<Письмо> Минпромторга России от 01.11.2023 N 117563/12 <О предоставлении разъяснений>

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 ноября 2023 г. N 117563/12

Департамент стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России (далее - Департамент) в пределах компетенции рассмотрел письма по вопросу применения постановлений Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 (далее - постановление N 616), N 617 (далее - постановление N 617), постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 (далее - постановление N 878) и постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 (далее - постановление N 102) и сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к данному постановлению (далее - перечень к постановлению N 616).

В целях реализации постановления N 616 в соответствии с пунктом 6 данного постановления подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).

В соответствии со вторым и третьим абзацами пункта 10 постановления N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным постановлением N 616, участник закупки указывает в составе заявки на участие в закупке:

в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (далее - постановление N 719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;

в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (далее - решение N 105) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт (далее при совместном упоминании - реестровые записи).

Отмечается, что пунктом 26 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением N 719 (далее - заключение), предусмотрено, что по истечении срока действия заключения или в случае отзыва заключения Минпромторг России исключает промышленную продукцию, на которую выдано заключение, из реестра российской промышленной продукции. В этой связи соответствующая реестровая запись прекращает срок своего действия.

Вместе с тем пунктом 13 постановления N 616 установлено, что при исполнении контракта замена промышленных товаров, указанных в перечне к постановлению N 616, на промышленные товары, происходящие из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не допускается.

Учитывая изложенное, реестровые записи должны быть действующими как на этапе подачи участником закупки заявки на участие в закупке или на этапе заключения контракта, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), так и на этапе исполнения контракта.

В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 г. N 889, с 1 июня 2023 г. утратил силу абзац первый пункта 10(3) постановления N 616, в соответствии с которым отдельно регламентировалась обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) при передаче товара (результатов работы) предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров.

Вместе с тем частью 2 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Так как критерии определения улучшенных технических характеристик товаров Законом N 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) их изменение.

В то же время, принимая во внимание положения Закона N 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок самостоятельно принимает решение о соответствии товара, а также осуществляет проверку соответствующих реестровых записей.

2. В соответствии с пунктом 1 постановления N 617 установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно прилагаемому к постановлению перечню (далее - перечень, ограничение).

Согласно пункту 7 постановления N 617 установлено, что в целях реализации настоящего постановления подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации или на территории государства - члена Евразийского экономического союза является указание номеров реестровых записей.

При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными постановлением N 617, замена отдельного вида промышленного товара на промышленный товар, страной происхождения которого не является государство - член Евразийского экономического союза, не допускается (пункт 10 постановления N 617).

Таким образом, в отношении постановления N 617 также применяются указанные ранее положения Закона N 44-ФЗ.

3. По вопросу применения постановления N 878 и постановления N 102 Департамент информирует, что в соответствии с пунктом 2 постановления N 878 утверждается перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом пунктом 3(2) постановления N 878 установлено, что подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр радиоэлектронной продукции) или евразийском реестре промышленных товаров.

В целях подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) данного постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров (пункт 3(3) постановления N 878).

В свою очередь, подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в утвержденные постановлением N 102 перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными данными Правилами (далее - сертификат СТ-1).

Департамент обращает внимание, что в постановлениях N 878 и N 102 также предусмотрены положения о недопустимости замены продукции на продукцию, происходящую из иностранных государств, при исполнении контракта, который заключен по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с установленными данными постановлениями ограничениями (пункт 8 постановления N 878 и пункты 3(1), 3(2) постановления N 102).

Таким образом, в целях реализации положений постановления N 878 реестровые записи в реестре радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров должны быть действующими как на этапе подачи участником закупки заявки на участие в закупке, так и на этапе исполнения контракта. Аналогичные требования предусмотрены в целях реализации положений постановления N 102 в отношении соответствующих сертификатов СТ-1.

Директор Департамента

стратегического развития

и корпоративной политики

А.В.МАТУШАНСКИЙ