Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Утверждены

приказом Минпромторга России

от 27 марта 2023 г. N 1000

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ

К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ,

В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ

И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации или организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - требования), предназначены для применения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, владеющими критически важным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - организации, эксплуатирующие критически важные объекты).

2. Требования применяются к объектам, отнесенным к критически важным объектам в соответствии с критериями отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и организации, в отношении которых Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 1 ноября 2021 г. N 4350 <1> (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2022 г., регистрационный N 67393), и включенным в ведомственный раздел перечня критически важных объектов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, порядок формирования и утверждения которого установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 981 "Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня критически важных объектов" (далее - критически важные объекты).

--------------------------------

<1> Пункт 3 Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1225.

3. Требования устанавливают для каждой категории значимости критически важных объектов комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидации ЧС, обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС, а также определяют порядок проведения оценки готовности организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты.

4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, включает:

а) на критически важных объектах федерального уровня значимости:

назначение в организации, эксплуатирующей критически важный объект, работников, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС (далее - уполномоченные работники);

осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 2, 4 - 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 <2> (далее - Положение о подготовке граждан);

--------------------------------

<2> В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

создание и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС на критически важном объекте, в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68) и постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1007);

разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций <3> организации, эксплуатирующей критически важный объект (далее - План действий по ЧС);

--------------------------------

<3> Подпункты "а" и "д" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ, пункт 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Положение о РСЧС).

б) на критически важных объектах регионального уровня значимости:

назначение в организации, эксплуатирующей критически важный объект, уполномоченных работников;

осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 2, 4 - 6 Положения о подготовке граждан;

создание и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС на критически важном объекте в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации N 1007;

разработку и утверждение Планов действий по ЧС;

в) на критически важных объектах муниципального уровня значимости:

назначение в организации, эксплуатирующей критически важный объект, уполномоченных работников;

осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 2, 4 - 6 Положения о подготовке граждан;

создание и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС на критически важном объекте в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации N 1007;

разработку и утверждение Планов действий по ЧС.

5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, включает:

а) на критически важных объектах федерального уровня значимости:

создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ;

проведение тренировок и учений, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июля 2020 г. N 565 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580) (далее - Инструкция N 565);

б) на критически важных объектах регионального уровня значимости:

создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ;

проведение тренировок и учений, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции N 565;

в) на критически важных объектах муниципального уровня значимости:

создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ;

проведение тренировок и учений, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции N 565.

6. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС, включает:

а) на критически важных объектах федерального уровня значимости:

введение режима чрезвычайной ситуации на критически важном объекте решением руководителя организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона N 68;

применение по назначению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с Планом действий по ЧС;

организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на критически важных объектах в зоне ЧС;

б) на критически важных объектах регионального уровня значимости:

введение режима функционирования чрезвычайной ситуации на критически важном объекте решением руководителя организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона N 68;

применение по назначению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с Планом действий по ЧС;

организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на критически важных объектах в зоне ЧС;

в) на критически важных объектах муниципального уровня значимости:

введение режима функционирования чрезвычайной ситуации на критически важном объекте решением руководителя организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона N 68;

применение по назначению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с Планом действий по ЧС;

организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на критически важных объектах в зоне ЧС.

7. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС, включает:

а) на критически важных объектах федерального уровня значимости:

планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей критически важный объект, и обеспечению жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС в соответствии с подпунктом "б" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ;

создание и организация работы в организации, эксплуатирующей критически важный объект, в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики <4> (далее - комиссии ПУФ);

--------------------------------

<4> Пункт 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804.

б) на критически важных объектах регионального уровня значимости:

планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей критически важный объект, и обеспечению жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС в соответствии с подпунктом "б" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ;

создание и организация работы в организации, эксплуатирующей критически важный объект, в мирное и военное время комиссии ПУФ;

в) на критически важных объектах муниципального уровня значимости:

планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей критически важный объект, и обеспечению жизнедеятельности работников этих организации в ЧС в соответствии с подпунктом "б" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ;

создание и организация работы в организации, эксплуатирующей критически важный объект, в мирное и военное время комиссии ПУФ.

8. Все организации, эксплуатирующие критически важные объекты, независимо от категории значимости критически важного объекта, подлежат оценке готовности к предупреждению и ликвидации ЧС (далее - оценка готовности) и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты (далее - определение достаточности мер).

9. Проведение оценки готовности и определение достаточности мер осуществляется комиссией по оценке готовности организации, эксплуатирующей критически важные объекты, к предупреждению чрезвычайных ситуаций и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты (далее - комиссия), назначаемой руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект (далее - руководитель организации).

10. Оценка готовности и определение достаточности мер проводится на основании акта организации, эксплуатирующей критически важный объект, о проведении оценки готовности и определения достаточности мер (далее - акт организации) с периодичностью:

не реже одного раза в два года - в отношении организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;

не реже одного раза в три года - в отношении организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;

не реже одного раза в пять лет - в отношении организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости.

11. В акте организации указываются:

основание для проведения оценки готовности и определения достаточности мер;

полное наименование организации, эксплуатирующей критически важный объект, в отношении которой планируется проведение оценки готовности и определения достаточности мер;

срок проведения оценки готовности и определения достаточности мер;

решение о создании комиссии и ее состав;

задачи комиссии;

вопросы организации работы комиссии.

12. Акт организации доводится до заинтересованных лиц, указанных в акте организации, под подпись или иным способом, подтверждающим факт получения указанного акта, в срок не позднее 20 календарных дней до даты начала оценки готовности и определения достаточности мер.

13. Председателем комиссии назначается руководитель организации или один из его заместителей.

14. Комиссия формируется из числа работников организации, эксплуатирующей критически важный объект. К работе комиссии с учетом категории значимости критически важного объекта по согласованию могут привлекаться:

в отношении критически важных объектов федерального уровня значимости - представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, на территории которого расположен критически важный объект;

в отношении критически важных объектов регионального уровня значимости - представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, на территории которого расположен критически важный объект;

в отношении критически важных объектов муниципального уровня значимости - представители территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа местного самоуправления, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, на территории которого расположен критически важный объект.

15. Оценка готовности предусматривает:

а) проверку Плана действий по ЧС, проведение тренировок и учений, предусмотренных Инструкцией N 565, на критически важном объекте, проведенных в организации, эксплуатирующей критически важные объекты, в течение года, предшествующего дате проведения оценки готовности;

б) оценку готовности сил и средств организации, эксплуатирующей критически важный объект, к ликвидации ЧС, исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, включающую проверку укомплектованности подразделений и обеспеченности их необходимыми материально-техническими средствами в соответствии с актами организации, эксплуатирующей критически важный объект;

в) проверку факта подготовки руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, и их готовность к действиям при ЧС, включающим проверку наличия документов о прохождении подготовки, установленной пунктами 4 - 6 Положения о подготовке граждан;

г) проверку наличия резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, созданных в соответствии с актами организации, эксплуатирующей критически важный объект.

16. Определение достаточности мер формируется по итогам анализа проведенных мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организации <5>, эксплуатирующей критически важный объект, и обеспечению жизнедеятельности работников этой организации в ЧС, а также проведенных тренировок и учений в области защиты населения и территорий от ЧС в организации, эксплуатирующей критически важный объект, в течение года, предшествующего дате определения достаточности мер.

--------------------------------

<5> Подпункт "б" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ.

17. На основании сведений, полученных по результатам оценки готовности и определения достаточности мер, комиссией оформляется акт оценки готовности организации, эксплуатирующей критически важный объект, к предупреждению и ликвидации ЧС и определения достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект (далее - акт комиссии).

В акте комиссии должны быть отражены выводы:

а) о готовности (неготовности) организации, эксплуатирующей критически важный объект, к предупреждению и ликвидации ЧС, содержащий оценку:

"готова к предупреждению и ликвидации ЧС" - при выполнении организацией, эксплуатирующей критически важный объект, комплексов мер, установленных пунктами 4 - 6 требований;

"не готова к предупреждению и ликвидации ЧС" - при выявлении одного или нескольких нарушений организацией, эксплуатирующей критически важный объект, комплексов мер, установленных пунктами 4 - 6 требований;

б) о достаточности (недостаточности) мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, содержащий оценку:

"достаточно мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект" - при отсутствии недостатков по реализации организацией, эксплуатирующей критически важный объект, комплекса мер, установленного пунктом 7 требований;

"недостаточно мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект" - при наличии одного и более нарушений у организации, эксплуатирующей критически важный объект, комплекса мер, установленного пунктом 7 требований.

18. Акт комиссии составляется в одном экземпляре, подписывается председателем, всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект. При наличии разногласий между членами комиссии, возникших в ходе проведения оценки готовности, решение принимается простым большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.

В случае несогласия члена комиссии с выводами, указанными в акте комиссии, он письменно излагает особое мнение, которое приобщается к акту комиссии и является его неотъемлемой частью.

В случае принятия комиссией решения о неготовности организации, эксплуатирующей критически важный объект, к предупреждению и ликвидации ЧС и (или) недостаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, в акте комиссии указываются недостатки, которые необходимо устранить организации, эксплуатирующей критически важный объект, а также определяются сроки их устранения.