Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования на период до 2025 года и мероприятий по их реализации является кадровое обеспечение деятельности психологических служб образовательных организаций высшего образования (далее - вузов).

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" <1> образовательная организация высшего образования может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, в том числе психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся (статья 27).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023), статья 27. Структура образовательной организации.

Согласно Концепции развития психологических служб в образовательных организациях высшего образования (далее - Концепция) <2> под психологической службой понимается структурное подразделение, созданное в образовательной организации высшего образования для психологического сопровождения образовательной деятельности с учетом специфики образовательной организации, в том числе с помощью социальной адаптации и реабилитации нуждающихся в ней обучающихся, а также для оказания психологической помощи работникам образовательной организации. В состав психологической службы входят психологи, педагоги-психологи и могут входить иные профильные специалисты, имеющие квалификацию для оказания психолого-медико-социальной помощи при необходимости.

--------------------------------

<2> Концепции развития психологических служб в образовательных организациях высшего образования от 29.08.2022 N ВФ/1-Кн.

Квалификация руководителя, ответственного за организацию психологического сопровождения образования в вузе, и специалиста, непосредственно оказывающего помощь студентам и педагогическим работникам, является залогом высокого качества такой помощи, ее действенности, что способствует снижению психологических барьеров, препятствующих обращению в психологическую службу вуза за профессиональной психологической помощью.

В результате проведенного Российской академией образования исследования существующих моделей психологических служб в системе высшего образования на территории Российской Федерации <3> была качественно и количественно охарактеризована актуальная ситуация по организации психологической службы в системе высшего образования. В исследовании приняли участие 479 вузов Российской Федерации, из которых 402 (83,9%) организовали разные модели психологических служб. Выявлены следующие особенности кадровой обеспеченности психологических служб в системе высшего образования.

--------------------------------

<3> Отчет о выполнении работ по направлению "Научно-методическое обеспечение развития психологической службы в системе образования Российской Федерации" в рамках государственного задания N 075-014676-22-00 на 2022 год/ФГБУ "Российская академия образования".