ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Бюджетная политика оказывает значительное влияние на условия реализации денежно-кредитной политики: ликвидность банковского сектора, курс рубля, совокупный спрос, структуру экономики и динамику цен товаров и услуг. Характер и особенности этого воздействия зависят от подходов к формированию бюджета, от структуры бюджетных расходов, их результативности и распределения во времени.

Существенное смягчение бюджетной политики может создавать проинфляционное давление в экономике, а бюджетная консолидация, напротив, оказывает дезинфляционное влияние. Для ограничения рисков отклонения инфляции от цели, а экономики - от траектории сбалансированного роста требуется своевременная и соразмерная реакция со стороны денежно-кредитной политики. В частности, увеличение бюджетного импульса ведет к росту совокупного спроса. Если в экономике отсутствуют возможности для удовлетворения возросшего спроса, возникают риски роста инфляционного давления. В этих условиях центральный банк вынужден уменьшить импульс по кредитному каналу на сопоставимую величину, ужесточив денежно-кредитную политику. Это позволяет привести совокупный спрос в соответствие с возможностями экономики, предотвратить ускорение инфляции и ее отклонение от цели. Государственные расходы, в частности инвестиции в развитие отдельных значимых отраслей, могут вносить вклад в расширение производственного потенциала экономики и изменение ее структуры. В то же время такое влияние государственных расходов на потенциал реализуется постепенно, в долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде данные расходы означают увеличение спроса и могут приводить к усилению инфляционного давления и требовать мер денежно-кредитной политики.

Влияние на ценовую динамику могут оказывать меры налоговой политики. Изменение косвенных налогов, как правило, ведет к разовой подстройке цен и не требует реакции со стороны денежно-кредитной политики. Однако, если инфляционные ожидания реагируют на изменения в налоговой политике, может требоваться отклик со стороны денежно-кредитной политики для ограничения рисков отклонения инфляции от цели.

В целом ответственная и сбалансированная бюджетная политика - одно из необходимых условий успешного обеспечения ценовой стабильности. Сбалансированная бюджетная политика обеспечивается в том числе за счет бюджетного правила. Его наличие снижает неопределенность в экономике и создает большую макроэкономическую стабильность, в том числе способствует ценовой стабильности. В странах, богатых природными ресурсами, бюджетное правило позволяет ограничить влияние сырьевого цикла на экономику, оказывая стабилизирующее влияние на динамику совокупного спроса и инфляции. Это достигается за счет привязки расходов бюджета к доходам, сформированным при определенном равновесном уровне сырьевой конъюнктуры, а также через механизм формирования резервов. Накопленные в период высоких цен на сырье средства могут быть направлены на поддержку совокупного спроса в период низких цен и снижения доходов. Это позволяет смягчить прохождение экономикой кризисного периода. Менее зависимый от внешнеэкономической конъюнктуры и более стабильный совокупный спрос в экономике - благоприятное условие для реализации денежно-кредитной политики. Кроме того, применение бюджетного правила снижает колебания реального эффективного курса из-за изменения конъюнктуры сырьевого рынка. Это способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров и формированию в стране условий для развития производства в несырьевых секторах.

Наконец, бюджетное правило является ключевым элементом стабильности государственных финансов и призвано не допускать образования избыточного государственного долга со стороны правительства. Предсказуемая бюджетная политика, устойчивость сферы государственных финансов повышают доверие к макроэкономической политике в целом. Как следствие, снижается премия за макроэкономический риск, которая закладывается в процентные ставки и стоимость капитала. Следствием роста доверия к макроэкономической политике становятся также снижение и заякоривание инфляционных ожиданий, что дает центральному банку больше гибкости в проведении контрциклической денежно-кредитной политики.

В начале 2023 года бюджетное правило было перезапущено после приостановки в 2022 году. В связи с этим Банк России возобновил проведение операций по покупке (продаже) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Банк России проводит операции на валютном рынке с юанем, учитывая увеличение его доли в торговых расчетах, рост объемов операций с ним на валютном рынке, а также блокировку валютных счетов Банка России в долларах США и евро. Чтобы минимизировать влияние данных операций на динамику валютного курса, Банк России покупает (продает) иностранную валюту на рынке равномерно в течение каждого торгового дня месяца. Банк России проводит данные операции с учетом уровня ликвидности валютного рынка.

Аналогично тому, как Банк России учитывает решения в области бюджетной политики при реализации денежно-кредитной политики (см. врезку 5 "Бюджетная политика в 2023 - 2026 годах и ее влияние на экономику"), Минфин России и Минэкономразвития России также учитывают цель по инфляции и влияние денежно-кредитной политики на экономику и динамику цен при подготовке проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития. Взаимный учет мер денежно-кредитной и бюджетной политики достигается за счет постоянного взаимодействия Банка России с Минфином России и Минэкономразвития России. В частности, проводятся регулярные совместные совещания для взаимной сверки оценок и факторов, влияющих на динамику основных макроэкономических показателей, обсуждения предпосылок и сценариев макроэкономического прогноза. При этом важную роль в повышении доверия к денежно-кредитной и бюджетной политике играет непротиворечивость коммуникации по смежным вопросам.

В целом применение бюджетного правила одновременно с реализацией денежно-кредитной политики в рамках стратегии таргетирования инфляции обеспечивает синергетический эффект. Их совместный вклад в обеспечение стабильности спроса и цен выше, чем в ситуации, когда только один из названных элементов является частью экономической политики страны.