Работа с обучающимися

Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с уровнем образования обозначены во ФГОС <8>. На основании этих требований в федеральных рабочих программах воспитания представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся. Целевые ориентиры результатов воспитания в целях физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия соотносятся с уровнем общего образования обучающихся и несут в себе поступательное развитие, переходя от уровня формирования социально значимых навыков в начальной школе, через развитие социально значимых отношений на уровне основного общего образования к приобретению опыта социально значимых дел в старшей школе. Так, например:

--------------------------------

<8> Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 N 286); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413).

- начальное общее образование - бережное отношение к физическому здоровью, соблюдение основных правил здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде; овладение основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; ориентация на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физической культурой и спортом (уровень формирования социально значимых навыков);

- основное общее образование - понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении здоровья; неприятие курения, употребления алкоголя, наркотиков, понимание их последствий для здоровья; способность адаптироваться к меняющимся условиям и стрессовым ситуациям (уровень развития социально значимых отношений) (таблица 1);

- среднее общее образование - понимание и выражение в практической деятельности ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья; проявление сознательного и обоснованного неприятия курения, употребления алкоголя, наркотиков, деструктивного поведения в обществе; сознательное управление своим эмоциональным состоянием, развитие способности адаптироваться к стрессовым ситуациям, к меняющимся условиям (уровень приобретения опыта социально значимых дел) (таблица 1).

Таблица 1 - Целевые ориентиры результатов воспитания, обозначенные федеральными рабочими программами воспитания основного общего образования и среднего общего образования

Целевые ориентиры результатов воспитания в целях формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия

на уровне основного общего образования

на уровне среднего общего образования

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде

Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность)

Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность)

Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья

Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья

Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием

Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием

Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.

Развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).

Мотивация обучающихся к соблюдению принципов здорового образа жизни и выработка соответствующих ей механизмов поддержки требует глубокого понимания существа системы мотивации обучающихся как личностной характеристики.

Мотив (лат. moveo - "двигаю") <9> - материальный или идеальный "предмет", представляющий окончательную ценность для субъекта, который побуждает и направляет его деятельность. При этом источником человеческой мотивации служат его потребности. Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов (т.е. является полимотивированной), и может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Но окончательное решение "что и как делать?" принимается субъектом осознанно на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентаций).

--------------------------------

<9> Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 4-е издание, расширенное. - Москва: Издательство АСТ, 2009. - 811 с. - (Большая психологическая энциклопедия).

При формировании мотивации к здоровому образу жизни обучающихся необходимо вызывать у обучающегося положительные переживания, связанные со здоровым образом жизни. Чем интенсивнее, ярче и вдохновеннее окажется для обучающегося положительное переживание, тем сильнее будет мотивация к поддержанию такого образа жизни. Таким образом, необходимо создание в школе доброжелательного климата, при котором все участники образовательных отношений чувствовали бы поддержку со стороны друг друга. Акцент делается на позитивном опыте, который участники образовательных отношений могут получить в межличностном и учебном взаимодействии в школе. Принятие, уважение и межличностная успешность обеспечивают позитивное восприятие школы и себя в ней, что оказывает позитивное влияние на формирование здорового образа жизни.

Общественное поощрение в целом и признание индивидуальных достижений одноклассников/одногруппников самими обучающимися - важная часть формирования мотивационного климата образовательной организации. Например, организация поощрения обучающимися коллективно избранного обучающегося, внесшего наибольший личный вклад в продвижение идей здоровьесбережения и укрепления здоровья. Причем это могут быть не только спортивные достижения, обучающийся может вносить личный вклад в планирование и проведение мероприятий по профилактике. Практика поощрения одноклассника/одногруппника его товарищами может при разумном использовании иметь высокий профилактический и мотивационный потенциал.

Если рассматривать вышеуказанные положения относительно участия обучающихся в тестировании, то оно для обучающегося должно быть позитивным, интересным опытом познания себя, причиной задуматься о себе, участие в СПТ должно дать обучающемуся пищу для размышлений. При работе с отдельными обучающимися, демонстрирующими сопротивление участию в СПТ, недопустимо прибегать к принуждению, дискриминации и каким-либо еще негативным подкреплениям. Необходимо понимание активных потребностей обучающегося, исходя из которых тот отказывается участвовать в СПТ, и попробовать выяснить, возможно ли удовлетворение этих потребностей через СПТ. Наказание за неучастие в СПТ недопустимо, поощрение участия в СПТ - приветствуется.

Соотнесение технологий профилактики с потребностями возраста, удовлетворению которых они способствуют, будет рассмотрено далее, при определении ресурсов при мотивации обучающихся к здоровому образу жизни.