Утверждены

распоряжением Минтранса России

от 7 сентября 2023 г. N АК-188-Р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ

ПЛАТНЫМИ ПАРКОВКАМИ

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, вероятно, допущена опечатка: имеется в виду п. 7 ч. 1 ст. 6, а не ч. 6 ст. 6 Федерального закона N 443-ФЗ.

1. Методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) и предназначены для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения при разработке методики расчета размера платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорогах местного значения в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона N 443-ФЗ.

Рекомендации также применимы при определении размера платы для парковок, расположенных на улично-дорожной сети и парковок, находящихся в здании, строении или сооружении либо в части здания, строения или сооружения (далее - внеуличные парковки).

2. Размер платы за пользование платной парковкой рекомендуется устанавливать владельцам парковки в расчете на одно транспортное средство за один час с учетом места размещения парковки, ее назначения, типа размещаемых транспортных средств, продолжительности парковочной сессии и заполняемости парковки в различные периоды времени. Размер платы за пользование платной парковкой в течение иных единиц времени может определяться пропорционально.

3. Владельцам внеуличных парковок при определении размера платы рекомендуется учитывать заполняемость парковок на прилегающей территории и устанавливать размер платы, который стимулирует использование внеуличных парковок вместо парковок, расположенных на улично-дорожной сети. Для этих целей рекомендуется использовать понижающий коэффициент 00000001.wmz 0,8 относительно установленного размера платы за пользование парковками на улично-дорожной сети на прилегающих к внеуличным парковкам территориях.

4. Приоритетными целями введения платы за пользование парковочными местами являются не извлечение прибыли владельцем парковки, а обеспечение доступности территорий и объектов капитального строительства, повышение эффективности организации дорожного движения и регулирование спроса на поездки с использованием личных легковых автомобилей. Рекомендуется предусмотреть гибкую тарифную политику, обеспечивающую наибольший социально-экономический эффект для транспортной системы и общества в целом с учетом региональных и местных особенностей.

5. Размер платы за пользование парковкой рекомендуется определять на основе экономического механизма баланса спроса и предложения. Для определения спроса рекомендуется использовать данные о заполняемости парковки (отношение числа занятых транспортными средствами парковочных мест к числу предусмотренных (организованных) на парковке мест в определенный момент времени).

6. Если в качестве парковки рассматривается зона, объединяющая несколько парковок, то расчет заполняемости должен учитывать суммарное число припаркованных автомобилей и суммарное число предусмотренных (организованных) на парковке мест на территории выбранной зоны в определенный момент времени.

7. Для оценки заполняемости парковки рекомендуется использовать технические средства, обеспечивающие мониторинг занятости парковочных мест в автоматическом режиме (детекторов занятости, средств обработки видеоизображений, данных о транзакциях за оплату парковочных сессий и т.п.).

При отсутствии технических средств мониторинга допускается проводить визуальные замеры не менее двух раз в одни и те же дни недели утром, днем, вечером и ночью (включая отдельные замеры по выходным, предпраздничным, праздничным дням и т.д.), проводя усреднение полученных значений. Рекомендуются следующие временные интервалы:

"утро": 08:00 - 12:00;

"день": 12:00 - 16:00;

"вечер": 16:00 - 20:00;

"ночь": 20:00 - 08:00.

Период "ночь" рекомендуется начинать с 21 часа для городов с численностью населения свыше 1 млн человек.

8. Введение платы за пользование парковкой в определенном временном интервале рекомендуется в случае, если наблюдаемое по данным автоматического мониторинга или полученное в ходе натурных обследований значение заполняемости парковки в соответствующий период времени превышает 85%.

9. В расчетах начального размера платы за пользование парковкой рекомендуется учитывать величину среднедушевого дохода в субъекте Российской Федерации и (или) муниципальном образовании, а также данных социологических исследований о готовности платить за пользование парковочными местами. При отсутствии данных исследований допускается определять начальный размер платы за один час пользования парковкой по следующей формуле:

00000002.wmz

где

Сбаз - начальный размер платы за один час пользования парковкой, рублей (рекомендуется округлять в большую сторону до величины, кратной 5 рублям);

СОТ - тариф за проезд на общественном транспорте в данном муниципальном образовании, рублей;

К1 - эмпирический коэффициент, принимающий значение в диапазоне 1 - 1,4 для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и 0,5 - 0,8 для остальных;

ДСР - величина среднедушевого денежного дохода населения в субъекте Российской Федерации и (или) муниципальном образовании, рублей в месяц (по данным Росстата);

К2 - эмпирический коэффициент, принимающий значение в диапазоне 0,0025 - 0,0035 для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и 0,0015 - 0,0025 для остальных.

10. На парковках, где уже введена плата за пользование, рекомендуется придерживаться тарифной политики, направленной на поддержание заполняемости парковки на уровне от 70% до 85% (далее - рекомендуемый интервал). Выход значения данного показателя за границы рекомендуемого интервала свидетельствует о потребности в корректировке величины установленного размера платы за пользование платными парковками.

11. Оценку заполняемости парковки после введения платы и корректировку размера платы пользования парковкой рекомендуется проводить с периодичностью от 1 раза в месяц до 1 раза в квартал на усмотрение владельца парковки. Изменение размера платы за пользование парковкой рекомендуется проводить с шагом кратным 5 рублям.

12. Для дифференцированного подхода к определению размера платы за пользование парковкой могут быть введены следующие повышающие и понижающие коэффициенты:

1) коэффициенты, учитывающие дифференциацию размера платы за пользование парковкой в зависимости от ее назначения. Например, рекомендуется вводить понижающий коэффициент со значением 00000003.wmz 0,8 в случае расположения парковки в непосредственной близости от конечных станций метрополитена, крупных станций пересадок пассажирского транспорта, в том числе железнодорожного транспорта, в целях организации парковок перехватывающего типа и стимулирования использования транспорта общего пользования для разгрузки дорожной сети;

2) коэффициенты, учитывающие дифференциацию размера платы за пользование парковкой в зависимости от типа размещаемых на ней транспортных средств и пользователей транспортных средств. Примером является понижающий коэффициент, вводимый для электромобилей или мотоциклов, а также льготные тарифы для определенных групп пользователей;

3) коэффициенты, учитывающие дифференциацию размера платы за пользование парковкой в зависимости от продолжительности ее использования. Данные коэффициенты могут быть как понижающими, так и повышающими, а также иметь прогрессивную шкалу в зависимости от назначения парковки. Например, повышающие коэффициенты могут быть введены для продолжительных периодов паркования с целью повышения оборачиваемости парковочных мест в общественно-деловых зонах, а понижающие для повышения привлекательности объектов культурно-бытового и иного назначения в жилых и рекреационных зонах.

13. Стоимость абонементов на пользование парковками рекомендуется рассчитывать исходя из баланса спроса и предложения, обеспечивающего долю пользователей, предпочитающих абонементы, на уровне, не превышающем 20% от общего числа парковочных сессий на каждой из парковок (зон).

14. В качестве основного критерия оценки применяемой тарифной политики рекомендуется выбирать условие нахождения значения заполняемости парковки в границах рекомендуемого интервала.

15. При наличии технической возможности рекомендуется вводить динамическое ценообразование в зависимости от уровня текущего спроса, в автоматическом режиме обеспечивающее заполняемость парковки на уровне 90 - 95%.