Методические рекомендации применяются начиная с оценки бюджетных рисков перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 год и актуализации реестра бюджетных рисков по состоянию на 1 января 2024 года.

Пример определения параметров для оценки по критерию "вероятность"

Пример определения параметров для оценки по критерию "вероятность":

Фактор

Состояние, соответствующее низкой оценке

Состояние, соответствующее средней оценке

Состояние, соответствующее высокой оценке

Организация внутреннего финансового контроля

Контрольные действия автоматизированы и предусматривают подтверждение соответствия установленным требованиям

Контрольные действия частично автоматизированы, частично установлены ведомственным (внутренним) актом

Контрольные действия не автоматизированы и не регламентированы

Осуществление контрольных действий

Результаты контрольных действий отражаются в отчетах прикладного программного обеспечения

Подтверждается наличием отметок о согласовании

Факт осуществления подтвердить невозможно

Ведомственные (внутренние) акты, распоряжения (указания) и поручения, регламентирующие выполнение бюджетной процедуры

Соответствуют требованиям, установленным законодательными и иными правовыми актами, и описывают алгоритм выполнения бюджетной процедуры во всех существенных аспектах

Не соответствуют требованиям к организации бюджетной процедуры в части, не влияющей на результат выполнения бюджетной процедуры (например, не актуализировано название структурного подразделения главного администратора (администратора) или не содержат описания алгоритма выполнения бюджетной процедуры во всех существенных аспектах

Отсутствуют или не соответствуют требованиям, установленным законодательными и иными правовыми актами в части, влияющей на результат выполнения бюджетной процедуры

Качество составления и представления документов, необходимых для совершения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры

Документы представляются своевременно, фактов необходимости их доработки, пояснения или содержания в них недостоверных данных не определено (например, на основе анализа результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля; анализа переписки с другими организациями)

Документы представляются несвоевременно, но в сроки, достаточные для своевременного формирования результата выполнения бюджетной процедуры. Документы направляются на доработку в целях уточнения информации

Документы представляются в срок формирования результата выполнения бюджетной процедуры или позже него. Определены факты необходимости их доработки, пояснения или содержания в них недостоверных данных

Наличие конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур

Признаков конфликта интересов нет, операция не отнесена к коррупционно-опасным

Признаков конфликта интересов нет, операция отнесена к коррупционно-опасным

Присутствуют признаки конфликта интересов (например, членом комиссии по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения является лицо, состоящее в родстве с работником, претендующим на получение указанной субсидии)

Права доступа пользователей к прикладным программным средствам и информационным ресурсам

Получение прав доступа регламентировано.

Субъектам бюджетных процедур, занятым в выполнении бюджетной процедуры, доступ предоставлен

Получение прав доступа регламентировано.

Субъектам бюджетных процедур, занятым в выполнении бюджетной процедуры, доступ предоставлен частично

Получение прав доступа не регламентировано.

Субъектам бюджетных процедур, занятым в выполнении бюджетной процедуры, доступ не предоставлен

Укомплектованность структурного подразделения главного администратора (администратора)

Структурное подразделение укомплектовано, должностные лица (работники), ответственные за принятие решений, не менялись

Структурное подразделение укомплектовано частично, должностные лица (работники), ответственные за принятие решений, менялись

Структурное подразделение не укомплектовано

Изменения законодательных и иных правовых актов

Изменений нет или они несущественны

Приняты существенные изменения, запланировано повышение квалификации

Приняты существенные изменения, повышение квалификации не планируется

По результатам совокупной оценки каждого фактора оценивается критерий "вероятность" (например, при наличии хотя бы одной высокой оценки вероятность оценивается как высокая; при наличии хотя бы одной средней оценки, но в отсутствие высоких оценок, вероятность оценивается как средняя). Вышеуказанный пример изменяется (дополняется) в зависимости от обстоятельств (условий), характерных для бюджетных процедур главного администратора (администратора) в конкретный период (например, наличие отказов в согласовании изменений в сводную бюджетную роспись главного администратора по предложениям администратора в период исполнения Закона (решения) о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов).

Для оценки критерия "степень влияния" проводится анализ возможных последствий реализации бюджетного риска (для оценки риска искажения бюджетной отчетности по критерию "степень влияния" (уровень потенциального искажения бюджетной отчетности) применяются положения пунктов 5 - 7 приложения N 1 к СВФА "Подтверждение достоверности отчетности").

Возможные последствия реализации бюджетного риска могут выражаться, в том числе:

- в количественном измерении (например, величина искажения бюджетной отчетности; отклонение от целевых (максимальных) значений показателей качества финансового менеджмента; сумма дополнительных расходов, которые осуществлены или необходимо осуществить в результате допущенных нарушений; отклонение от целевых значений показателей муниципальной программы);

- в оказании влияния на достижение целей главного администратора (администратора) (например, снижение результативности и экономности использования бюджетных средств или недостижение целей, установленных в рамках национальных проектов);

- в применении мер уголовной, административной, материальной, дисциплинарной ответственности и негативном воздействии на репутацию главного администратора (администратора) (например, отсутствие контроля за целевым расходованием бюджетных средств при определенных условиях может повлечь уголовную ответственность).

Одним из примеров проведения анализа возможных последствий реализации бюджетного риска в количественном измерении является оценка величины искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также пропуска или искажения информации, которая влияет на экономическое решение пользователей информации, принимаемое на основании данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, установленная федеральными стандартами ВФА. При определении указанной величины применяются одновременно несколько параметров, в том числе положения статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также процентное соотношение величины искажения и информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате. Единые количественные критерии для всех главных администраторов (администраторов) не применяются.

Одним из примеров проведения анализа возможных последствий реализации бюджетного риска в оказании влияния на достижение целей главного администратора (администратора) является определение оценки в зависимости от наличия целей, на которые оказывает влияние наступление бюджетного риска. Например, достижение целей, установленных государственными программами субъектов Российской Федерации, планами деятельности главного администратора (администратора), его структурных подразделений.

В указанном примере в случае, если возможные последствия реализации бюджетного риска, по мнению должностных лиц (работников) главного администратора (администратора), оценивающих этот бюджетный риск:

- однозначно повлияют хотя бы на одну из целей деятельности главного администратора (администратора), его структурных подразделений, то степень влияния этого риска оценивают как высокую (например, нарушение законодательства о контрактной системе, в результате которого государственный контракт будет заключен несвоевременно; предусмотренные таким контрактом работы по разработке проектной документации будут выполнены позже запланированной даты, и строительство объекта капитального строительства, предусмотренное государственной программой Российской Федерации, не будет завершено в установленный срок);

- однозначно не повлияют на достижение целей главного администратора (администратора), его структурных подразделений, то степень влияния этого риска оценивают как низкую (например, нарушение законодательства о контрактной системе, в результате которого государственный контракт будет заключен несвоевременно; предусмотренная таким контрактом поставка новых принтеров взамен имеющихся и исправно работающих на достижение целей деятельности главного администратора (администратора) в целом не повлияет).

В остальных случаях степень влияния оценивают как среднюю.

Одним из примеров проведения анализа возможных последствий реализации бюджетного риска в применении мер ответственности и негативном воздействии на репутацию главного администратора (администратора) является анализ положений правовых актов, определяющих условия (обстоятельства) применения таких мер ответственности или публикации информации в открытом доступе (например, путем анализа положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет применения мер ответственности при допущении нарушений при исполнении бюджетных полномочий главного администратора (администратора).

При оценке степени влияния может также использоваться совокупность факторов, как это приведено в примере оценки по критерию "вероятность".