Методические рекомендации применяются начиная с оценки бюджетных рисков перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий на 2024 год и период до срока представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за 2024 год и актуализации реестра бюджетных рисков по состоянию на 1 января 2024 года.

1. Выявление (обнаружение) бюджетного риска

Анализ, направленный на выявление (обнаружение) бюджетного риска, проводится по каждой операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры.

Под бюджетными процедурами понимаются:

1) процедуры по исполнению бюджетных полномочий главного администратора (администратора), предусмотренных положениями статей 158, 160.1, 160.2, 162 и иными положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (например, положениями статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации о представлении главным администратором в финансовый орган информации в целях исполнения судебных актов) и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, за исключением:

- организации и осуществления ВФА;

- проведения мониторинга качества финансового менеджмента;

- процедур по администрированию доходов в бюджет, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о страховых взносах, законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;

2) процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента (управление активами, в том числе недвижимым имуществом, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд).

Результатом выполнения бюджетной процедуры является сформированный (подписанный) в соответствии с требованиями к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры документ и (или) совершенное действие, в отношении которого нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, установлены форма, требования к содержанию, сроки и порядок выполнения (например, бюджетная смета). Если указанные условия не соблюдены, то такие процедуры не могут быть отнесены к бюджетным процедурам (например, бюджетной процедурой не является формирование служебных записок).

Бюджетная процедура осуществляется путем последовательного выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.

Операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур являются:

1) операции (действия) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, включая контрольные действия (например, сверка данных с отчетом о состоянии лицевого счета администратора при формировании Сведений об исполнении бюджета (код формы по ОКУД 0503164);

2) операции (действия) по организации бюджетной процедуры, включая контрольные действия, совершаемые перед выполнением бюджетной процедуры (например, распределение (ротация) обязанностей или утверждение методики расчета);

3) операции (действия) по обеспечению выполнения бюджетной процедуры, включая контрольные действия, совершаемые до или во время выполнения бюджетной процедуры (например, представление документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала, необходимых для принятия комиссией по поступлению и выбытию активов решения о признании задолженности безнадежной к взысканию);

4) операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, включая контрольные действия, совершаемые во время выполнения бюджетной процедуры (например, подтверждение факта отражения объектов аренды в бюджетном учете при регистрации факта поступления доходов от аренды);

5) контрольные действия, совершаемые после выполнения бюджетной процедуры (например, при составлении консолидированной бюджетной отчетности выявлены ошибки в ранее составленной индивидуальной бюджетной отчетности).

Операции (действия) по выполнению бюджетных процедур рекомендуется определять в том числе путем анализа:

1) положений ведомственных (внутренних) актов (регламентов распределения полномочий и обязанностей, должностных регламентов (инструкций), выданных доверенностей);

2) прикладных программных средств, информационных ресурсов и регламентов взаимодействия с ними, ведомственных (внутренних) актов о предоставлении к ним доступа;

3) служебных писем, содержащих сведения об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур;

4) результатов обсуждения организации выполнения бюджетных процедур с субъектами бюджетных процедур;

5) иных источников, содержащих информацию о выполняемых главным администратором (администратором) операциях (действиях) по выполнению бюджетных процедур.

Уровень детализации операций (действий) по выполнению бюджетных процедур определяется субъектом ВФА или субъектом бюджетных процедур самостоятельно, исходя из условий и обстоятельств, в которых они осуществляются (например, операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры может быть представлена как набор контрольных действий, необходимых для формирования документа, так и самой операцией по его формированию или, например, если для формирования однотипных документов трем субъектам бюджетных процедур необходимо осуществить пять контрольных действий, а четвертому субъекту бюджетных процедур - эти пять контрольных действий и еще одно, то пять контрольных действий могут учитываться в совокупности, а шестое контрольное действие - отдельно).

После определения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур с учетом положений пункта 5 приложения N 1 к федеральному стандарту ВФА "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н (далее - СВФА "Планирование и проведение"), по каждой из них для выявления (обнаружения) бюджетных рисков проводится анализ:

1) самостоятельно осуществляемых бюджетных полномочий (например, не подлежат анализу операции (действия) по ведению бюджетного учета в случае передачи главным администратором (администратором) полномочий по его осуществлению);

2) информации об изменениях положений законодательных и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, касающихся соответствующих операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (например, внесены изменения в положения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, общими требованиями к нормативным правовым актам, определяющими требования к правилам предоставления таких субсидий, самими правилами их предоставления, правовым актом, устанавливающим типовую форму соглашения об их предоставлении, что может создать бюджетный риск их несоблюдения в рамках первого применения);

3) информации об изменениях в деятельности или организационной структуре главного администратора (администратора) (например, главным администратором прекращена выдача лицензий (аттестатов), что может повлечь бюджетный риск некорректного отражения в бюджетном учете бланков строгой отчетности; не в полном объеме распределены полномочия упраздненного структурного подразделения администратора, что может привести к их невыполнению);

4) ведомственных (внутренних) актов на предмет наличия (актуальности) или достаточности и соответствия положениям законодательных и иных нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения (например, при наличии общих требований к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним соответствующий регламент в администраторе отсутствует, что может быть признаком того, что такие полномочия не исполняются);

5) информации о выявленных по результатам проведения органами государственного (муниципального) финансового контроля контрольных и экспертно-аналитических мероприятий нарушениях и недостатках (например, при выявлении органами государственного (муниципального) финансового контроля нарушений определяется недостаточность организации и осуществления внутреннего финансового контроля в целях их предупреждения);

6) информации о типовых нарушениях и недостатках, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля (например, в отношении отдельных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур главного администратора не были проведены в текущем и отчетном годах контрольные или экспертно-аналитические мероприятия, при этом такие мероприятия, результаты которых отражены в информации о типовых нарушениях (недостатках), были проведены в других главных администраторах, что может быть использовано субъектом ВФА при оценке бюджетных рисков по таким операциям в главном администраторе);

7) используемых прикладных программных средств и информационных ресурсов и изменений в них (например, при автоматизированном формировании в информационной системе проекта бюджетной сметы путем свода данных из обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, бюджетный риск несоответствия показателей проекта бюджетной сметы показателям обоснований (расчетов) плановых сметных показателей может отсутствовать);

8) организации наделения правами доступа пользователей к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, а также регламентов взаимодействия пользователей с этими прикладными программными средствами и информационными ресурсами (например, отсутствует регламент наделения правами доступа к федеральной государственной информационно-аналитической системе "Единая система управления государственным имуществом", что создает условие, когда такие права могут быть предоставлены не всем должностным лицам (работникам), ответственным за внесение сведений в реестр федерального имущества, что не позволит им осуществлять соответствующие операции (действия) по выполнению бюджетных процедур и определит наличие бюджетного риска);

9) наличия актов и (или) документов главного администратора (администратора) о разграничении полномочий при выполнении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур и (или) информации о фактическом разграничении таких полномочий (например, отсутствует ведомственный (внутренний) акт, разграничивающий полномочия по администрированию доходов бюджета между структурными подразделениями администратора, что может привести к увеличению сроков исполнения или не исполнению бюджетных полномочий);

10) кадрового обеспечения структурных подразделений главного администратора (администратора) сотрудниками, в том числе информации о кадровых изменениях (например, постоянная смена сотрудников в бухгалтерии может повлечь неполноту передачи информации между уволенными и принятыми впервые должностными лицами (работниками), что обуславливает бюджетный риск неполноты отражения в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни);

11) данных отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента (например, недостижение главным администратором максимального значения показателя, отражающего долю осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, может быть признаком несоблюдения требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд");

12) итогов и планов деятельности главного администратора (администратора), взаимосвязанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетных процедур (например, планом нормативно-правовой работы главного администратора было предусмотрено приведение ведомственного (внутреннего) акта в соответствие с установленными требованиями, что не было реализовано и могло привести к несоблюдению установленных требований к осуществлению бюджетной процедуры);

13) результатов ранее проведенных аудиторских мероприятий, отраженных в заключениях, и результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков (например, по результатам проведения аудиторского мероприятия было поручено создать автоматизированные контроли в прикладном программном средстве, при этом сведения о реализации поручения отсутствуют, что может служить признаком повторения ранее выявленных нарушений (недостатков);

14) информации, отраженной в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта ВФА (например, в отношении каких именно операций (действий) по выполнению бюджетных процедур была отмечена недостаточная степень надежности внутреннего финансового контроля);

15) решений руководителя главного администратора (администратора), взаимосвязанных с организацией (обеспечением выполнения), выполнением бюджетных процедур (например, руководителем администратора вне рамок рассмотрения результатов аудиторских мероприятий было принято решение по изменению подходов к проведению конкурса на замещение вакантных должностей, что может свидетельствовать о поиске более квалифицированных кадров в связи с высокими текущими трудозатратами и большим количеством выявляемых ошибок);

16) информации, включенной в реестр бюджетных рисков на момент оценки бюджетных рисков;

17) информации субъектов бюджетных процедур о выявленных при совершении контрольных действий нарушениях и (или) недостатках (например, субъектом бюджетных процедур сообщается о невозможности соблюдения требования к осуществлению операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры в связи с несоответствием алгоритма ее осуществления в ведомственном (внутреннем) акте и прикладном программном средстве);

18) иной информации о нарушениях и недостатках (их причинах и условиях) (например, анализ изменений практики применения судами положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации согласно постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации может указать на наличие бюджетных рисков, связанных с гражданскими правоотношениями).

Требований к документальному оформлению проведенного анализа, за исключением отражения соответствующих сведений в реестре бюджетных рисков и формирования рабочей документации аудиторского мероприятия, федеральными стандартами ВФА не установлено.

В целях выявления (обнаружения) рисков искажения бюджетной отчетности анализируется также вышеуказанная информация, с учетом информации, полученной по результатам анализа:

1) федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (например, изменение требований к составу бюджетной отчетности);

2) документов учетной политики главного администратора (администратора) (единой учетной политики при централизации учета), в том числе на предмет достаточности и соответствия нормативным правовым актам, регулирующим ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности (например, документами учетной политики не установлен график документооборота, что может повлечь несвоевременное отражение фактов хозяйственной жизни в бюджетном учете);

3) информации об организации внутреннего контроля (внутреннего финансового контроля) совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (например, необеспечение проведения годовой инвентаризации в целях выявления просроченной задолженности (урегулирования указанной задолженности), квалификации объектов, не являющихся балансовыми объектами бюджетного учета может привести к искажению информации в годовой бюджетной отчетности о качественном состоянии дебиторской и кредиторской задолженности);

4) организации хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бюджетной отчетности (например, при централизации ведения бюджетного учета не определено, какой из организаций обеспечивается хранение первичных учетных документов, что может повлечь их утерю).

Сбор вышеуказанной информации может осуществляться одним или несколькими из следующих способов:

1) на основе объяснения в письменной и (или) устной форме от субъектов бюджетных процедур;

2) путем получения доступа к прикладным программным средствам и информационным ресурсам;

3) путем ознакомления с организационно-распорядительными и техническими документами главного администратора (администратора) к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;

4) по результатам посещения помещений и территорий, которые занимают субъекты бюджетных процедур;

5) на основе запросов, подписанных руководителем субъекта ВФА (уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению ВФА (далее - уполномоченное должностное лицо):

- субъектам бюджетных процедур;

- главным администраторам (администраторам), во взаимодействии с которыми осуществляются бюджетные процедуры (например, администраторам, от которых получены полномочия по ведению бюджетного учета);

- на основе запросов юридическим лицам (организациям), которым переданы полномочия главного администратора (администратора), в том числе для получения доступа к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам (например, бюджетному учреждению переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика).

Отказ в предоставлении субъекту ВФА данных, информации в отношении выполнения бюджетных процедур и осуществления операций (действий), в том числе посредством использования информационных систем, может также быть расценен как фактор, указывающий на наличие бюджетных рисков.