Методические рекомендации применяются начиная с оценки бюджетных рисков перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 год и актуализации реестра бюджетных рисков по состоянию на 1 января 2024 года.

III. Реестр бюджетных рисков

Под реестром бюджетных рисков понимается документ, используемый для сбора и анализа информации о бюджетных рисках.

При образовании субъекта ВФА или передаче полномочий по осуществлению ВФА:

- субъектами бюджетных процедур направляются субъекту ВФА предложения по ведению реестра бюджетных рисков (на основе проведенной ими оценки бюджетных рисков, анализа способов их минимизации (устранения), а также анализа выявленных нарушений (недостатков);

- ведение реестра бюджетных рисков обеспечивает руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо).

Ведение реестра бюджетных рисков предусматривает его первичное формирование и последующую актуализацию, в том числе с использованием прикладных программных средств и информационных систем.

Предложения по ведению реестра бюджетных рисков, направленные субъектами бюджетных процедур, учитываются субъектом ВФА с учетом принципов ВФА, в том числе принципа функциональной независимости (например, не исключаются бюджетные риски из реестра бюджетных рисков по предложениям субъектов бюджетных процедур в случае, когда субъектом ВФА установлены причины и возможные последствия их реализации).

Должностные лица (работники) субъекта ВФА и члены аудиторских групп, привлеченные к проведению аудиторских мероприятий (должностные лица (работники) главных администраторов (администраторов) и эксперты), в целях ведения реестра бюджетных рисков:

- обеспечивают сбор и анализ информации о бюджетных рисках (например, включение в реестр бюджетных рисков информации о причинах бюджетных рисков на основе информации, изложенной в заключении);

- оценивают бюджетные риски и способы их минимизации (устранения);

- проводят анализ выявленных нарушений (недостатков) (в целях формирования информации о бюджетных рисках, которые уже наступили и могут наступить в будущем).

Для обеспечения выполнения вышеуказанных обязанностей членами аудиторской группы, не являющимися должностными лицами (работниками) субъекта ВФА, рекомендуется определить сроки и способ представления соответствующей информации субъекту ВФА при их привлечении в состав аудиторской группы (например, при согласовании привлечения должностного лица (работника) подведомственного администратора с руководителем такого администратора).

Реестр бюджетных рисков согласно пункту 3 приложения N 1 к СВФА "Планирование и проведение" должен содержать в отношении каждого выявленного (обнаруженного) бюджетного риска:

1) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

2) описание бюджетного риска;

3) причины бюджетного риска;

4) возможные последствия реализации бюджетного риска;

5) оценку по критерию "вероятность";

6) оценку по критерию "степень влияния";

7) значимость (уровень) бюджетного риска;

8) владельцев бюджетного риска и (или) структурные подразделения (подразделения в составе этих структурных подразделений) главного администратора (администратора), ответственные за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры;

9) меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков (при необходимости принятия) и приоритетность их принятия.

Пример формирования реестра бюджетных рисков приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

Способы указания наименований операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры приведены в разделе 1 главы II настоящих Методических рекомендаций, при этом противоречит положениям федеральных стандартов ВФА указание:

- характеристики операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры или требований, установленных законодательными и иными правовыми актами (например, своевременное представление информации о начислении доходов);

- вместо операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры предмета ее осуществления (например, доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках). При этом допускается конкретизация операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры в зависимости от предмета (целей) ее осуществления (например, контроль за своевременностью осуществления платежей по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках);

- операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, выполняемых организациями, с которыми осуществляется взаимодействие главным администратором (администратором) (например, формирование и направление подведомственным казенным учреждением обращения для согласования списания объектов недвижимого имущества), за исключением случая передачи полномочий по осуществлению ВФА и одновременному указанию положений о ведении одного ("единого") реестра бюджетных рисков по администраторам (главному администратору), в которых осуществляется ВФА, в ведомственном (внутреннем) акте, обеспечивающем осуществление ВФА.

Описание выявленного (обнаруженного) бюджетного риска приводится путем указания его наименования, способы указания которого приведены в разделе 1 главы II настоящих Методических рекомендаций. При этом отсутствие проведения аудиторских мероприятий в отношении какой-либо бюджетной процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетный процедуры) не является основанием для невключения бюджетного риска в реестр бюджетных рисков или непроведения его оценки в рамках ведения реестра бюджетных рисков.

Требование к указанию причин и возможных последствий реализации бюджетного риска не зависит от факта его реализации (например, если на момент актуализации реестра бюджетных рисков отсутствует информация о реализации бюджетного риска в связи с внесением изменений в нормативный правовой акт, регулирующий осуществление бюджетной процедуры, в части сокращения срока представления документов, отсутствие этой информации не является основанием для исключения бюджетного риска из реестра бюджетных рисков).

В случае отсутствия у субъекта ВФА и субъектов бюджетных процедур оснований для формирования суждения о наличии причин бюджетного риска или возможных последствий реализации бюджетного риска, то основания возникновения бюджетного риска (возможность его реализации) или негативное влияние на результаты выполнения бюджетной процедуры и качество финансового менеджмента не определены, что не соответствует определению понятия "бюджетный риск" и, следовательно, такое событие бюджетным риском не является.

Способы указания оценки по критериям "вероятность" и "степень влияния", а также значимости (уровня) бюджетного риска приведены в разделе 2 главы II настоящих Методических рекомендаций. Указание дополнительных характеристик бюджетного риска осуществляется в случае их определения положениями ведомственного (внутреннего) акта, обеспечивающего осуществление ВФА.

В реестр бюджетных рисков включаются все выявленные (обнаруженные) бюджетные риски (как значимые, так и не значимые).

При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску, то есть должна быть обеспечена возможность сортировки бюджетных рисков по значимости (уровню) и оценкам по критериям "вероятность" и "степень влияния".

Владельцами бюджетных рисков являются руководитель (заместители руководителя), руководители и должностные лица (работники) структурных подразделений главного администратора (администратора), ответственные:

- за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск;

- за реализацию (выполнение) мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.

Вместо владельцев бюджетных рисков или одновременно с ними могут быть указаны структурные подразделения (подразделения в составе этих структурных подразделений) главного администратора (администратора), ответственные за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск, в том числе за реализацию (выполнение) мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.

Определение владельцев бюджетных рисков рекомендуется осуществлять путем изучения:

- ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) (например, положения о структурном подразделении или графика документооборота);

- информационных систем и прикладных программных средств, используемых для выполнения бюджетных процедур (например, данные информационных систем о должностных лицах (работниках) (структурных подразделениях) главного администратора (администратора), сформировавших, согласовавших и подписавших документ);

- взаимодействия должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) путем обсуждения с субъектами бюджетных процедур.

Указанный перечень источников не является исчерпывающим и может изменяться (дополняться) в зависимости от организации деятельности главного администратора (администратора).

Определение владельцев бюджетного риска зависит от уровня детализации бюджетных процедур и (или) операций (действий) по их выполнению в реестре бюджетных рисков.

Под мерами по минимизации (устранению) бюджетного риска понимаются конкретные (то есть точные, предметно определенные), достижимые (то есть возможно точно определить результат выполнения), имеющие срок выполнения действия, направленные на:

- повышение качества финансового менеджмента;

- снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска;

- устранение причин бюджетного риска;

- устранение причин и условий нарушений и (или) недостатков.

Меры по организации внутреннего финансового контроля, определяющие предмет действия, имеющие конечную цель и срок выполнения, являются мерами по минимизации (устранению) бюджетного риска (например, не указывается необходимость усиления контроля в качестве меры по минимизации (устранению) бюджетного риска).

Мерой по минимизации (устранению) бюджетного риска может быть организация контрольного действия (например, создание для работника администратора памятки, по которой он будет осуществлять сверку данных при формировании документов), однако само контрольное действие (например, сверка документов) является операцией (действием) по выполнению бюджетной процедуры, а не мерой по минимизации (устранению) бюджетных рисков.

Меры по минимизации (устранению) бюджетного риска определяются, исходя:

- из предложений (решений) субъектов бюджетных процедур;

- решений руководителя главного администратора (администратора) по результатам рассмотрения заключений;

- решений руководителя главного администратора (администратора) по результатам рассмотрения информации, полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий (например, на основе информации об итогах консультирования субъектов бюджетных процедур);

- результатов мониторинга мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.

Указанный перечень источников не является исчерпывающим и может изменяться (дополняться) в зависимости от организации деятельности главного администратора (администратора).

Руководитель субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо) имеет право подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, а также совершенствования правовых актов и иных документов главного администратора (администратора), устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур, но не принимать решение о необходимости выполнения субъектом бюджетной процедуры мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.

Кроме того, мера по минимизации (устранению) бюджетного риска может отсутствовать.

Приоритетность мер по минимизации (устранению) бюджетного риска может отражаться как путем присвоения номера, отражающего приоритет ее выполнения по сравнению с другими мерами по минимизации (устранению) бюджетного риска в отношении этого бюджетного риска, так и в отдельной графе.

Одним из способов установления приоритетности является определение первоочередности и значимости реализации (например, перераспределение обязанностей при осуществлении операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры может иметь приоритет перед ее автоматизацией, если такое перераспределение обеспечит недопущение нарушений (недостатков) до перехода на автоматизацию).

Актуализация реестра бюджетных рисков в обязательном порядке проводится перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий путем:

- актуализации оценки бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков;

- оценки бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков.