Эффективность таргетирования инфляции по сравнению с другими стратегиями денежно-кредитной политики

Изучению результативности таргетирования инфляции за его более чем 30-летнюю историю посвящены многочисленные академические исследования, в том числе сравнивающие эффективность данной стратегии с таргетированием отличных от инфляции макроэкономических показателей (например, денежных агрегатов или курса национальной валюты). Большинство исследований подтверждают преимущества таргетирования инфляции не только в поддержании ценовой стабильности, но и в улучшении перспектив роста экономики <6>.

--------------------------------

<6> См., например, метаанализ 113 исследований, посвященных изучению результативности таргетирования инфляции: Hippolyte W. Balima, Eric G. Kilama, 00000068.wmz Tapsoba. Inflation targeting: Genuine effects or publication selection bias? (http://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2020.103520). European Economic Review. Volume 128, 2020.

Институциональные преобразования, реализуемые в условиях таргетирования инфляции (рост независимости и подотчетности центрального банка, улучшение практики коммуникации решений по денежно-кредитной политике), способствуют повышению уровня доверия общества к деятельности центрального банка, увеличивают предсказуемость макроэкономических условий <7>. Это снижает вес адаптивной ("назад смотрящей") компоненты в инфляционных ожиданиях экономических агентов, что позволяет центральным банкам эффективнее достигать цели по инфляции и повышает гибкость денежно-кредитной политики.

--------------------------------

<7> См. Blinder (2000); 00000069.wmz et al. (2006); 00000070.wmz & Freedman (2009); Картаев (2015); Shmidt-Hebbel & Carrasco (2016).

Гибкость денежно-кредитной политики в рамках таргетирования инфляции и плавающего курса национальной валюты усиливает ее контрциклическую <8> роль в экономике. То есть национальная экономика в условиях таргетирования инфляции лучше абсорбирует внешние и внутренние экономические шоки по сравнению с режимами таргетирования отличных от инфляции макроэкономических показателей <9>.

--------------------------------

<8> Это преимущество особенно актуально для СФР, где центральные банки исторически зачастую были вынуждены ужесточать, а не смягчать денежно-кредитную политику во время кризисов, что усиливало масштабы спадов экономики.

<9> См. Fratzscher et al. (2017).

Кроме того, в долгосрочной перспективе успешная реализация стратегии таргетирования инфляции не только повышает устойчивость экономического роста <10>, но также увеличивает его темпы <11>. При этом в СФР в отличие от развитых стран положительные эффекты на темпы роста экономики могут проявляться на более поздних этапах таргетирования инфляции. И важным условием для их реализации является накопление доверия к проводимой центральным банком денежно-кредитной политике в результате поддержания инфляции на стабильно низких уровнях.

--------------------------------

<10> См. Mishkin (2004); Miller et al. (2012); Fratzscher et al. (2017); Balima et al. (2020); Ravenna & Ingholt (2021).

<11> См. Hale & Philippov (2015) или Картаев (2015).