2.2.3. Планирование и проведение эвакуации (рассредоточения) населения

Планирование эвакуации (рассредоточения) населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы в военное время осуществляется:

а) на федеральном уровне (за Российскую Федерацию) - МЧС России во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными организациями;

б) на федеральном уровне (в федеральных органах исполнительной власти и государственных компаниях <32>) - эвакуационной комиссией федерального органа исполнительной власти (государственной компании) во взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципального образования;

--------------------------------

<32> Организации, указанные в приложении N 2 Правил приведения в готовность гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1297-53.

в) на региональном уровне (за субъект Российской Федерации) - эвакуационной комиссией субъекта Российской Федерации совместно во взаимодействии с объединенными стратегическими командованиями военных округов (Северного флота), округами войск национальной гвардии Российской Федерации и подчиненными им органами военного управления (органами управления <33>), органами, уполномоченными по гражданской обороне и предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территорию которого (или с территории которого) планируется эвакуация;

--------------------------------

<33> Подчиненные органы военного управления Минобороны России - территориальные гарнизоны. Подчиненные органы управления Росгвардии - территориальные органы Росгвардии.

г) на региональном уровне (за территориальный орган федерального органа исполнительной власти или государственной компании) - эвакуационной комиссией территориального органа федерального органа исполнительной власти (государственной компании) во взаимодействии с органами, уполномоченными по гражданской обороне и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, на территорию которого (или с территории которого) планируется эвакуация;

д) на местном уровне (за муниципальный район или городской округ) - эвакуационной (эвакоприемной) комиссией муниципального образования во взаимодействии с эвакуационной комиссией субъекта Российской Федерации и подразделениями территориальных органов федерального органа исполнительной власти (государственной компании), расположенных в пределах территорий муниципальных образований;

е) на объектовом уровне (организации) - эвакуационной комиссией организации во взаимодействии с эвакуационной и (или) эвакоприемной комиссиями муниципальных образований, на территорию которых (или с территории которых) планируется эвакуация.

Проведение эвакуационных мероприятий планируется с учетом:

возможной обстановки, которая может сложиться при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в военное время;

состояния и пропускной способности путей сообщения, удаленности безопасных районов, географических и климатических особенностей местности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);

установленных сроков проведения эвакуационных мероприятий.

Разработка планов эвакуационных мероприятий всех уровней осуществляется в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденным приказом МЧС России от 27.03.2020 N 216ДСП, с учетом настоящих методических рекомендаций <34>.

--------------------------------

<34> Эвакуационные мероприятия на период 2021 - 2025 годов планируются только при условии применения потенциальным противником обычных средств поражения. Применение оружия массового поражения (ядерного оружия) наименее вероятно в связи с наличием у Российской Федерации компонентов ядерного сдерживания. Однако полностью не исключается.

Расчеты по численности населения, подлежащего эвакуации, проведенные в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России по порядку формирования системы исходных данных для планирования мероприятий по гражданской обороне на период 2021 - 2025 годов (часть вторая утверждена 22.01.2020 Уч. N 38с), применимы только в части подготовки оценки возможной обстановки и включения в планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) при реализации наихудшего сценария развития (внезапном нападении противника, в том числе с применением оружия массового поражения) - указываются возможные объемы проведения эвакуационных мероприятий. В планы эвакуационных мероприятий данные расчеты не включаются.

При планировании эвакуационных мероприятий учитываются производственные и мобилизационные планы, а также миграция населения.

Зоны опасностей (возможных опасностей) определяются заблаговременно в мирное время органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по согласованию с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Безопасные районы для размещения и жизнеобеспечения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации заблаговременно в мирное время по согласованию с органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, объединенными стратегическими командованиями военных округов (Северного флота), округами войск национальной гвардии Российской Федерации и подчиненными им органами военного управления (органами управления).

Безопасные районы определяются вне районов сосредоточения резервов и формирований соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также на безопасном удалении от важных военных объектов; объектов, имеющих важное оборонное и экономическое значение; объектов, представляющих высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время (радиационно, химически, биологически и пожаровзрывоопасных объектов, гидротехнических сооружений, магистральных газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, скотомогильников (биотермических ям, захоронений радиоактивных и токсичных промышленных отходов), которые могут рассматриваться в качестве первоочередных целей для поражения, наличия жилого фонда, дорожной сети, возможностей обеспечения необходимых условий возобновления производственной деятельности трудоспособного (работающего) населения и отдыха людей, обеспечения условий для создания группировок сил гражданской обороны, предназначенных для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Перечень безопасных районов субъекта Российской Федерации рекомендуется утверждать нормативным актом субъекта Российской Федерации.

С целью плановой подготовки и поддержания в постоянной готовности безопасных районов органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется издать нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации "О заблаговременной подготовке безопасных районов к проведению эвакуационных мероприятий в военное время", которым определяется:

положение о заблаговременной подготовке (освоению) и поддержанию в постоянной готовности безопасных районов к проведению эвакуационных мероприятий в военное время;

план заблаговременной подготовки (освоения) безопасных районов к размещению эвакуируемого (рассредоточиваемого) в безопасные районы населения, материальных и культурных ценностей;

форма акта освоения безопасного района;

форма представления сведений по качественной оценке состояния безопасного района.

Федеральными органами исполнительной власти, государственными компаниями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями рекомендуется осуществлять:

освоение (обследование, согласование) мест (пунктов, районов) размещения в безопасных районах с составлением акта обследования соответствующего места (пункта) размещения;

подготовку мест (пунктов, районов) размещения в безопасных районах к приему населения (работников организаций и неработающих членов их семей), материальных и культурных ценностей;

установление мобилизационных заданий (заказов) на обеспечение проведения эвакуационных мероприятий с включением их в мобилизационные планы (мобилизационный план экономики Российской Федерации, мобилизационные планы отраслей экономики (сфер деятельности), мобилизационные планы экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);

подготовку договоров (контрактов) с организациями и индивидуальными предпринимателями по выполнению заданий (заказов), обеспечивающих проведение эвакуационных мероприятий, в соответствии с мобилизационными планами;

взаимодействие по вопросам обустройства мест (пунктов, районов) размещения в безопасных районах и удовлетворения потребностей эваконаселения по основным видам его жизнеобеспечения;

планирование в соответствующих бюджетах необходимых финансовых средств на обеспечение проведения эвакуационных мероприятий.

В ходе проведения частичной эвакуации использование транспорта проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта общего пользования.

В ходе проведения общей эвакуации осуществляются:

уплотнение графиков движения транспортных средств;

перераспределение транспортных средств по маршрутам эвакуационных перевозок;

увеличение количества вагонов в железнодорожных составах до предельно допустимых норм;

посадка людей в транспортные средства и железнодорожные вагоны с уплотнением до установленных норм;

подготовка и использование дополнительных (запасных и дублирующих) маршрутов эвакуации (при необходимости).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления несут ответственность за организацию эвакуации в военное время на соответствующей территории.

При получении сигнала (распоряжения) на проведение частичной или общей эвакуации федеральным органам исполнительной власти, государственным компаниям, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям рекомендуется ввести в действие соответствующие планы эвакуационных мероприятий, при этом организовать своевременное оповещение и информирование населения о начале проведения эвакуационных мероприятий и порядке их действий.

Руководство проведением эвакуационных мероприятий рекомендуется осуществлять с заблаговременно создаваемых в мирное время повседневных или запасных пунктов управления федеральных органов исполнительной власти, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, обеспеченных в необходимых объемах каналами и средствами связи, а также линиями привязки к сети связи общего пользования.

Руководителям гражданской обороны и эвакуационным органам рекомендуется организовывать проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в соответствии с разработанными и уточненными по конкретно сложившейся обстановке планами, а также решениями (распоряжениями, указаниями) вышестоящих руководителей гражданской обороны.

Органам, осуществляющим управление гражданской обороной, рекомендуется организовывать и координировать работу эвакуационных, транспортных органов и других служб по подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, а также всестороннему обеспечению эвакуационных мероприятий.

В зависимости от численности населения, удаленности районов эвакуации, климатических условий, характеристик местности, развития дорожной сети и наличия транспорта эвакуацию из зон возможных опасностей рекомендуется завершать в установленные планом эвакуационных мероприятий сроки с момента получения распоряжения (сигнала) о начале ее проведения.

Эвакуация (рассредоточение) работников организаций планируются заблаговременно (в мирное время) и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым <35>:

--------------------------------

<35> Пункт 15 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

эвакуация остального нетрудоспособного и незанятого в производстве (экономической деятельности) населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления. К организации проведения эвакуации указанной категории населения рекомендуется привлекать организации жилищно-коммунального хозяйства.

Вывоз населения в безопасные районы осуществляется всеми видами транспорта независимо от форм собственности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, не используемого по мобилизационным планам и в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, с одновременным выводом части населения пешим порядком <36>.

--------------------------------

<36> Пункт 2 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

Использование транспорта планируется заблаговременно (в мирное время) исходя из оценки пропускной способности путей сообщения, фактического наличия транспорта и количества в них посадочных мест, наличия мест посадки (высадки), погрузки (выгрузки) в конкретном субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании).

К вывозу транспортом планируются:

медицинские учреждения и население, которое не может передвигаться пешим порядком (граждане пожилого возраста, инвалиды, больные, беременные женщины, женщины с детьми до десятилетнего возраста и др.);

рабочие смены и формирования гражданской обороны организаций, продолжающих свою деятельность в зонах эвакуации в военное время;

работники научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро;

население, имеющее личный транспорт.

Остальное население, а также вышеперечисленные категории населения, способные передвигаться пешим порядком, при недостатке транспортных средств выводятся организованно пешим порядком.

Категории и численность населения, эвакуируемого транспортом и пешим порядком, могут уточняться эвакуационными комиссиями в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети и других местных условий.

Перевозки населения на расстояние до 100 км рекомендуется выполнять автотранспортом, местными и пригородными поездами, воздушными, морскими и речными судами.

Перевозки населения на расстояние свыше 100 км - железнодорожным транспортом, воздушными, морскими и речными судами.

Водный транспорт планируется, в первую очередь, для вывоза рабочих (служащих) организаций водного транспорта, организаций, расположенных вблизи портов, пристаней (причалов), и членов их семей.

На межнавигационный период эвакуационные перевозки, осуществляемые водным транспортом, дублируются автомобильным или железнодорожным транспортом.

Для населения, районы размещения которого расположены на большем удалении, предусматриваются промежуточные пункты эвакуации, размещаемые за зонами эвакуации и зонами возможных разрушений.

Вывоз населения с промежуточных до конечных пунктов эвакуации планируется автомобильным транспортом муниципальных образований безопасных районов, а также железнодорожным и водным транспортом.

Для работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время в зонах эвакуации, планируется подвоз рабочих смен.

В целях определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения планирования его размещения в безопасном районе все эвакуируемое (рассредоточиваемое) население распределяется на следующие группы:

1-ая группа (рассредоточиваемое население) - работники организаций, продолжающих работу в зонах опасностей (возможных опасностей);

2-ая группа (эвакуируемое трудоспособное население) - работники организаций, прекращающие свою производственную деятельность в зонах возможных опасностей и переносящих свою деятельность в безопасные районы;

3-я группа - эвакуируемое нетрудоспособное и незанятое в производстве (экономической деятельности) население. Основная часть этой группы населения может быть вывезена заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.

Рекомендуется стремиться к максимальному сокращению числа работающих в зоне опасностей (возможных опасностей) в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленные производственные базы в безопасном районе.