исключительно из числа объектов контроля с присвоенной высокой категорией риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска). В реестр объектов контроля в ЕРВК внесено: 1 362 объекта контроля с высокой категорией риска.

Ространснадзором обеспечена доступность информации об объектах контроля. На официальном сайте Ространснадзора, сайтах Межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора размещена информация об объектах контроля, предусмотренная разделом II пункта 7 Положения о виде контроля.

На 2023 год Госавтодорнадзором было запланировано 215 контрольных (надзорных) мероприятий (46 выездных КНМ, 13 документарных КНМ и 156 инспекционных визитов).

За первое полугодие 2023 года межрегиональными территориальными управлениями Ространснадзора проведено 183 контрольных (надзорных) мероприятия, (что в 11 раз меньше, чем за аналогичный период 2022 года - 2 075), из них плановых - 101, что в 7,4 раза меньше аналогичного периода 2022 года (751), внеплановых - 82, что в 16 раз меньше аналогичного периода 2022 года (1 324).

Также, за первое полугодие 2023 года проведено 29 250 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом - 28 265 наблюдений за соблюдением обязательных требований и 985 выездных обследований.

В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий выявлено: 429 нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации по плановым и внеплановым контрольным (надзорным) мероприятиям. Выдано 111 предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства, что в 6,7 раз меньше аналогичного периода 2022 года (752); 62 085 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, что в 3,2 раза больше аналогичного периода 2022 года (18 877).

Показатель устранения выявленных нарушений, установленный Минтрансом России (83,6%), перевыполнен и составил 91,42%.

За 6 месяцев 2023 года Госавтодорнадзором и его межрегиональными территориальными управлениями в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:

- объявлено 62 085 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

- проведено 280 189 консультирований;

- проведено 19 847 профилактических визитов;

- проведено 29 публичных обсуждений правоприменительной практики.

Показатели результативности и эффективности выполнения программы профилактики в 2023 году достигнуты.